Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ftskm_mir_vokrug_nas.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по  формирование целостной культуры мира в средней группе  «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал: иллюстрации насекомых, полянка  с насекомыми, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».

Предварительная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок и рассказов про насекомых, рисование насекомых.

Ход ОД

Воспитатель: Сегодня  мы с вами отправимся на лесную полянку.

Посмотрите здесь  очень  много цветов. Эта поляна волшебная. Это целая маленькая страна. Там  живёт много разных обитателей.

Хотите узнать кто они?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого надо отгадать загадки.

1. Мелкий, хрупкий. Но силен!
Трудолюбья символ он.
Ведь бывает, что подчас, 
Легче ноши в десять раз.
Дети:
 Муравей 

2.Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.

Дети: Пчела

3. На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... .

Дети: Бабочка

4. По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!

Дети: Божья коровка
5. По лесам, лугам, садам
Скачет зелен конь. Стрекочет!
Слышен звук то тут, то там
Целый день, до поздней ночи.

Дети: Кузнечик

6.Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель - с виду милый.
Начиная майский лёт, 
Он гудит как самолёт.
Дети:
Майский жук
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А вы знаете, почему их называют   насекомыми?

Да потому, что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко(показываю картинку)

Воспитатель: Вы знаете, что про насекомых написано много сказок. Какие сказки вы знаете про насекомых?

Дети: Муха –цокотуха, Стрекоза и Муравей, Под грибом

Воспитатель: Молодцы. А ещё есть сказки других народов, например,

«Как вороне не удалось кузнечика склевать» (Лаосская народная сказка), «Почему у муравьёв кривые ноги» (Словенская народная сказка), 

«Почему у слепня два глаза  (Индонезийская народная сказка)».

Воспитатель: Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и  под землёй, а также в воде и в воздухе. Насекомые бывают  полезные и вредные.

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу полянку и поговорим о  каждом насекомом.

1.БОЖЬЯ КОРОВКА

С моей ладошки очень ловко, 
Взлетает маленький жучок. 
За что зовут его коровкой, 
Никто ответить мне не смог! 
Божья коровка – распространенное насекомое. Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами.
У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Германские племена называли божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия. Французы надевали на детей амулеты с изображением этого жучка, веря, что они защищают от несчастий. Чехи считали, что найденная божья коровка принесет удачу во всех начинаниях. Истребляет тлю жучок, что портит листочки, носит красный пиджачок, в черненькую точку. Листьям помогает! Хоть молока и не даёт, но польза в ней другая, вам урожай весь сбережёт, всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства.
В случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.
На самом деле божьи коровки – хищники.

2. БАБОЧКА

В Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница.  Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.
Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.
Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.

3. МУРАВЕЙ

Он из веточек, из хвои 
Настоящий дом построит, 
Без пилы и без гвоздей. 
Кто строитель?.. Муравей. 
Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.
 Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
В одном муравейнике может быть от нескольких сотен до десятков тысяч особей.
Муравьи едят все, но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них – как дойные коровы, которые снабжают муравьев сладким сахаристым соком.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнём. Засиделись мы на полянке. Сделаем физкультминутку и продолжим дальше.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А вот и  пчёлка наша.

4. ПЧЕЛА

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.
Пчелы живут большими семьями. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов.
Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может.
Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса – бортевыми угодьями.
В бревне-колоде вырубалось дупло, затем колоду крепили на дерево. Позднее колоды начали ставить прямо на землю. Участок земли, где стояли колоды, назвали пасекой, а колоды – ульями. С той поры и появилась новая отрасль сельского хозяйства – пчеловодство.

5. МАЙСКИЙ ЖУК

Теплым днем, весною, в мае, 
Каждый про меня узнает. 
Я не муха, не паук. 
Я жужжу! Я майский жук. 
Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.
Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь.
Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев. Особенно страдают молодые сосновые насаждения, а также свекла, картофель и другие полевые культуры.
Он прорывает себе в земле путь наверх и вылетает на поиски пищи. Чтобы найти корм, майские жуки могут пролетать значительные расстояния. Любимое лакомство взрослых жуков – молодые листочки дуба и березы. Личинками майских жуков питаются птицы и лесные жители.
 Меж деревьями цветущими майский жук летает, от гусениц - вредительниц сады очищает.

6. КУЗНЕЧИК

На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех везде, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.
У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки.  Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они… крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.

Воспитатель: Вот мы с вами узнали, какие наши насекомые все разные. Их  можно встретить не только в лесу, но и в городе.

Но если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел - нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц.

В природе все взаимосвязано.  Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

 Давайте их не будем обижать, а  будем  беречь и охранять насекомых!

(Во время рассказа про насекомых, дети участвуют в обсуждениях, задают вопросы и отвечают на вопросы).

В конце занятия станцевать танец «В траве сидел кузнечик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навы...

ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Чистота - залог здоровья».

Цель: Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.Задачи:Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; познакомить с материалом на тему: «Микробы и какая наука их из...

Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их  строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить  отгадывать загадки про грибы, по их характерным пр...

Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы».

Программные задачи:  Закрепить знания детей о грибах, где они растут, их строением, внешними признаками. Умение различать съедобные и несъедобные грибы. Продолжать учить детей отгадывать загадки....

Конспект ОД по Формированию целостной культуры мира в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель:  Закрепить знания о диких животных, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью. Познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображ...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...