НОД конспект занятия в подготовительной к школе группе "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коваленко Тамара Збигневна
Занятие посвящено знакомству детей с основным занятием Кубанских земледельцев-выращиванием злаковых культур,с видами полевых работ, со старинными орудиями труда.Пословицы и поговорки охлебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova_konspekt.docx19.87 КБ
Файл hleb_vsemu_golova_konspekt.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №31 города Ейска муниципального

Образования Ейский район

Конспект  НОД « Хлеб всему голова» для детей  подготовительной

       к школе группе компенсирующей направленности

                   

                                                     Подготовила:

                                          Коваленко Тамара Збигневна,

                                          Воспитатель

                                          МБДОУ ДСКВ №31 г. Ейска МО

                                          Ейский район

Программные задачи: Знакомство детей с основным занятием Кубанских  

Земледельцев- выращиванием злаковых культур, с видами полевых работ, со старинными орудиями труда. Закрепить пословицы, поговорки о хлебе, о хлеборобе. Познакомить с процессом выпечки хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба, к хлебу.

Словарная работа: Соха, борона, серп, цеп, амбар, мельница, жернова.

Содержание: Это продолжение цикла встреч с Кубанской стариной. Беседа имеет большое нравственное значение: дети знакомятся не только с трудом своих предков, но и учатся бережному отношению к хлебу, воспитывается уважительное отношение к людям труда.

Вступление: Воспитатель на вышитом рушнике под музыкальное сопровождение выносит хлеб-соль. Объясняет смысл этого древнего обычая. «Хлеб всему голова!». Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб-соль подносили дорогим гостям, а на свадьбе - жениху и невесте. Если мы с вами отведаем хлеб да соль, то будем дружить, никогда не поссоримся.

                         ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ:

Воспитатель: Сегодня я вас встречаю хлебом да солью, как родных и долгожданных гостей. Садитесь рядком, да поговорим ладком. А поговорим мы с вами сегодня о хлебе. Ведь самая кропотливая, трудная и почетная работа - это растить хлеб. Недаром молвится: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи» Вот послушайте, как об этом рассказывали в старину: былина: «Вольга и Микула» (приложение).

Эта былина передавалась из поколения в поколение. О чем она?

Раньше говорили: « Землю пашут, не руками машут», а еще так: «Шапка с головы упадет-не подниму, некогда»

Ранней весной, когда земля, если ее сжать, не превращается в липкий комок- самое время пахать поле. Первой помощницей в этом  была конечно- лошадь, ведь без нее казак- никуда. Пахали землю – сохой (Показ слайдов на экране). «Матушка сошка, золотые рожки». Вспахали землю, но сеять еще рано. Надо бороной по полю пройти, разбить крупные комья земли, чтобы она стала мягкой и пушистой.(показ слайдов). Сеет обычно зерно самый опытный мужчина, это право почетное. В поле он выходил в чистой рубахе, чтобы сорняки не росли. Мешок с зерном не завязывали, чтобы семена дружно взошли, а урожай рос здоровым. Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать. Дети всячески старались помочь родителям в их нелегком труде. Зазывали дождик на поле: « Дождик, дождик, посильней, мы поедем на свинье – Богу молиться, царю поклониться, я у Бога сирота -  отпираю ворота».(Дети встают и повторяют закличку еще раз). Если же наоборот, все время шел дождь, то дети кричали: « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, дам тебе горошка». « Радуга-дуга, перекинься на луга. Выйди солнышко из под бревнышка»

Вот и вырос урожай. Женщины в чистых сарафанах, подпоясавшись, взяв в руки серпы, шли жать (показ слайдов). Ребятишек вашего возраста оставляли дома следить за животными, а маленьких грудничков забирали с собой, чтобы там же в поле и покормить. Работали от зари и до заката солнца. А где в хлебном растении прячется будущий пирожок? В вершках или корешках? Ответы детей: В колосках, в вершках…                                                                        Воспитатель: Вот и собран урожай. Нужно теперь зернышки отделить от соломы. Делали это при помощи цепов (показ слайда, рассказ воспитателя об обмолоте)                                                                                                                         Загадка: « Летят гуски, деревянные носки, шейки кожаные»                                  Работу эту выполняли обычно мужчины, а женщины им помогали. Дети могут изобразить молотьбу.                                                                                            Затем зерно- веяли, очищали его от шелухи. Помогала в этом деревянная лопата да ветреный денек, тогда легкая шелуха отлетала в сторону. Провеяв зерно, его убирали на хранение в амбар. Чистое зерно везли на мельницу, но если нужно было перемолоть на муку небольшое количество зерна, то это делали дома, с помощью жерновов ( показ слайдов)

                       ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

Вот и смололи муку (показать). Прежде чем замесить тесто, муку надо просеять через сито. Затем в большой глиняной кадке замешивали тесто и ставили в теплое место, чтобы оно поднялось, и хлеб получился пышный и мягкий.  « Сидела баба на печи, на каленом кирпиче, не могла стерпеть, начала пыхтеть».

В печку хлеб сажали на лопате, с ее же помощью готовый хлеб из печи и доставали, клали на стол на чистый рушник. Чтобы корочка была хрустящей, хлеб, еще горячий, слегка смачивали водой, и снова давали полежать под рушником.

Когда хлеб готов, вся семья его ждет с нетерпением…

Все ребята получают по кусочку ароматного хлебушка, пробуют его с солью.

Хорошо вспомнить о значении хлеба для человека.                

                         



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №31 города Ейска муниципального

Образования Ейский район

Конспект  НОД « Хлеб всему голова» для детей  подготовительной

       к школе группе компенсирующей направленности

                   

                                                     Подготовила:

                                          Коваленко Тамара Збигневна,

                                          Воспитатель

                                          МБДОУ ДСКВ №31 г. Ейска МО

                                          Ейский район

Программные задачи: Знакомство детей с основным занятием Кубанских  

Земледельцев- выращиванием злаковых культур, с видами полевых работ, со старинными орудиями труда. Закрепить пословицы, поговорки о хлебе, о хлеборобе. Познакомить с процессом выпечки хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба, к хлебу.

Словарная работа: Соха, борона, серп, цеп, амбар, мельница, жернова.

Содержание: Это продолжение цикла встреч с Кубанской стариной. Беседа имеет большое нравственное значение: дети знакомятся не только с трудом своих предков, но и учатся бережному отношению к хлебу, воспитывается уважительное отношение к людям труда.

Вступление: Воспитатель на вышитом рушнике под музыкальное сопровождение выносит хлеб-соль. Объясняет смысл этого древнего обычая. «Хлеб всему голова!». Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб-соль подносили дорогим гостям, а на свадьбе - жениху и невесте. Если мы с вами отведаем хлеб да соль, то будем дружить, никогда не поссоримся.

                         ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ:

Воспитатель: Сегодня я вас встречаю хлебом да солью, как родных и долгожданных гостей. Садитесь рядком, да поговорим ладком. А поговорим мы с вами сегодня о хлебе. Ведь самая кропотливая, трудная и почетная работа - это растить хлеб. Недаром молвится: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи» Вот послушайте, как об этом рассказывали в старину: былина: «Вольга и Микула» (приложение).

Эта былина передавалась из поколения в поколение. О чем она?

Раньше говорили: « Землю пашут, не руками машут», а еще так: «Шапка с головы упадет-не подниму, некогда»

Ранней весной, когда земля, если ее сжать, не превращается в липкий комок- самое время пахать поле. Первой помощницей в этом  была конечно- лошадь, ведь без нее казак- никуда. Пахали землю – сохой (Показ слайдов на экране). «Матушка сошка, золотые рожки». Вспахали землю, но сеять еще рано. Надо бороной по полю пройти, разбить крупные комья земли, чтобы она стала мягкой и пушистой.(показ слайдов). Сеет обычно зерно самый опытный мужчина, это право почетное. В поле он выходил в чистой рубахе, чтобы сорняки не росли. Мешок с зерном не завязывали, чтобы семена дружно взошли, а урожай рос здоровым. Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать. Дети всячески старались помочь родителям в их нелегком труде. Зазывали дождик на поле: « Дождик, дождик, посильней, мы поедем на свинье – Богу молиться, царю поклониться, я у Бога сирота -  отпираю ворота».(Дети встают и повторяют закличку еще раз). Если же наоборот, все время шел дождь, то дети кричали: « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, дам тебе горошка». « Радуга-дуга, перекинься на луга. Выйди солнышко из под бревнышка»

Вот и вырос урожай. Женщины в чистых сарафанах, подпоясавшись, взяв в руки серпы, шли жать (показ слайдов). Ребятишек вашего возраста оставляли дома следить за животными, а маленьких грудничков забирали с собой, чтобы там же в поле и покормить. Работали от зари и до заката солнца. А где в хлебном растении прячется будущий пирожок? В вершках или корешках? Ответы детей: В колосках, в вершках…                                                                        Воспитатель: Вот и собран урожай. Нужно теперь зернышки отделить от соломы. Делали это при помощи цепов (показ слайда, рассказ воспитателя об обмолоте)                                                                                                                         Загадка: « Летят гуски, деревянные носки, шейки кожаные»                                  Работу эту выполняли обычно мужчины, а женщины им помогали. Дети могут изобразить молотьбу.                                                                                            Затем зерно- веяли, очищали его от шелухи. Помогала в этом деревянная лопата да ветреный денек, тогда легкая шелуха отлетала в сторону. Провеяв зерно, его убирали на хранение в амбар. Чистое зерно везли на мельницу, но если нужно было перемолоть на муку небольшое количество зерна, то это делали дома, с помощью жерновов ( показ слайдов)

                       ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

Вот и смололи муку (показать). Прежде чем замесить тесто, муку надо просеять через сито. Затем в большой глиняной кадке замешивали тесто и ставили в теплое место, чтобы оно поднялось, и хлеб получился пышный и мягкий.  « Сидела баба на печи, на каленом кирпиче, не могла стерпеть, начала пыхтеть».

В печку хлеб сажали на лопате, с ее же помощью готовый хлеб из печи и доставали, клали на стол на чистый рушник. Чтобы корочка была хрустящей, хлеб, еще горячий, слегка смачивали водой, и снова давали полежать под рушником.

Когда хлеб готов, вся семья его ждет с нетерпением…

Все ребята получают по кусочку ароматного хлебушка, пробуют его с солью.

Хорошо вспомнить о значении хлеба для человека.                

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»

Рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния; утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки п...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...