Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Лесные обитатели зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

 

 

 

 

Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 

«Лесные обитатели зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_obitateli_zimoy.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек»

Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)  

«Лесные обитатели зимой»

Составила: Герасимчик Р.Г.

Сургут

2015


Коррекционно-обучающие задачи: уточнить и расширить представления детей о животных смешанных лесов средней полосы: хищники, травоядные; формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано и нельзя нарушать эту взаимосвязь;

 продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие задачи: продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе (лес и его обитатели); обогащать словарный запас детей.

Материал: Письмо от Зайца;  карточки с изображением заячьих следов, зайца, лисы, волка, оленя, лося, кабана; лист А4, черный фломастер, зеленый фломастер;

Предварительная работа: Беседы о диких животных; чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений; рассматривание альбомов «Дикие животные», рисование, лепка животных; сюжетная игра «Зоопарк», дидактические игры «Чей детеныш?», «Зоологическое лото».

Словарная работа: Медведь, волк, заяц, белка, еж, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, дупло, дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, добывать, охотиться,  линять.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Дети в раздевалке, на полу группы разложены картинки с изображением заячьих следов. «Ребята, я  сегодня пришла в детский сад и увидела письмо: «Детям группы «Колокольчик» от… А вот угадайте от кого:

Чьи это лапки на белом снегу

Наследили?

Кто-то быстро по белому полю

Бежал.

Корешок чьи-то зубки точили,

На осине кору обглодал.

Белым столбиком долго сидел,

Навострив свои длинные ушки,

А потом – кувырком

Полетел через голову со

Снежной горушки  (заяц). Воспитатель достает из конверта карточку с изображением зайца.

Вот Заяц и приглашает нас сегодня в зимний лес. Как же можно добраться до него? (на машине, автобусе, пешком). А вот я предлагаю - на лыжах! Хотите? Во-первых, мы не провалимся в снегу, во-вторых, не напугаем лесных обителей, то есть сможем бесшумно передвигаться, и, конечно же, получим удовольствие от катания на лыжах.  В какой одежде нам  будет удобно? (утепленной, легкой, спортивной). Поехали!» Дети проходят в группу на «лыжах».

  1. Тихо. Снег по пояс. Смотрите – чьи-то следы (показать детям изображение заячьих следов). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.

Вдруг насторожился заяц и наутек!

- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши).

- Кого испугался заяц? (Лису).Воспитатель достает из конверта карточку с изображением лисы.Но нелегко догнать косого.

- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все же настигнет враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как? Ложится  заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите.Дети  ложатся на спину и изображают, как заяц отбивается.  

Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает.

 Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они – то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем голодно и холодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.

- Кого еще боится заяц? (Волка) Воспитатель достает из конверта карточку с изображением волка.Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь, на оленей воспитатель достает из конверта карточку с изображением  оленя, лосей воспитатель достает из конверта карточку с изображением  лося,   кабанов воспитатель достает из конверта карточку с изображением  кабана. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья:  волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.  Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегают очень быстро. Сильные и  здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень?  Острые рога и тяжелые копыта – вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.

- Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?  Представьте, что девочки – оленята, а вы (часть детей) – взрослые олени, а вы – волки. Волки нападают, стараясь схватить оленят. Что сделают их родители?  Дать детям возможность самостоятельно решить проблему.  Да, олени встают в круг, внутри которого – оленята.

Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других животных. А чем питаются зимой олени, лоси?  Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете, почему? Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки  лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

- А почему не видно медведя и ежа?

-Где отдыхает ночью и во время непогоды лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем?

-Дупло – это жилище… Как зимует белка?

-Вспомните, где спят зимой волки? Просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.

 Многим животным трудно ходить по глубокому снегу  поэтому, даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот  и скатываются. На ровном месте  время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят.У зайца на лапах к зиме отрастает плотная длинная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.

  1. – Какой свежий воздух в лесу: вдохните носом, выдохните через рот. Мы уже долго бродим по лесу. Познакомились со всеми животными, с которыми Заяц хотел нас познакомить. Предлагаю вернуться в детский сад. Скажем спасибо зимнему лесу, Зайцу, наденем лыжи и пустимся в обратный путь. Снимите лыжи – мы в садике.
  2. Дети рассаживаются на стульях,  рассматривают карточки из конверта, которые разложили на доске.

-Как одним словом назвать тех, кто здесь изображен? Обводим их в большой круг. На заранее приготовленном листе рисуем большой круг.

-Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу? Вместе приходим к выводу, что это можно изобразить так:

Рисуем этот значок над большим кругом.

-Что едят лиса и волк? Других животных. Это хищники.

-Что едят заяц, белка, лось? Растения. Они травоядные.

-Как вы думаете, почему их назвали таким словом?

-Значит, на какие две группы можно разделить этих животных?

Рисуем внутри большого круга два маленьких и над ними рисуем символы, например, такие:

Хищники –

Травоядные –

-А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей? Зверей.

 5. Мы так много сегодня узнали о диких животных и я предлагаю проверить ваши знания. Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.

Хозяин лесной                                        На овчарку он похож:

Просыпается весной,                                Что ни зуб, то острый нож!

А зимой под вьюжный вой,                                Он бежит оскалив пасть,

Спит в избушке снеговой.                                На овцу готов напасть.

        Медведь                                                        Волк

Какой зверь опасный                                Возле дуба острым рылом

Ходит в шубе красной,                                Деловито землю рыл он.

Снег разгребает,                                        Видно желуди искал.

Мышек хватает?                                        Я пугать его не стал,

        Лиса                                                Не спугнул и мой Полкан.

                                                        Очень грозен был

                                                                        Кабан.

Не барашек и не кот                                        Кто по елкам ловко скачет

Носит шубу целый год.                                И влезает на дубы,

Шуба серая - для лета                                Кто в дупле орешки прячет,

Для зимы – другого  цвета.                             Сушит на зиму грибы?

        Заяц                                                                Белка

Горбоносый, длинноногий                                Шубка – иголки,

Великан ветвисторогий.                                Свернется он – колкий,

Ест траву, кустов побеги,                                Рукой не возьмешь.

С ним тягаться трудно в беге.                        Кто это?

Коль такого довелось                                                Еж.

Встретить, знайте, это …

        Лось.

6.  - Расскажите, пожалуйста, что сегодня интересного узнали? Что было новым для  тебя?  Вы так хорошо отгадывали загадки, значит узнали характерные особенности животных. Какие? Спасибо всем, вы меня порадовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста

1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР) 2017-2018 уч. год

Занятие направлено на обогащение  литературного  и социального опыта детей.Формирование умения детей оценивать  поступки героев.Учит выражать свою оценку в речи.Воспитывает нравственные...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...