Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm_mir_vokrug_nas.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».
цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал: иллюстрации насекомых, полянка с насекомыми, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».
Предварительная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок и рассказов про насекомых, рисование насекомых.
Ход ОД
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на лесную полянку.
Посмотрите здесь очень много цветов. Эта поляна волшебная. Это целая маленькая страна. Там живёт много разных обитателей.
Хотите узнать кто они?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого надо отгадать загадки.
1. Мелкий, хрупкий. Но силен!
Трудолюбья символ он.
Ведь бывает, что подчас,
Легче ноши в десять раз.
Дети: Муравей
2.Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.
Дети: Пчела
3. На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... .
Дети: Бабочка
4. По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
Дети: Божья коровка
5. По лесам, лугам, садам
Скачет зелен конь. Стрекочет!
Слышен звук то тут, то там
Целый день, до поздней ночи.
Дети: Кузнечик
6.Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель - с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт.
Дети: Майский жук
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: А вы знаете, почему их называют насекомыми?
Да потому, что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко(показываю картинку)
Воспитатель: Вы знаете, что про насекомых написано много сказок. Какие сказки вы знаете про насекомых?
Дети: Муха –цокотуха, Стрекоза и Муравей, Под грибом
Воспитатель: Молодцы. А ещё есть сказки других народов, например,
«Как вороне не удалось кузнечика склевать» (Лаосская народная сказка), «Почему у муравьёв кривые ноги» (Словенская народная сказка),
«Почему у слепня два глаза (Индонезийская народная сказка)».
Воспитатель: Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Насекомые бывают полезные и вредные.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу полянку и поговорим о каждом насекомом.
1.БОЖЬЯ КОРОВКА
С моей ладошки очень ловко,
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог!
Божья коровка – распространенное насекомое. Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами. У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Германские племена называли божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия. Французы надевали на детей амулеты с изображением этого жучка, веря, что они защищают от несчастий. Чехи считали, что найденная божья коровка принесет удачу во всех начинаниях. Истребляет тлю жучок, что портит листочки, носит красный пиджачок, в черненькую точку. Листьям помогает! Хоть молока и не даёт, но польза в ней другая, вам урожай весь сбережёт, всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства.
В случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.
На самом деле божьи коровки – хищники.
2. БАБОЧКА
В Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница. Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.
Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.
Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.
3. МУРАВЕЙ
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит,
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?.. Муравей.
Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
В одном муравейнике может быть от нескольких сотен до десятков тысяч особей. Муравьи едят все, но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них – как дойные коровы, которые снабжают муравьев сладким сахаристым соком.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнём. Засиделись мы на полянке. Сделаем физкультминутку и продолжим дальше.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато, какой хороший
Муравьи возводят дом.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А вот и пчёлка наша.
4. ПЧЕЛА
Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.
Пчелы живут большими семьями. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может.
Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса – бортевыми угодьями.
В бревне-колоде вырубалось дупло, затем колоду крепили на дерево. Позднее колоды начали ставить прямо на землю. Участок земли, где стояли колоды, назвали пасекой, а колоды – ульями. С той поры и появилась новая отрасль сельского хозяйства – пчеловодство.
5. МАЙСКИЙ ЖУК
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский жук.
Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.
Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь.
Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев. Особенно страдают молодые сосновые насаждения, а также свекла, картофель и другие полевые культуры.
Он прорывает себе в земле путь наверх и вылетает на поиски пищи. Чтобы найти корм, майские жуки могут пролетать значительные расстояния. Любимое лакомство взрослых жуков – молодые листочки дуба и березы. Личинками майских жуков питаются птицы и лесные жители. Меж деревьями цветущими майский жук летает, от гусениц - вредительниц сады очищает.
6. КУЗНЕЧИК
На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех везде, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.
У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки. Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они… крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.
Воспитатель: Вот мы с вами узнали, какие наши насекомые все разные. Их можно встретить не только в лесу, но и в городе.
Но если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел - нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц.
В природе все взаимосвязано. Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.
Давайте их не будем обижать, а будем беречь и охранять насекомых!
(Во время рассказа про насекомых, дети участвуют в обсуждениях, задают вопросы и отвечают на вопросы).
В конце занятия станцевать танец «В траве сидел кузнечик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».
цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навы...
ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Чистота - залог здоровья».
Цель: Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.Задачи:Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; познакомить с материалом на тему: «Микробы и какая наука их из...
Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».
Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить отгадывать загадки про грибы, по их характерным пр...
Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы».
Программные задачи: Закрепить знания детей о грибах, где они растут, их строением, внешними признаками. Умение различать съедобные и несъедобные грибы. Продолжать учить детей отгадывать загадки....
Конспект ОД по Формированию целостной культуры мира в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».
Цель: Закрепить знания о диких животных, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью. Познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображ...
Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»
Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...
- Мне нравится (1)