Главные вкладки

    Игы народов Ханты и Манси
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_narodov_hanty_i_mansi.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

     

    Играющие становятся в круг, берутся за руки идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»).

    Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращается в круг

    Охота на куропаток.

    Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, где имеется гимнастическая стенка или скамейка. На противоположной стороне площадки находятся 2-4 охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу воспитателя «охотники», куропатки улетают, садятся на ветки, взбираются на возвышения; охотники стараются попасть в куропаток, бросая в них мячами. Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальнейшей игре не участвуют. После 2-3 повторений выбираются новые охотники, игра возобновляется.

    Правила игры: куропатки улетают только по сигналу воспитателя, «охотники» начинают ловить куропаток после сигнала воспитателя. Бросать мяч можно только в ноги.

    Ловля оленей.

    На площадке ставится голова оленя на расстоянии от неё 1,5 -2 метра проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По сигналу они накидывают на рога оленя веревочную петлю. Дети могут накидывать петлю по двое одновременно.

     

    «Бег по-медвежьи». Подвижная игра

    Правила игры:

    Эта игра-состязание проводится в любое время года. Возрастного ограничения для участия в ней нет, однако в этой самобытной игре-состязании участвуют только мужское население  – от мальчиков 5 6 лет до стариков преклонного возраста. Количество участников не ограничивалось. Дистанция бега произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.Бег по-медвежьи развивает силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, способствует воспитанию воли, настойчивости.

    Описание.Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся

    линии старта и финиша. Все участники располагаются вдоль линии, принимая

    исходное положение,  – стоя на четвереньках. По команде голосом (судьи)

    начинается бег по-медвежьи, который выполняется так: оттолкнувшись двумя

    руками, подтягивают ноги.

    «Болотная женщина». Подвижная игра

    Игра проводится летом на улице, зимой в помещении. Принимают участие обычно девочки 6 – 12 лет. Количество игроков произвольное. Игра способствует развитию реакции, ловкости, координации движений.

    Ход игры:

    По желанию или по считалке выбирается водящий «болотная женщина». Ей

    завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг самой три раза, после

    этого игроки разбегаются в разные стороны. Водящая ходит по площадке или

    по дому и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают или уворачиваются от нее.  Игроки могут и обманывать «болотную женщину»,

    подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок пойман

    водящей, он становится «болотной женщиной». В конце игры определяют

    наиболее ловких игроков, как среди водящих, так и среди тех, кто не был

    пойман «болотной женщиной».

    «Борьба оленей». Подвижная игра.

    Правила игры:

    Игра проводится обычно в то время, когда у оленя отпадают рога.

    Участвуют мальчики и девочки 6 – 10 лет. Оленьи рога привязывают веревками

    к голове. Игра способствует развитию ловкости, силы, воспитывает волю,

    настойчивость.

    Ход игры:

    Двое участников становятся друг против друга, упираясь руками. Задача  игроков заключается в то, чтобы сбросить друг у друга с головы рога, при этом удерживать их руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место выходит «бороться» следующий игрок. Победителем  считается тот игрок, который сумел рогами сбросить с головы рога большего числа соперников, чем другие.

    «Важенка и оленята». Подвижная игра

    На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и два олененка. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).На слова ведущего:

    Бродит важенка, С нею – оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно…

    Топают по лужам Оленята малые, Терпеливо слушают Наставленья мамины.

    Играющие - оленята  свободно бегают по «тундре»,

    наклоняются, «едят» траву, «пьют» воду.  На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги).  Пойманного олененка волк уводит с собой.

    Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом.

    «Волк и оленята». Подвижная игра

    Ход игры:

    Из числа участников выбирается волк, остальные олени. На одном конце

    площадки очерчивается место для волка. Олени «пасутся» на противоположном

    конце площадки. По сигналу «Волк» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем круг обхода сужает. По сигналу (рычание  волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

    Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот,  кого поймают, должен идти за волком.

    «Воробей». Малоподвижная игра.

    Дети стоят за спиной ведущего ребенка. Они произносят слова:

    Прилетел к нам воробей И запел, как соловей. Эй, ты, птичка, не зевай.

    Кто мяукнет – угадай. Ведущий называет имя ребенка, который мяукал.

    «Деревянные рога». Подвижная игра

    Игра  проводится в летнее время на лесных полянах. Участвуют в ней мальчики

    и девочки 6  – 10 лет. Количество участников не ограничивается. Для игры подбираются срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их

    расставляют в ряд на расстоянии 50 – 70 см друг от друга.

    Игра способствует  развитию силы рук, ловкости, глазомера.

    Описание.

    Игроки с арканом, у каждого свой или один на всех, располагаются в линию

    напротив ряда «рогов» оленя на расстоянии примерно 7  – 10м, поочередно

    бросают аркан, стараясь попасть петлей на каждую ветку «рогов» и, в случае

    удачного броска, подтянуть их к себе. Игрок производит столько бросков,

    сколько есть «рогов». Побеждает тот, кто заарканил большее количество.

    «Заячьи прыжки». Подвижная игра

    Ход игры:

    Игра проводится в любое время года: летом  – на песке, зимой  – на мягком снегу. Играют дети и подростки. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед прыжками по договоренности между участвующими.Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

    Описание.

    Перед  игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша, или любой предмет, до которого надо допрыгнуть. Все участники становятся у стартовой линии, принимают исходное положение – стоя, ноги врозь. По команде   все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем. Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги и так далее. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков»  – он выбывает из игры.

    «Заячьи следы». Подвижная игра

    Привила игры:

    Игра проводится в любое время года: летом  – на песке, зимой  – на снегу. Играют дети  и подростки. Количество участников не ограничивается. Дистанция прыжков определяется  по договоренности между участвующими.Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации, ловкости.

    Ход игры:

    Перед игрой на песке делают отметки, которые обозначаю «следы зайца», расстояние между которыми устанавливается  в зависимости от пола, возраста

    играющих, их физической подготовленности. Один из игроков становится в первый «след зайца», то есть принимает исходное положение - стоя, ноги врозь, оттолкнувшись двумя ногами, старается приземлиться в следующий «след», но

    только на одну ногу. Далее, оттолкнувшись этой ногой, на две ноги в следующий «след» и т. д. Таким способом и в таком порядке приземления он

    должен преодолеть все расстояние, стараясь точно попасть в «следы зайца».

    После того, как первый участник преодолеет всю дистанцию, в игру вступает

    следующий игрок. Победителем  становится тот, кто точнее всего прыгал в

    «следы зайца».

    «Куропатки и охотники». Подвижная игра.

    Ход игры:

    Все играющие  – куропатки, трое из них  – охотники. Куропатки бегают по

    полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки

    прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал

    «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять «летают».

    Правила игры:

    Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует в ноги

    убегающих.

    «Ловля оленей». Подвижная игра.

    Ход игры:

    Играющие делятся на две группы. Одни  – олени, другие  – пастухи. Пастухи

    берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

    Правила игры:

    Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда

    поймано большое число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они

    уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

    «Медведь». Подвижная игра.

    Ход игры:

    «Медведь» – ребенок сидит в «берлоге». Он спит.

    Дети подходят к нему и говорят слова:

    Медведушка – бабушка,

    Медведушка – бабушка,

    Твою чернику собираем,

    Твою бруснику выбираем.

    Хорошую ягоду себе берем,

    Плохую выбрасываем.

    Медведь «просыпается» и бежит за детьми.

     

    «Олени и пастухи». Подвижная игра.

    Ход игры:

    Все игроки  – олени, на  головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога.

    Двое ведущих  – пастухи  – стоят на противоположных сторонах площадки, в

    руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-

    олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть маут. Рога могут

    имитировать веточки, которые дети держат в руках.

    Правила игры: бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут

    можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания

    маута.

    «Оленьи упряжки». Игра-соревнование.

    Ход игры:

    Заранее воспитатель изготовляет рога из картона или из веточек, прикрепляет

    их к шапкам детей-оленей. К санкам должны быть привязаны две веревочки: за

    одну ребенок, сидящий на санках, держится и управляет оленями, в другую

    впрягается олень (ребенок закрепляет ее за пояс).

    «Стой, олень! (Сувт, кэр)». Подвижная игра.

    Ход игры:

    Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены).

    Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

    После сигнала «Беги олень»» все разбегаются по площадке, а пастух старается

    догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой

    олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игру заканчивается,

    когда пастух поймает пятерых оленей.

    Правила игры: разбегаться можно только по сигналу «Беги олень!». Осаленные

    отходят в условное место. Салить надо осторожно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

    Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

    Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

    заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

    В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

    Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

    Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

    Приметы народов Ханты и Манси

    Знакомство детей с приметами края...

    Загадки народов Ханты и Манси

    Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...