Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их  строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить  отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам.  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение  к природе.

Оборудование: слайды с грибами, строение гриба, животных(или картинки). 

Предварительная работа: Рассматривание картинок «Грибы», дидактические игры «Какой гриб лишний», «Съедобные и не съедобные», «Где мой дом?». Чтение рассказа В.П. Катаева «Грибы», сказка Н. Павлова «Две сказки о грибах», рассказ Н. Сладкова «Мухомор». Аудиозапись музыки леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по  формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их  строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить  отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам.  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение  к природе.

Оборудование: слайды с грибами, строение гриба, животных(или картинки).  

Предварительная работа: Рассматривание картинок «Грибы», дидактические игры «Какой гриб лишний», «Съедобные и не съедобные», «Где мой дом?». Чтение рассказа В.П. Катаева «Грибы», сказка Н. Павлова «Две сказки о грибах», рассказ Н. Сладкова «Мухомор». Аудиозапись музыки леса.

Ход ОД.

Звучит музыка леса.

Воспитатель: Мы  сегодня с вами отправимся в путешествие в лес. И узнаем много интересного. А вот о чём вы узнаете, когда отгадайте мою загадку:

Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?

Дети: Гриб

Воспитатель: Правильно, это гриб. А вы знаете, что грибы бывают разные. У каждого гриба есть имя, свой адрес. Где же живут грибы?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Правильно, в лесу. Лес- это грибной адрес. Поэтому у грибов разные имена, также как у вас.  Каждый грибок любит своё дерево и свой лес и живёт только по своему адресу.

А вы знаете свой адрес? А имя своё знаете?

Дети: Да(называют свой адрес и имя)

Воспитатель: Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Псмотрите, это лес, в нём полно-полно чудес. Деревья разные растут. Лес бывает разный.

«Лиственный лес»  ( в нем растут березы, осины. дубы и другие деревья с листьями).

«Хвойный лес» ( это лес, в котором растут сосны и ели).  

«Смешанный лес» ( в нём растут и лиственные и хвойные деревья).

 А что ещё мы можем найти в лесу? Давайте отгадаем.

1.Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Белый гриб встречается в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Он чаще всего соседствует с елью, березой, дубом. Белые грибы очень питательны. Есть даже поговорка: «Боровой гриб лучше любого мяса».

2.Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются … (лисички)

Лисички растут большими группами в смешанных и хвойных лесах.

С давних пор настойки из этих грибов применяют в народной медицине. Лисички полезно есть людям, страдающим болезнями глаз или «куриной слепотой». Лечат лисичками и такие опасные болезни, как фурункулез, ангину, гепатит С и туберкулез. Но для того, чтобы грибное лекарство принесло как можно больше пользы, лисички нужно правильно приготовить.

3. На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? - ...(маслята)

В сосновых и смешанных лесах маслята растут большими семьями практически все лето вплоть до осенних заморозков. Маслята распространены в Евразии, Америке, Австралии.

4. Дружные братцы на пеньке живут,

Хоровод ведут. (Опята)

В конце сентября, когда заканчивается грибной сезон, в лесах можно встретить зимний гриб. Он растет колониями на пнях, валежнике, живых деревьях лиственных пород. 

5. В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип…
Полезай скорей в корзину
Ты съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик)

Подосиновики с красной шляпкой растут в осиновых рощах. А вот грибы с желтыми и желто-бурыми шляпками можно встретить среди берез и сосен.

В лесах Северного полушария распространен подосиновик. Его еще называют красноголовик, или просто осиновик. Он соседствует с осиной, березой, елью. Редко растет поодиночке, чаще эти грибы можно встретить большими группами под молодыми деревьями или в мелколесье. Подосиновики встречаются по всей умеренной зоне и даже в тундре – там эти грибы порой возвышаются над карликовыми березами.

6. Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки -
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Сыроежки растут в лиственных и хвойных лесах.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали. Про какие грибы были загадки?

Дети: про съедобные.

Физкультминутка  «Мы идем в осенний лес»                            

Мы идем в осенний лес ________Дети идут по кругу
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел ____Встряхивают кистями
Это очень хорошо_____________ Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать________Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать_________Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята ____________Показывают рукой вправо
На пеньке – опята.__________      Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, ______________Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.

Воспитатель:  А это что за грибы?

1.Самый яркий гриб в лесу
Я домой не принесу.
Хоть красив его узор,
Не съедобен..(мухомор)

2.Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная …(поганка).

Дети: Это не съедобные грибы.

Воспитатель: Правильно. Их собирать нельзя, но и уничтожать не надо. Почему, кто знает?

Дети: Ими лечатся животные.

Воспитатель:   Правильно, животные – лесные жители. А какие животные?

Дети: ёж, белка, лось, кабан.

Воспитатель: Мухоморами питаются сороки, и белки, и лоси. Лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по нескольку штук. Мухоморы для животных лекарство. Мухомор красный растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах.

Воспитатель: А вы знаете строение гриба? Что у него есть?

Дети: ножка, шляпка.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. У гриба есть шляпка, ножка и грибница(т.е. корень). Поэтому, чтобы не повредить грибницу, нужно гриб срезать. Грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов.

Воспитатель: Вот сколько много мы узнали о грибах.

Грибы играют значительную роль в природе, в жизни леса.

В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли. Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

Пословицы о грибах

1.Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут

2.Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок

Приметы

1.Где дубы - там и грибы

2.Где мухоморы - там и белые

3.Если дождь редкий - ожидай грибов

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?

Дети: Да

Воспитатель:  Какой гриб растёт под берёзой?(подберёзовик, боровик) Под осиной? (подосиновик)На пне?(опята) Вдоль лесных дорожек?(сыроежки).  

В сосновых  и еловых лесах?(маслята) В смешанных лесах(лисички).

Какое строение у гриба? Какие грибы называют не съедобными, а какие съедобными? Какие животные питаются грибами? Какой бывает лес?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой.

Звучит музыка леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Чистота - залог здоровья».

Цель: Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.Задачи:Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; познакомить с материалом на тему: «Микробы и какая наука их из...

Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы».

Программные задачи:  Закрепить знания детей о грибах, где они растут, их строением, внешними признаками. Умение различать съедобные и несъедобные грибы. Продолжать учить детей отгадывать загадки....

Конспект ОД по Формированию целостной культуры мира в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель:  Закрепить знания о диких животных, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью. Познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображ...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные».

      Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Грибы – съедобные и несъедобные»....