Главные вкладки

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему "Что такое лес, или Путешествие маленького бельчонка".
    материал (средняя группа) на тему

    Сайгина Татьяна Николаевна

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 55 комбинированного вида»

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста

     на тему

    «Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка»

                                                             Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                                      I кв. категории

                                                                                                      Сайгина Т.Н.

    Саранск, 2017


    Цели: знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

    Ход беседы.

    Беседа-сказка.

    — Однажды маленький бельчонок услышал от соседки-белки слово «лес».

    — Мама, — обратился он к маме-белке, — а что такое лес?

    — Лес — это деревья, — - сказана мама, — березы, дубы, липы, ели, орешник, сосны.

    — А что такое березы? — не унимайся бельчонок. — А что такое дубы? А что значит орешник?

    — Я вижу, — сказала мама, — вырос ты. Пора и тебе знакомится с лесом. Приготовься к большому прыжку. Мы поскачем вот на ту полянку.

    Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не появился большой участок леса. Да такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать:

    —— Ах! — так красиво было кругом.

    Перед ним стояли белые березки. Такие же нарядные, как на нашей картинке.

    — Расскажите, ребята, какое же дерево увидел бельчонок? Как оно выглядит? (Дети рассказывают.)

    А теперь Катя прочитает нам и бельчонку стихотворение о березке. (Девочка читает стихотворение А.Прокофьева.)

    Люблю березку русскую,

    То светлую, то грустную.

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками.

    — Лес, в котором растут только березки, — продолжала белочка- мама, — называется березняк. Запомнил?

    — Да, — ответил бельчонок, — запомнил. Березняк.

    — А вы, дети, запомнили, как называется березовый лес?

    — А теперь поскачем туда, к ельнику, — сказала бельчонку мама. И два пушистых хвостика, один побольше, другой поменьше, замелькали сначала в листве белых березок, а затем и среди веток и сучьев других, пока незнакомых бельчонку деревьев. Они удалялись от белоствольной березовой рощицы и приближались к густому, наполненному полумраком ельнику.

    — Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в ельнике? А почему ельник такой темный? (Ответы детей.)

    — Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.

    — Что бельчонок увидел на ветках елей вместо листочков, которые уже видел на березе? (Ответы детей.)

    Да, вместо клейких листочков бельчонок увидел на ветках ели иголочки. И шишки. Пахучие, смолистые. Их семема так понравились маленькому бельчонку, что он не мог оторваться и лакомился, лакомился, пока мама не сказала:

    — Ну хватит, обжорка, с переполненным брюшком трудно скакать по лесу, а я хочу тебе показать еще сосны и дубы...

    В сосновом лесу мама-белка, а с ней бельчонок спустились на землю, мягкую, усыпанную хвоей (так называются иголочки ели и сосны). Эта часть леса не была такой белой, как березовая роща, но в ней было очень светло и как-то радостно. Солнечные лучики достигали здесь самой земли.

    — Ого, у этих деревьев даже верхушек не видать! — сказал бельчонок.

    — Да, — сказала мама-белка, — в сосновом в бору все деревья высокие и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил, как бы наперегонки, тянутся вверх — к солнцу и свету.

    Рассмотрел бельчонок сосновую иголочку (мы помним, что она называется хвоинкой), а она совсем не похожа на еловую.

    — А вы, ребята, знаете отличие ели от сосны?

    — Ухты, — удивился бельчонок, — какая длинная иголочка!..

    Тут сверху упала шишка. Бельчонок быстро перемахнул к ней и опять удивился. Шишка сосны была намного меньше, чем еловая, и немного другой формы.

    — Найдите на наборочном полотне картинку с шишками сосны и ели. Чем они отличаются? Запомнили? (Ответы детей.)

    — А кто знает загадки о сосне и о елочке?

    Зимой и летом — одним цветом. (Ель, сосна)

    — Объясните бельчонку, почему ель и сосна зимой зеленые?

    Ее всегда в лесу найдешь,

    Пойдем гулять — и встретим.

    Стоит, колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.

    А к нам придет под Новый год –

    Ребята будут рады.

    Хлопот веселых полон рот:

    Готовят ей наряды. (Елки)

    Это дерево не елка,

    Хоть есть шишки и иголки.

    Как колонна каждый ствол.

    Сверху крона — как шатер. (Сосна)

    — Вы помните, ребята, игру «У медведя во бору...»? Так вот, сосновый лес называется бором. Запомнили?

    А бельчонок с белкой-мамой, немного полакомившись семенами сосновой шишки, поспешили к могучим лесным богатырям.

    — Догадались, о каком дереве теперь узнает бельчонок? (Ответы детей.)

    Игра «Снежный ком»

    — Да, правильно: великаном-богатырем русских лесов считается дуб. Выберите из картинок ту, на которой изображен дуб, и опишите это дерево. Каждый по очереди добавляет словечко. (Дуб — высокий, большой, ветвистый; ствол — толстый, коричневый; ветки — большие, могучие; листья — ...)

    Продолжение беседы

    — А что еще увидел бельчонок на ветках дуба среди листьев? Бельчонок был очень удивлен, что на таком большом, могучем дереве растет такой маленький плод.

    — Это желудь, — сказана мама-белка. — Его тоже можно есть белкам, но больше всего любят желуди лесные свиньи — кабаны.

    — Дубовый лес иногда называют дубовой рощей, но чаще — вот таким красивым словом: «дубрава». Нравятся вам оно? Запомнили? И бельчонок тоже запомнил.

    Теперь с мамой-белкой они опять направились в сторону большого дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути бельчонку встречались разные деревья. Большие и маленькие, они были как будто и похожи друг на друга, и вроде бы нет. То ствол посветлее, то листья покрупнее. Дома белочка-мать сказала, что лес, где много разных деревьев, называется смешанным.

    Кусты и деревья, листочки на ветках.

    Лиственный лес это, помните, детки.

    Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

    Лещина, шиповник, ясень, осинки.

    Если иголочки вместо листвы,

    Хвойным тогда этот лес назови.

    Если же есть и листва, и хвоинки,

    Рядом и ели растут, и осинки,

    Смешанным лес тот зовется, друзья —

    Тут вес деревья от «А» и до «Я».

    (А. Кочергина)

    — Давайте, ребята, покажем бельчонку листики деревьев, которые встречаются в наших смешанных лесах, и назовем деревья.

    (Дети выходят с картинками листиков и читают стихотворение о том дереве, которому принадлежит листочек.)

    Липа зацвела в июле,

    Соком сахарным полна.

    Принести нектар тот в улей

    Собирается пчела.

    Бубенцом звенит веселым

    Желтый липовый цветок,

    Из него шмели и пчелы

    Пьют душистый сладкий сок.

    Кружит листья листопад,

    Листья по ветру летят,

    Яркие, резные

    Листья золотые.

    А у клена разные,

    Самые прекрасные.

    Яркой осени приветы —

    Клена пышные букеты.

    Зябнет осинка,

    Дрожит на ветру.

    Стынет на солнышке,

    Мерзнет в жару...

    Дайте осинке

    Пальто и ботинки —

    Надо погреться

    Бедной осинке.

    С неба снег слетает

    И тихонько кружится.

    Этот снег не тает

    В теплых майских лужицах.

    В городе старинном

    Все белым-бело!

    Вьюгой тополиной

    Город замело.

    Осень в наш лес придет,

    С деревьев листва упадет,

    Злые начнутся морозы...

    А на рябине — из бусинок розы!

    Ягоды яркие алы,

    Светятся, точно кораллы.

    — Бельчонок познакомился с плодами деревьев. Зачем они нужны?

    — Посмотрите на картинку плодов и семян разных деревьев и ответьте, чьи это детки? Какие деревья и кусты вырастают из этих плодов?

    Итог занятия :

    — Что такое лес для нас и для бельчонка? (Ответы детей.)

    Ель, сосна, березы, клены...

    Это лес, наш друг зеленый!

    Он шумит, он поет,

    В тень прохладную зовет.

    А для бельчонка и его мамы лес — это дом, где они живут, питаются, встречают много друзей и немало врагов. Для бельчонка лес — то же, что для вас жилище, где вы живете вместе со своей семьей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

    В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему«Лето»

    Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, с...

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

    Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»...