Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Лесные обитатели зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Лесные обитатели зимой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_obitateli_zimoy.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек»
Конспект викторины по ознакомлению с художественной литературой
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Лесные обитатели зимой»
Составила: Герасимчик Р.Г.
Сургут
2015
Коррекционно-обучающие задачи: уточнить и расширить представления детей о животных смешанных лесов средней полосы: хищники, травоядные; формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано и нельзя нарушать эту взаимосвязь;
продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие задачи: продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе (лес и его обитатели); обогащать словарный запас детей.
Материал: Письмо от Зайца; карточки с изображением заячьих следов, зайца, лисы, волка, оленя, лося, кабана; лист А4, черный фломастер, зеленый фломастер;
Предварительная работа: Беседы о диких животных; чтение произведений художественной литературы, разучивание стихотворений; рассматривание альбомов «Дикие животные», рисование, лепка животных; сюжетная игра «Зоопарк», дидактические игры «Чей детеныш?», «Зоологическое лото».
Словарная работа: Медведь, волк, заяц, белка, еж, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, дупло, дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, добывать, охотиться, линять.
Ход занятия.
- Организационный момент. Дети в раздевалке, на полу группы разложены картинки с изображением заячьих следов. «Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела письмо: «Детям группы «Колокольчик» от… А вот угадайте от кого:
Чьи это лапки на белом снегу
Наследили?
Кто-то быстро по белому полю
Бежал.
Корешок чьи-то зубки точили,
На осине кору обглодал.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
А потом – кувырком
Полетел через голову со
Снежной горушки (заяц). Воспитатель достает из конверта карточку с изображением зайца.
Вот Заяц и приглашает нас сегодня в зимний лес. Как же можно добраться до него? (на машине, автобусе, пешком). А вот я предлагаю - на лыжах! Хотите? Во-первых, мы не провалимся в снегу, во-вторых, не напугаем лесных обителей, то есть сможем бесшумно передвигаться, и, конечно же, получим удовольствие от катания на лыжах. В какой одежде нам будет удобно? (утепленной, легкой, спортивной). Поехали!» Дети проходят в группу на «лыжах».
- Тихо. Снег по пояс. Смотрите – чьи-то следы (показать детям изображение заячьих следов). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.
Вдруг насторожился заяц и наутек!
- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши).
- Кого испугался заяц? (Лису).Воспитатель достает из конверта карточку с изображением лисы.Но нелегко догнать косого.
- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все же настигнет враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как? Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите.Дети ложатся на спину и изображают, как заяц отбивается.
Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает.
Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они – то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем голодно и холодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.
- Кого еще боится заяц? (Волка) Воспитатель достает из конверта карточку с изображением волка.Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь, на оленей воспитатель достает из конверта карточку с изображением оленя, лосей воспитатель достает из конверта карточку с изображением лося, кабанов воспитатель достает из конверта карточку с изображением кабана. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегают очень быстро. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта – вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.
- Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей? Представьте, что девочки – оленята, а вы (часть детей) – взрослые олени, а вы – волки. Волки нападают, стараясь схватить оленят. Что сделают их родители? Дать детям возможность самостоятельно решить проблему. Да, олени встают в круг, внутри которого – оленята.
Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других животных. А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете, почему? Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
- А почему не видно медведя и ежа?
-Где отдыхает ночью и во время непогоды лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем?
-Дупло – это жилище… Как зимует белка?
-Вспомните, где спят зимой волки? Просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.
Многим животным трудно ходить по глубокому снегу поэтому, даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят.У зайца на лапах к зиме отрастает плотная длинная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.
- – Какой свежий воздух в лесу: вдохните носом, выдохните через рот. Мы уже долго бродим по лесу. Познакомились со всеми животными, с которыми Заяц хотел нас познакомить. Предлагаю вернуться в детский сад. Скажем спасибо зимнему лесу, Зайцу, наденем лыжи и пустимся в обратный путь. Снимите лыжи – мы в садике.
- Дети рассаживаются на стульях, рассматривают карточки из конверта, которые разложили на доске.
-Как одним словом назвать тех, кто здесь изображен? Обводим их в большой круг. На заранее приготовленном листе рисуем большой круг.
-Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу? Вместе приходим к выводу, что это можно изобразить так:
Рисуем этот значок над большим кругом.
-Что едят лиса и волк? Других животных. Это хищники.
-Что едят заяц, белка, лось? Растения. Они травоядные.
-Как вы думаете, почему их назвали таким словом?
-Значит, на какие две группы можно разделить этих животных?
Рисуем внутри большого круга два маленьких и над ними рисуем символы, например, такие:
Хищники –
Травоядные –
-А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей? Зверей.
5. Мы так много сегодня узнали о диких животных и я предлагаю проверить ваши знания. Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.
Хозяин лесной На овчарку он похож:
Просыпается весной, Что ни зуб, то острый нож!
А зимой под вьюжный вой, Он бежит оскалив пасть,
Спит в избушке снеговой. На овцу готов напасть.
Медведь Волк
Какой зверь опасный Возле дуба острым рылом
Ходит в шубе красной, Деловито землю рыл он.
Снег разгребает, Видно желуди искал.
Мышек хватает? Я пугать его не стал,
Лиса Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был
Кабан.
Не барашек и не кот Кто по елкам ловко скачет
Носит шубу целый год. И влезает на дубы,
Шуба серая - для лета Кто в дупле орешки прячет,
Для зимы – другого цвета. Сушит на зиму грибы?
Заяц Белка
Горбоносый, длинноногий Шубка – иголки,
Великан ветвисторогий. Свернется он – колкий,
Ест траву, кустов побеги, Рукой не возьмешь.
С ним тягаться трудно в беге. Кто это?
Коль такого довелось Еж.
Встретить, знайте, это …
Лось.
6. - Расскажите, пожалуйста, что сегодня интересного узнали? Что было новым для тебя? Вы так хорошо отгадывали загадки, значит узнали характерные особенности животных. Какие? Спасибо всем, вы меня порадовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста по произведению Л.Воронковой "Девочка из города"
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста....
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы (ТНР) 2017-2018 уч. год
Занятие направлено на обогащение литературного и социального опыта детей.Формирование умения детей оценивать поступки героев.Учит выражать свою оценку в речи.Воспитывает нравственные...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...
Картотека дидактических игр по художественной литературе с детьми старшего дошкольного возраста
Уточнить знания о сказках, прививать любовь к ним....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...