Главные вкладки

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему "По тропинке в лес пойдем"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Сайгина Татьяна Николаевна

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beseda_pro_les.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №55 комбинированного вида»

    Конспект беседы

    с детьми среднего дошкольного возраста на тему

    «По тропинке в лес пойдем»

                                                                                     Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                                                       I квалиф. категории

                                                                                                                               Сайгина Т.Н.

    Саранск 2017 г.


    Рекомендации. Беседу целесообразно провести в начале весны. В случае проведения беседы в помещении групповая комната может быть оформлена как лесная полянка (обитатели, грибы). По ходу беседы дети перемещаются по комнате, совершая воображаемую прогулку, участвуя в воображаемых действиях. Участниками беседы могут стать родители, любящие и знающие лес. Они могут оказать воспитателю помощь в оформлении фотостенда или стенда с репродукциями картин И. Шишкина, А. Куинджи.

    Цель. Пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу и правилами сбора грибов; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу

    Материал. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».

    Ход беседы

    Вначале воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

    Богатырь стоит богат,

    Угощает всех ребят.

    Ваню - земляникой,

    Таню - костяникой,

    Машеньку - орешком,

    Петю - сыроежкой,

    Катеньку - малинкой,

    Васю - хворостинкой.

    Так о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о лесе.

    Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится в лесу? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка в лес? (Ответы)

    Знаете, какие деревья растут в лесу?

    Что же это за девица?

    Не швея. Не мастерица.

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    (Ель.)

    С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня все обижают,

    Шкурку тонкую сдирают.

    (Липа)

    Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит?

    (Осина)

    Весной зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы.

    (Рябина.)

    Стоит Алена –

    Платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    (Береза)

    Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу». (Воспитатель показывает детям карточки с изображением листьев деревьев. Представители трех команд называют их. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.)

    Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

    Родился маленький Дубок,

    И я стою и не дышу.

    Родился маленький Дубок,

    Он по колено ландышу.

    Он под защитою травы

    И в землю не глубок.

    Из желудя родился

    И в желудь бы укрылся –

    В тень листиков Дубок.

    Л. Николаенко

    Какую роль играет лес в жизни животных и человека? (Воспитатель выслушивает и направляет ответы, затем показывает плакаты.)

    Лес - защитник человека.

    Лес - родной дом растениям и животным.

    Лес - помощник земледельца.

    Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

    Не случайно о лесе говорят:

    Лес - богатство и краса,

    Береги свои леса!

    Враг природы тот,

    Кто леса не бережет!

    Как вы понимаете эти слова? Да, лес -это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

    Дети, а зачем, с какой целью вы ходите в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом, послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц, полакомиться ягодами, собрать грибы.

    Только я в кусты вошла –

    Подосиновик нашла,

    Две лисички, боровик

    И огромный моховик.

    Еж колючий предо мной

    Пробежал к себе домой.

    Три синички в тишине

    Звонко пели песни мне.

    А подальше забрела –

    Там черники набрала.

    Все теперь домой несу –

    Хорошо у нас в лесу!

    Г.Ладонщиков

    Давайте вспомним наши прогулки по лесу, посмотрим слайды «Лес». Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

    Берегите русский лес,

    Он - источник всех чудес!

    Чтобы всюду зеленели

    Сосны, вязы, клены, ели,

    Берегите лес!

    Белке, кунице, зайцу, лисице

    Лес - дом родной.

    Птице и зверю хочется верить

    В мир и покой.

    Ф.Лисичкин

    Отгадайте, о чем дальше пойдет речь?

    Спрятался за пень,

    Шапка набекрень.

    Кто подходит близко –

    Кланяется низко.

    (Гриб.)

    Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? Отгадайте загадки о грибах (по мере отгадывания воспитатель показывает иллюстрации).

    Розовая сорочка

    Да волнистая,

    С краю оторочка

    Да пушистая.

    (Волнушка розовая.)

    Рыжие ушки

    С лисьей макушки

    В траве лежат

    Для малых ежат.

    (Лисички.)

    Под осиной мужичок,

    На нем красный колпачок.

    (Подосиновик.)

    Был белым комком,

    Стал черным дымком.

    (Гриб-дождевик.)

    Пришли пареньки,

    Присели на пеньки.

    Сидят все гуртом,

    Не сгонишь кнутом!

    (Опята.)

    Под березой старичок,

    На нем бурый колпачок

    И пиджак с пестринкой,

    А сапожки с глинкой.

    (Подберезовик)

    А о каких грибах идет речь в этих стихах?

    Испугался маленький грибок:

    - Это кто меня толкает в бок

    Присмотрелся: пуговка-головка

    Рыженькая, как у всех маслят.

    - Отодвинься, мне расти неловко!

    Все понятно. Рядом младший брат.

    Г.Глушнев

    В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?

    Посмотри: зашевелился

    Серый мох у наших ног –

    Моховик на свет явился,

    Попросился в кузовок.

    Я по лесам бродить привык,

    Я жду опять дождя грибного,

    Когда на свет пробьется снова

    Едва приметный боровик.

    Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы - боровики? В каких местах они растут? Часто они играют с нами в прятки.

    Белый гриб-боровичок

    Притаился - и молчок!

    В темноте угрюмой

    Потихоньку думал:

    «Вот попробуй-ка найди,

    Походи да погляди!

    Не найдешь, не найдешь,

    Так ни с чем и уйдешь!»

    Вот как рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е.Трутнева (можно прочесть фрагмент стихотворения).

    Грибы

    Грибочек, грибок,

    Масляный бок,

    Серебряная ножка,

    Прыгай в лукошко!

    Разноцветные поганки

    Сами лезут на полянки.

    Их обходим стороной,

    Нам не нужно ни одной.

    Пучеглазый мухомор

    Боком сел на косогор.

    Нам не нужен мухомор –

    Не пойдем за косогор!

    Полосатые волнушки

    Разбежались по опушке.

    И по шляпке, и по коже

    Все на рыжики похожи.

    Только рыжиково дно

    Каждой складочкой красно,

    А на донышке волнушки –

    Просто беленькие стружки.

    Рядышком под елками –

    Не малы, не велики –

    И лежат, как пятаки,

    Две пригожие синявки,

    Притаились в мягкой травке.

    Их увидеть мудрено -

    Мы разыщем все равно!

    А во мху, как на подушке,

    Чье-то беленькое ушко,

    И за ним еще штук пять..

    Это грузди! Надо взять.

    Под осинами на кочке

    Гриб в малиновом платочке,

    Подосиновиком звать.

    И его придется взять.

    Точно желтые цыплята,

    Разбрелись в бору маслята –

    Снизу донышко под пленкой,

    Сверху масло в коже тонкой.

    Вот и гриб боровик!

    И красив он, и велик!

    В толстой шапке набекрень,

    Ножка толстая, как пень.

    Солнце стало ниже сосен,

    Мы едва корзинку носим.

    Начала спадать жара –

    Нам домой идти пора.

    Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? Разноцветные поганки

    Сами лезут на полянки.

    Их обходим стороной –

    Нам не нужно ни одной!

    Есть старуха вредная,

    На ней шляпа бледная,

    А нога в ботинке,

    На чулке пестринки.

    Вокруг ворота

    Пораспорото.

    Кто к ней прикоснется,

    Тот не проснется.

    (Бледная поганка.)

    А какие грибы самые нарядные и красивые?

    Шапочка атласная -

    Красная-красная,

    Белые горошины

    По верху брошены,

    А на ножке белый бант.

    Это что еще за франт?

    (Мухомор.)

    Почему так говорят?

    В шапке красной –

    Гриб опасный:

    Полюбуйся, погляди,

    Да сторонкой обойди.

    А вот Петя Елкин недавно отправился в лес по грибы... Из всех грибов он выбрал самые красивые - большие, красные, с белыми пятнышками на шляпке Шел и радовался - грибов набрал всем на удивление! И точно: все очень удивились, когда показал он свое лукошко Только не обрадовались: есть-то их нельзя! «Они же ядовитые!» - сказали ему друзья. Ничего не ответил Петя снова ушел в лес. А скоро вернулся... и опять принес лукошко мухоморов «Больше в лесу ядовитых грибов нет! -гордо сказал он. - Теперь все могут смело идти за грибами!»

    Почему Петя собрал полное лукошко мухоморов? Да, он не умел различат съедобные и ядовитые грибы. Почему Петя снова отправился в лес и собрал там все мухоморы? Он думал, что ребята могут ошибиться и собрать ядовиты грибы. Он не знал, что ребята умеют различать съедобные и несъедобны грибы.

    Нужно было собирать мухоморы. Почему? Да, ядовитыми грибами лечатся многие лесные животные, например лоси.

    А что вы делаете с мухоморами и поганками, когда они попадаются вам лесу?

    Послушайте внимательно, что я вам прочитаю. (Воспитатель читает статью Т. Гороховой о грибах из журнал «Юный натуралист»)

    «Тропинка уже вела обратно к автобусу, когда среди зелени травы засветил красный осколочек. На крошечной полянке их было много - это все, что осталось от красной шляпки мухомора. Какой-то злодей - по-другому и не назовешь - стукнул, видимо, по ней ногой. Десятком осколков взлетела она в воздух и упала в траву. Зачем? Кому помешал красавец мухомор? Со злости что ли, что пуста корзинка, убил жестокий человек такую красоту? Не увидел ее, не заметил. Ему ведь нужны только те грибы, которые он может съесть, а остальные он затопчет, вырвет с грибницей, поддаст ногой. А через год будет говорить в автобусе, что перестали в лесу совсем попадаться боровики, и невдомек ему, что сшибленный мухомор имел самое прямое отношение к съедобным грибам: чем больше будут топтать поганки, тем меньше станет в лесу подберезовиков, подосиновиков да и всех других съедобных грибов».

    Почему же нельзя сбивать и топтать мухоморы и поганки?

    А сейчас мы проверим, запомнили ли вы, какие грибы съедобные, а какие несъедобные. Мы с вами поиграем в игру «По грибы». (На полу расставляют картонные грибы на подставках - съедобные и несъедобные. Представителям двух команд дают лукошки и предлагают «сходить в лес за грибами». Цель игры: научить по внешнему виду различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами сбора грибов. После того как дети соберут грибы в лукошко, они объясняют свои действия. Воспитатель определяет победителя.)

    Давайте запомним правила сбора грибов.

    1. Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

    2. Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

    3. Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.

    4. Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

    5. Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

    Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

    Здравствуй, милый мой цветок,

    Леса гость весенний!

    Как красиво ты расцвел

    Здесь, в уединенье!

    Улыбнется ветерок

    И с тобой играет.

    Солнце целый день тебя

    Весело ласкает.

    Я. Колас

    Какие вы знаете лесные цветы? Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов - красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).

    У лесной дорожки

    Цветок на тонкой ножке.

    У самой сердцевинки –

    Свежие росинки.

    Ветер тронет венчик –

    Зазвенит бубенчик!

    Е.Лосъ

    Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвем цветы,

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты!

    Т. Собакин

    Дети, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам?

    От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров (пересказывает текст «Берегите лес от пожара» по И. Балбышеву).

    «Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы.

    Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно, не полностью. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

    Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще - из-за неосторожного обращения человека с огнем». Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

    От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда. Вот как описал ее поэт.

    Лесной пожар

    Забывчивый охотник на привале

    Не разметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушел, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра...

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костер,

    И сыпля искры посреди поляны,

    Багровые лохмотья распростер.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

    Как вспугнутая стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.

    В.Шефнер

    Дети, о чем это стихотворение?

    Бывает и так (читает рассказ В. Ветлиной «В гостях у леса» из журнала «Юный натуралист»).

    «Мы пришли на свою любимую поляну, где обычно проводили выходные дни, и остолбенели: тихого лесного уголка нельзя было узнать. Словно опустошительный ураган пронесся над ним.

    От раскидистой и густой чащи орешника, где еще недавно виднелись светло-зеленые кулачки с созревающими орехами, остались жалкие, исковерканные пеньки. Увядшие ветки валялись тут же вместе с обрубками тонких стволиков, из которых, видимо, кто-то вырезал палки.

    Трава... Да разве то, что осталось от нее на поляне, напоминало недавний зеленый ковер, расшитый цветами? Казалось, будто стадо диких кабанов только что покинуло эти места после своих игрищ. Смешаны с землей цветы и травы. Их жалкие клочки торчат тут и там среди обрывков бумаги и пленки, битых бутылок и пустых консервных банок. А в центре поляны - огромное кострище с полуобгорелыми остатками древесных стволов и еловых веток.

    Это так на природе отдыхали люди, приходили «в гости» к лесу - доброму другу, во все времена делившему с нами все беды и радости, щедро отдающему людям все, чем богат. А «гости» отплатили за добро полным погромом в доме гостеприимного хозяина. Лес молчит. Что может он? Разве что горестно взмахнет покалеченными ветками, уронит, как слезы, опадающие листья».

    Как вы ходите в гости в лес? Дети, кто же заботится о лесе?

    Чтобы сосны, липы, ели

    Не болели, зеленели,

    Чтобы новые леса

    Поднимались в небеса,

    Их под звон и гомон птичий

    Охраняет друг - лесничий.

    В. Степанов

    Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.

    В лесу я видел огород.

    На грядках зеленели

    Побеги всех родных пород:

    Березы, сосны, ели.

    И сколько было здесь лесной

    Кудрявой свежей молоди!

    Дубок, в мизинец вышиной,

    Тянулся вверх из желудя.

    Он будет крепок и ветвист -

    Вот этот прут дрожащий.

    Уже сейчас раскрыл он лист -

    Дубовый, настоящий.

    Вот клены выстроились в ряд

    Вдоль грядки у дорожки,

    И нежный лист их красноват,

    Как детские ладошки.

    Касаясь ветками земли,

    В тени стояли елки.

    На ветках щеточкой росли

    Короткие иголки.

    Я видел чудо из чудес:

    На грядках огорода

    Передо мной качался лес

    Двухтысячного года.

    С. Марша

    Все: и взрослые, и дети - должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

    В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему«Лето»

    Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, с...

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»...