Перспективное планирование образовательной деятельности в музее ДОО «ГОРНИЦА» «ОО Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. (1 раз в месяц- 9 занятий)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ларина Любовь Евгеньевна

Данный материал используется при работе с детьми старшего возраста в части, формируемой участниками образовательных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл templan_gornitsa_starshaya_gruppa1_avtosohranennyy.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет( старшая группа) по региональному компоненту.

Региональный компонент- работа по программам ;

«Мир в котором  живу». Л.М.Захарова., И.Р. Сайфутдинова. МДОУ Центр развития ребенка, детский сад №20 «Искринка» г.Ульяновск, 2014г.г.Ульяновск,

«Симбирский Венец». Н.Ю. Майданкина, М. А. Ковардакова, ИПК ПРО, г. Ульяновск, 2003г

Программа «Загадки Симбирских мастеров» г.Ульяновск, 2002 г. А.Ю.Тихонова.

«Хочу все знать». Н.М Грачева., Т.А Артемова Центр развития ребенка образовательное учреждение №232 «Жемчужинка» г.Ульяновск 1999г.

«Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края» Методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». / Т.А. Котлякова, Э.Ф.Абдрахимова. – Ульяновск: 2014.-73 стр.

Перспективное планирование образовательной деятельности

в музее ДОО «ГОРНИЦА»

«ОО Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. (1 раз в месяц- 9 занятий)

Цель:

 Ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом Народов Поволжья.

Задачи:

Формировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши,).

Формировать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья (русских, татар, мордвы, чуваш)

Формировать представления о духовной культуре Народов Поволжья (русские, татары, чуваши,): фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

Расширять представления о материальной  культуре Народов Поволжья (русские, татары, чуваши,): предметы народного быта, народный костюм, игрушка.

Познакомить детей с некоторыми видами женских и мужских ремесел , общих для народностей Поволжья.

Продолжать знакомить с выдающимися личностями родного края. Сформировать познавательный интерес к разнообразным видам культурного прошлого: скульптуре, художественному слову, жанровой живописи, через ознакомление с   творчеством Цильнинских и Ульяновских поэтов, художников, скульпторов;

Формировать у детей толерантное, доброжелательное  отношение к представителям  других национальностей.

Формировать эмоционально положительное отношение к истокам другой культуры, к семейному укладу , праздникам.

Формировать умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к  традициям и культуре других  народов.

месяц

Непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД)

Литература

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

сентябрь

Тема: «День рождения домовенка Парамона»

Цель: Закрепление знаний о жилище  старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на языке народов Среднего Поволжья. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (русские, татары, чуваши).Систематизировать знания детей о народном фольклоре народов Поволжья, традициях, поверьях в процессе знакомства с безликой куклой-оберегом татарского и русского народов

1.Рассказ Хозяюшки о традиционном для народов Поволжья празднике-именинах. Знакомство с домовенком.

2.Игра с домовенком « Назови оберег», «Национальные Фанты»

3.Изготовление безликой куклы-оберега.

«Мир в котором  живу». Л.М.Захарова., И.Р. Сайфутдинова.

МДОУ Центр развития ребенка, детский сад №20 «Искринка» г.Ульяновск, 2014г.г.Ульяновск, СТР 55.

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

Фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Темы экскурсий в музее ДОУ «Горница»:

 «Устройство русской избы: женская и мужская часть дома», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: лозоплетение, вышивка, шитье», «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Скотный двор: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде»;

Оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина»,

Рассматривание альбомов: «История игрушки-оберега»,»Татарская кукла-оберег», «Чувашская кукла»,«Загадка народной куклы», «Мордовская кукла», «Русская изба».

Рассматривание предметов:

кукол в национальных костюмах, предметов домашней утвари, народной игрушки.

Иллюстраций: «Русская изба», «Татарская изба», «Чувашская изба»

Беседы: «Русская изба», «Как строилась изба»

Дидактические игры: «Прятки с домовенком» (печь, короб лубяной, сундучок), « Собери утюг» (разрезные картинки). «Почини валенки», «Емелины ведерки», «Что было, что стало»,  «Вежливое обращение к гостям».

Подвижные игры: «Карусель», «Бездомный заяц»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»

Народные игры: «Ай, тари-тарищи –ленты, бусы, хороши !», «Игра с лентой»

Театрализованные игры и представления: «Теремок»

Коллекционирование:Создание коллекции обереговых кукол (Крупеничка, Травница, Купавка, Кормилка) 

Рисование: Дом для домовенка.

Лепка: «Подарки для Кузеньки»

Аппликация: Изготовление куклы - закрутки

Конструирование: постройка избы

Проектная деятельность: поисковая деятельность « История обереговой куклы»

Опыт: «Согреем Заюшкину избушку»

Просмотр  презентаций, мультфильмов: «Русская изба», Русский быт», «Быт народов Чувашии», «Татарская изба»

Организация выставок, мини-музеев, уголков книги: Выставка обереговых кукол, предметов национального быта.

Чтение художественной литературы: Отгадывание загадок « Кто печке помошник ?», Чтение сказки «По щучьему велению», Т.Александрова «Домовенок Кузя»

Тематические досуги: «Покровские посиделки», Музыка: песенки-попевки «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

октябрь

3.Тема: Игра-путешествие «По родным просторам».

Цель: формировать у детей чувство принадлежности к русской культуре, уважение к культурам других народов, знакомить со старинными вещами народов Поволжья , первоначальное знакомство с национальными костюмами татарского и чувашского народов, национальной посудой, вышитыми полотенцами, предметами быта и т.д

1.Рассматривание карты Ульяновской области. Определение местоположения р.п Цильна, Ульяновска. Определение маршрута путешествия.

2.Путешествие в чувашское село в гости в чувашскую семью. Знакомство с бытом чувашской семьи. ( предметы утвари, кухня, одежда)

3.Путешествие в татарское село, в гости в татарскую семью. Знакомство с бытом чувашской семьи.

4.Путешествие в русское село, русскую семью. Знакомство с бытом русского народа

Хочу все знать».

Н.М Грачева., Т.А Артемова

Центр развития ребенка образовательное учреждение №232 «Жемчужинка»

г.Ульяновск 1999г.

СТР 91

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Экскурсии: в детскую школу искусств, краеведческий музей г.Ульяновска, в музей народной игрушки.

Темы экскурсий в музее ДОУ «Горница»:

 «Старинная посуда и предметы обихода Народов Поволжья».

Рассматривание альбомов: «Особенности чувашской вышивки», «Чуваши»,«Знакомство с татарскими обычаями», «Татарское домоводство», «Татарские традиции», «Пища и утварь чувашей»

Рассматривание предметов и иллюстраций: татарский чайный сервиз, кумган, лагман,, русские горшки, кринки, деревянная и глиняная посуда, рукомойники, ковши, коромысло, национальные вышитые полотенца (татарские, русские, чувашские), чувашская деревянная, глиняная посуда, «Рассматривание флага и герба  Чувашии, , Татарстана, России, Ульяновской области»

Беседы: «Посуда и утварь чувашей», «Знакомство с татарскими обычаями», «Татарское домоводство», «Русский быт»

Дидактические игры: «Чувашские имена», 

Подвижные игры: чувашские «Иголка с ниткой», «Кам кирле», «Горшок», татарские: «Кария-Закерия», «Тимбербай» русские «Бабушка Маланья».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин посуды»

Театрализованные игры и представления: Инсценировка чувашской легенды «Масмак»

Коллекционирование: тарелочки

Рисование: «Укрась сервиз», роспись полотенца, роспись глиняной посуды

Лепка: глиняной посуды, куклы

Аппликация: «Укрась казанские сапоги (пичиги) »,  «Чувашские узоры», «Укрась костюм», «Распиши полотенце (сурпан)»,

Конструирование: изготовление фигурок для народного театра, оригами «Тюбетейка»,

Проектная деятельность: поисковая деятельность «Посуда и быт татарского и чувашского народов»

Опыты: Водяной подсвечник

Просмотр  презентаций, мультфильмов: презентация «Быт народов Чувашии»

Организация выставки: «Коллаж предметов быта»

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и Серый волк».Мордовские народные сказки: «Чучело в перьях», «Сыре варда», «Лиса и медведь».Чувашские:

«О девочке Масмак» (М.Юхма), «Легенда о трёх солнцах», «Древо жизни».,Татарские:«Коварная лиса», «Сказка о козе и баране», «Храбрый заяц»,

Викторины, КВН, развлечения: викторина «Знатоки Чувашии»

Тематические досуги: «Народный досуг в избе: посиделки»

ноябрь

«Мама, папа, я- многонациональная семья». Совместные детско-родительские встречи.

Цель: формирование у детей толерантного отношения в условиях политкультурного многообразия народов Поволжья, закрепление знания о народном костюме Сибмирской губернии( Симбирском русском, чувашском, татарском(

1.Упражнение «Приветствие»

2.Рассказ воспитателя «Особенности воспитания детей различных национальностей»

4.Игра с использованием ростовых моделей национальных костюмов   «Путаница» ( собрать костюм)

5.Кулинарное шоу. Мамы в национальных костюмах представляют кухню своего народа.

6. Прощание на родном языке.

«Мир в котором  живу». Л.М.Захарова., И.Р. Сайфутдинова.

МДОУ Центр развития ребенка, детский сад №20 «Искринка» г.Ульяновск, 2014г.г.Ульяновск, СТР 35.

Авторский конспект Мещерякова Л.А

Васина Н.Ю

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Темы экскурсий в музее ДОУ «Горница»:

 «Национальные костюмы народов Поволжья».

Рассматривание альбомов: «Особенности чувашской вышивки», «Знакомство с татарскими обычаями», «Татарские традиции», «Татары. Происхождение, обычаи, праздники», «Русские народные праздники

Рассматривание альбомов: «Особенности чувашской вышивки», «Чуваши»,«Знакомство с татарскими обычаями», «Татарское домоводство», «Татарские традиции», «Пища и утварь чувашей»,

Рассматривание предметов и иллюстраций: вышитых предметов и национального орнамента татар, чуваш, русских

Беседы: Цикл бесед о Татарстане, Чувашии, России (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.),

 «Какие народы живут на Волге»

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Расшифруй рисунок»,«Составь загадку», «Закончи предложение»,

Подвижные игры: Русская народная хороводная игра «Веночек», татарская игра»Угадай и догони»(Читанме, бузме) чувашская игра  «Иголка с ниткой»

Сюжетно-ролевые игры: «Дом мод»

Театрализованные игры и представления: «Кто во что одет»

Коллекционирование: иллюстраций людей в  национальных костюмах

Рисование: «Солнце на белом холсте»-чувашский орнамент, роспись русского сапожка, «Укрась тюбетейку».

Лепка: «Укрась полотенце чувашским национальным орнаментом», , украшение фартука татарским национальным орнаментом, украшение русского костюма, «Национальные украшения»

Аппликация: «Народные костюмы и украшения», аппликация из ткани «Русский народный костюм», «Масмак»

Конструирование: из бумаги «Аленушка»

Проектная деятельность: костюмы народов Поволжья

Опыты: Необычное рисование

Просмотр  презентаций, мультфильмов: презентация «Чувашский костюм», «Русский костюм», «Татарский костюм»

Организация выставок: «Народный костюм Поволжья»детских работ из бумаги ( аппликации, объемные аппликации, оригами)

Чтение художественной литературы: татарская сказка «Волшебное кольцо» чувашская «Красавица Плаги», русская «Аленький цветочек»

Развлечение «Путешествие в страну костюма Симбирской губернии»

Тематические досуги: «Рождественские колядки»

декабрь

6.Тема: Мужские ремесла. Карсунская керамика. Кузнечных рук мастерство.»

Цель: Дать представление о разнообразии художественных ремесел Симбирского края,знакомить с ремеслами родного края, формировать интерес к изделиям Симбирских кузнецов и гончаров, развивать интерес к кузнечному и гончарному ремеслу, мужскому, древнему, сегодня также необходимому.

1.Рассматривание экспозиции кованых и гончарных изделий, фотографий.

2. Просмотр презентации «Ремесла на Руси»

3. Беседа о ремеслах Симбирского края при рассматривании альбомов “Карсунская керамика», «Кузнецы»

4.Чтение и заучивание художественного слова {потешки, пословицы и поговорки}

Тихонова А.Ю. «Секреты Симбирских мастеров»

Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам.

СТР 24-33,

Фольклор о ремесле СТР36

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Экскурсии: в детскую школу искусств, краеведческий музей г.Ульяновска, в музей народной игрушки.

Рассматривание альбомов: «История кузнечного ремесла», «Сухой Карсун», « Изделия из Сухого Карсуна», «Игрушки из глины», «Первые кузнецы», «Как руду добывали», «Удивительные камни( метеориты), «Симбирский кузнечный двор «Корч».

Рассматривание предметов и иллюстраций: кованые изделия, гончарные изделия.

Беседы: «Гончарное искусство» с просмотром презентации: «Кузнечное дело», «Кузнечный орнамент»,

Рассказ воспитателя ; «История кузнечного ремесла»

Лепка: кувшины, миски, украшение орнаментом

Дидактические игры:«Что как называется?» , «Из чего можно сделать посуду»,

Подвижные игры: «Гори, гори ясно»

Сюжетно-ролевые игры:«Чаепитие у куклы в гостях. Сравнение разных видов посуды». 

Театрализованные игры и представления: Инсценировка русской народной песни « Во кузнице..»

Коллекционирование, создание макетов:

Рисование: элементов орнамента металлических решеток, элементов орнамента на глине  карсунских гончаров

Лепка: простейших предметов из глины, посуды, Изготовление глиняных подвесок- амулетов.

Аппликация: составление узоров кузнечного украшения ворот,

Проектная деятельность: «Ремесла Симбирска» поисковая деятельность по сбору информации о Карсуне, мастеров кузнечников и гончаров.

Опыты: «Тайны глины и песка», « Рассматривание песчинок лупой», «Сравнение песка и глины».

Просмотр  презентаций, мультфильмов: «Гончарный промысел», мультфильм «Лиса и кувшин»

Организация выставок, мини-музея : «От глины до фарфора», «Стекло», «Горные породы нашего края», 

Чтение художественной литературы: Авдеев Д.П «Удивительные гвозди», Маршак С.я «Английские песенки», Навроцкий А «О кузнецах и кузнице», энциклопедии из цикла «Хочу все знать»,«Лиса и кувшин».

Развлечение: «Горшечная мастерская»

январь

Женские ремесла. «Мастерство Симбирских ткачих. Вышивка Симбирских мастериц».

Цель: Дать представление о разнообразии художественных ремесел Симбирского края,знакомить с женскими ремеслами родного края, формировать интерес к изделиям Симбирских ткачих и вышивальщиц ,возбудить интерес детей к ткачеству как к повсеместно развитому в древние времена ремеслу, дать представление о женском рукоделии-вышивке (назначение вышивки, использование вышитых изделий в быту)

1.Рассматривание и любование экспозицией тканых и вышитых изделий. Рассуждение вместе с детьми: почему мы сохраняем старые вещи, чем они нам дороги?

2.Рассказ воспитателя о ткачестве в Симбирской губернии ( домашнее и фабричное производство,знаменитые промзинские пояса, полотенца, рубашки)

3. Рассказ детей о рукоделии мам и бабушек.

 4.Чтение и заучивание художественного слова {потешки, пословицы и поговорки}

Тихонова А.Ю. «Секреты Симбирских мастеров»

Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам.

СТР 22,

Фольклор о ремесле СТР36

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Беседы: «Волшебная нить», «Профессии льна»,

Экскурсии: в мудей ДОУ «Горница» на тематическую экскурсию «Вышивка, ткачество», «Прядильный станок»

Рассматривание альбомов, предметов и иллюстраций: «Лен»,

Беседы: «Волшебная нить» (Хочу все знать 46)

Лепка: кувшины, миски, украшение орнаментом

Дидактические игры: Игра: «Моталочка»

Подвижные игры: «Нитка с иголкой»

Сюжетно-ролевые игры: «Дом мод», «Швейная мастерская»

Коллекционирование, создание макетов: выставка изделий из льна, вытканные изделия, вышивка.

Рисование: линейный орнамент в вышивке тамбуром и вышивке крестом( симб мастера 44), «Вышивка симбирских мастериц - Расписное полотенце»

Лепка: «Вышьем рубашку пластилином»,

Аппликация: Нарядим куклу

Проектная деятельность: «Как рубашка в поле выросла»

Просмотр  презентаций, мультфильмов: Показ видеофильма «Пряха» Просмотр видеофильма «Старинный ткацкий станок», «Ткачество»

Организация выставок: Предложение воспитателя об организации выставки вышитых изделий , изготовленных руками мам и бабушек

мини-музей: «Изделия Цильнинских мастеров и мастериц» 

Уголков книги: «Симбирск-город мастеров»

Чтение художественной литературы: Ш. Перро «Спящая красавица», «Волшебное веретено»

Викторина «Поэзия  русского народного костюма»

Тематические досуги: «В гости пришла Марья Искусница».

февраль

Тема: Комната сказок. « Подготовка и инсценировка Симбирской сказки «Про кота  Бессмертного и Марью Еридьевну» 

Цель: знакомить детей с фольклором Симбирска,  формировать умение узнавать и называть героев по отдельным предметам и иллюстрациям; воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству;

развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

1.Приглашение «Котом Бессмертным» детей в «Комнату сказок»;

2.Чтение и пересказ сказки по ролям;

3.Обыгрывание сказки с использованием кукол «Комнаты сказок»;

4.Распределение воспитанников по группам ( изготовление декораций, атрибутов, костюмов, распределение ролей)  для постановки сказки родителям.

                         

Тихонова А.Ю. «Секреты Симбирских мастеров»

Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам.

СТР35. Часть1

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Экскурсии: в музей ДОУ «Горница» по темам: «Куклы-Сказочные персонажи», «Викторина по сказкам», в костюмерную ДОУ, в театр укол г Ульяновска

Рассматривание альбомов: Комната сказок «Теремка». Как все начиналось»; «Виды театральных кукол»

Рассматривание предметов и иллюстраций: перчаточной куклы, пальчиковой куклы, марионетки, штоковых кукол ( на палке) , теневых кукол, бумажных кукол, кукол «Би-ба-бо», театральных масок.

Рассматривание иллюстраций: «Кукольный театр г.Ульяновска», «Московский кукольный театр», музеи кукол.

Беседы: «Правила поведения в театре», «Виды театров», Ярмарки в Симбирске-первые театральные выступления», «Петрушка» Беседа «История куклы».

Дидактические игры: «Загадки без слов», «Телефон», «Угадай, кто я» д/и «Запомни слова», д/и «Успокой куклу».

Театрализованные  игры: «Горячая картошка», «Музыкальный стул», «Самый наблюдательный».

Сюжетно-ролевые игры: «Театр»

Театрализованные игры и представления: подготовка к инстценировке Симбирской сказки «Про кота  Бессмертного и Марью Еридьевну» ,«Игры–стихи».

Коллекционирование: открыток о театрах, костюмов, кукол.

Рисование: «Как я ходил в кукольный театр», «Мое выступление»

Лепка: кукол из теста  для театра «Три медведя»

Аппликация: вырезание теневого театра

Проектная деятельность: «Что я знаю о театре кукол  Ульяновска», «Из чего сделаны куклы», «Куклы наших бабушек»

Опыты:

Просмотр  презентаций, мультфильмов: презентация «Виды театральных кукол», «Буратино»

Организация выставок: «Театральные куклы»

 Чтение художественной литературы: «Буратино»,

Викторины: «Что я знаю о театре»

Развлечение на тему: «Путешествие в страну сказок Симбирской губернии»

март

15.Тема: «Прославленные люди Симбирска-Ульяновска»  

Цель: приобщать детей к скульптурным достопримечательностям нашего города и выдающимся личностям родного края

формировать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к ним;

1.Экскурсия в музей ДОУ на экспозицию «О чем говорят памятники». Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций из книг о памятниках родного города, фотовыставки портретов знаменитых творческих личностей  Ульяновска (Скульптор БИЧУКОВ Анатолий Андреевич ,автор памятника А.Пластова, Ульяновский скульптор Олег Клюев

автор памятника Богдану Хитрово,Ульяновский скульптор Константин Головушкин, автор Памятника учителю, скульптуры «Художник»

Пензенский скульптор Сергей Овчинников

автор скульптуры «Водовоз»»

2.Рассказ воспитателя о знаменитых творческих личностях Симбирска. (скульпторах, художниках)

3.Игра «Назови знаменитых людей своего края»

Котлякова Т.А., Абдрахимова Э.Ф.»Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края» Методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». / Т.А. Котлякова, Э.Ф.Абдрахимова. – Ульяновск: 2014.-73 стр.

Авторский конспект

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Экскурсии: экскурсия к скульптурным композициям из металла, на площади у администрациир.п Цильна, посещение выставки художника Льва Нецветаева. Сравнение разных изобразительных  стилей художников Ювеналия Коровина, Льва Нецветаева, Людмилы Слесарской;

Темы экскурсий в музее ДОУ «Горница»: «Скульптура малой формы» , «Портретная живопись Ульяновских художников»

Рассматривание альбомов: «Прославленные люди Ульяновска», «Ахматова», «Скульптурные композиции на улицах Ульяновска», «Музей под открытым небом» , «Я-будущий скульптор», , репродукций картин Ульяновских художников: 

Беседы: «Путешествие в страну скульптур»; «Профессия скульптор»; беседа: «Если бы я бал художником» (рассказ о творчестве художников Льва Нецветаева и Людмилы Слесарской);

Дидактические игры: «Скульптурные материалы»; дидактическая игры: «Дорисуй»,  «Чего не хватает», «Перевернутые картинки», «Волшебная кисточка»

«Подбери краски», «Изобрази эмоцию», «Передай в красках настроение»

Подвижные игры: «Скульптор», «Краски»

Сюжетно-ролевые игры: сюжетно-ролевые игры: «Выставка», «Мастерская художника»

Театрализованные игры и представления: «Я-скульптор», «Я-художник»

Коллекционирование: открыток, репродукций картин.

Рисование: рисую родной поселок, ,«Я рисую портрет» рисование «Автопортрет»;оформление вернисажа «Автопортреты»

Лепка: скульптур из глины

Аппликация: рамка для портретов из цветной бумаги

Проектная деятельность: подборка литературы, наглядного материала (фотографий, иллюстраций, слайдов, буклетов, открыток, репродукций картин Ульяновских художников: В.Черкунова «Молодость Симбирска», А.Дягилева «Микула Селянинович», В.Бобылькова «Карусель», К.Гориной «Сестра Надюша», С.Горинова «Карамзин Н.М.», «Архитекторы», В.Гориновой-Купцовой «Этюд. Три пождружки», А.Егуткина «Марина Цветаева», В.Живулина «Старушка», Л.Нецветаева «Пушкин у Карамзина», С.Нецветаевой «Портрет отца».

Просмотр  презентаций, мультфильмов: «Знакомство с профессией скульптора», «Знакомство с профессией художник», «Жанры живописи», «Виды изобразительного искусства»

Организация выставок, открытие галереи  «Юные художники»

 Чтение художественной литературы: энциклопедий из серии «Я познаю мир»,

Викторины, КВН, развлечения: КВН «Жанры изобразительного искусства»

Тематические досуги: развлечение «В гостях у скульптора»

апрель

17.Тема: «Путешествие по музеям Ульяновска»

Цель: Формировать представление о музеях, как центрах культуры, искусства, творчества, разных времен, народов, и цивилизации, познакомить с известными музеями г.Ульяновска, познакомить с достопримечательностями города, довести до сведения детей, что Ульяновск- культурная столица России,

1 .Рассматривание экспозиций музея «Горница», беседа о правилах посещения музея, запрещающие знаки.

2.Просмотр презентации «Музеи Ульяновска».

3.Рассказы из личного опыта детей о посещенных ими музеях.

4. Игра «Узнай музей»

Хочу все знать».

Н.М Грачева., Т.А Артемова

Центр развития ребенка образовательное учреждение №232 «Жемчужинка»

г.Ульяновск 1999г.

СТР 55

Авторский конспект

Экскурсии: в музеи Ульяновска

Темы экскурсий в музее ДОУ «Горница»: «Экскурсия и экскурсовод»,«Пластов из Прислонихи», «Историческое прошлое поселка Цильна».

Рассматривание альбомов: «Музеи Ульяновска», «Прислониха»,

Рассматривание предметов и иллюстраций:

Беседы: «Для чего нужны музеи», «Музейные профессии»,»Правила поведения в общественных местах»,

Дидактические игры: «Посещение музеев», «Запрещающие знаки в музее» «Что сначала, что потом» «Расскажи историю предмета» «Лента времени»

Народные игры: «Теремок», «Баба-яга», «Угадай, кто зовет»

Сюжетно-ролевые игры: «Музей», «Я-экскурсовод»

Театрализованные игры и представления: «Музей кукол»

Рисование: запрещающие знаки в музее, «Экскурсия в музей»

Лепка: кукол для  «Музея сказок» из соленого теста.

Аппликация: «Выставка посуды»

Проектная деятельность: «Семейные реликвии»

Просмотр  презентаций, мультфильмов: «Ну, погоди в музее»,»Тайна музея», «Бернард в музее», «Происшествие в музее».

Организация выставок: скульптуры малой формы

Чтение художественной литературы: Я Дягутите «Руки человека»  З. Александрова «Родина» С. Баруздин «Страна, где мы живём». Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

Викторины, КВН, развлечения: «Викторина «Что я знаю о музеях Ульяновска»

Тематические досуги: «Встреча с работником музея»

май

Тема: «Ярмарка народов Поволжья»

Цель: Продолжать знакомить воспитанников с историей, культурой, обычаями и традициями других народов, проживающих в Поволжье.

1.Рассказ воспитателя о народах, населяющих Среднее Поволжье сопровождающий слайдами презентации.

2. Игры народов Поволжья.

Авторский конспект «Ярмарка народов Поволжья»;

Картотека дидактических игр по политкультурному воспитанию детей 5-7 лет

Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека народных игр

Картотека

фольклора

Картотека художественной литературы народов Поволжья (татарские, чувашские)

Картотека театрализованных игр

Видеотека презентаций

Экскурсии: в Центр культуры и спорта, на площадь поселка.

Рассматривание альбомов: «Национальные праздники народов Поволжья,  «Татарстан», «Чувашия».

Рассматривание предметов и иллюстраций: национальной одежды народов России, украшений.

Беседы: «Бытовой уклад народов Поволжья», «Какие народы проживают в нашем краю», «Кто такой мастер-народный умелец»

Рассказ воспитателя о народном празднике татарского народа«Сабантуй», чувашского народа «Акатуй», русского народа «Масленица».

Дидактические игры: «Назови праздник», «Музей народных игрушек», «Чей орнамент?», «Чей дом?», «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Подвижные игры: русск «Золотые ворота»,чувашск «Расходитесь», татарск «Займи место»

Сюжетно-ролевые игры: «Музей», «Дизайнерская студия».

Театрализованные игры и представления: «Вышивание», «Дом мод», инсценировка сказок.

Коллекционирование, создание макетов: «Чем богат Симбирский край»(из жизни современного Симбирска)

Рисование: «Наши праздники», «Акатуй», «Весна»

Лепка: украшений для куклы

Аппликация: «Оденем Настеньку в русский наряд»

Проектная деятельность: Традиции народов Поволжья, поиск экспонатов для музея ДОО

Просмотр  презентаций, мультфильмов: «Ух, ты, Масленица», «Сабантуй», «Акатуй», «Пасха», «Мы-представители народов Поволжья»

Организация выставок: фотовыставка национальных блюд

 мини-музей : украшений народов Поволжья

Чтение художественной литературы: «Марья-искусница»,тат «Шурале», чув «Лиса плясунья»

Викторины, КВН, развлечения: Фестиваль народов Поволжья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; ) и Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) Тема: «Маленькой ёлочке хорошо в лесу»

Цель: содействие становлению субъективно — ценностного отношения к животному и растительному миру леса; активизация познавательного интереса к жизни зимнего леса; обогащение представлений о ели, умени...

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет (средняя группа) «ОО Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром.

Данное планирование осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений (в музее ДОО «ГОРНИЦА»)  (1 раз в месяц- 9 занятий)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с социальным миром". Тема: «23 февраля – День защитника Отечества».

Конспект непрерывного занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром.  Тема: «23 февраля – День защитника Отечества».Задачи: Дать детям представления о воинах...