космические фантазии
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

познавательное путешествие в космос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка к нод54.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Обогащать и расширять знания детей о космосе, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: 

  • Систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, о первом полете человека в космос
  • Активизировать словарь детей за счет слов: космодром, космонавт, космос, космическое пространство, скафандр, невесомость, притяжение, земляне, планеты, реактивный, сопло, иллюминатор, ракета, созвездие, скафандр
  • Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета, о земном притяжении
  • Продолжать формировать   знания детей о празднике  - День космонавтики и его значении для всего человечества

Развивающие: 

  • Развивать  у детей представления о профессии космонавта
  • Развивать диалогическую речь, мышление, память
  • Продолжать развивать мелкую моторику
  • Развивать любознательность, творчество и фантазию, интерес к экспериментальной деятельности

Воспитательные: 

  • Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;
  •  Воспитывать культуру общения детей;
  • Воспитывать дружеские отношения со сверстниками  во время совместной деятельности.

Использование современных образовательных технологий:

  •  презентация  PowerPoint
  • игровые технологии
  • технология проблемно-поисковой деятельности
  • технология музыкального воздействия
  • здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз,  динамические паузы)

 Оборудование и материалы: экран, ноутбук, проектор, презентация на носителе Power Point  «Полет ракеты в космос», запись на флеш - носителе песни «Знайте, каким он парнем был» автор текста Добронравов Н., композитор Пахмутова А., космическая музыка «Space», магнитола для прослушивания записи, обручи маленькие для подвижной игры, картинки 4 ракет для подвижной игры, кукла-игрушка Незнайка, листы бумаги воздушные шары по количеству детей, фотография ракеты, раскраски на тему космоса, набор деталей из картона на каждого ребенка для конструирования ракеты.

Предварительная работа:

  • беседы, рассказы  о космосе, о космонавтах, планетах и звездах
  • рассматривание иллюстраций о космосе, планетах солнечной системы, космонавтах, ракетах
  • опытно-экспериментальная деятельность «Для чего нужен воздух», «Где прячется воздух»
  • рассматривание глобуса, макета «Солнечная система»
  • чтение и разучивание стихов  о космосе «Планеты по порядку» Д.Хармс

  • чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии о космосе, серия бесед на тему «Земля – наш общий дом»,
  • наблюдение за небом в вечернее и утреннее время;
  • чтение художественной литературы о космосе, энциклопедий;
  • прослушивание песен,, мелодий по теме «Космос»;
  • рисование «Звездное небо», аппликация  «Старт ракеты» , лепка «Космонавт»
  • Составление рассказа «Кто такие инопланетяне», «Если я был бы космонавтом»
  • Дидактические игры  «Что лишнее?»,  «Собери скафандр», «Планеты по порядку»
  • Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать»
  • конструирование  из строительных блоков «Космодром», «Космическая станция»
  • Коллективный коллаж «Все, что летает»
  • Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Тренировка космонавтов»
  • хороводные игры «Звездный хоровод»

Ход непрерывно - образовательной деятельности:

Часть 1 организационная

Стук в дверь, появляется Незнайка. Дети, посмотрите,  кто к нам сегодня пришел? (Незнайка). Незнайка здоровается с детьми и дает конверт с фотографией ракеты. Дети, что вы видите на фотографии? Ракету!

 Слайд 1.

         Незнайка: Я принес фотографию ракеты, потому что недавно летал на ней на Луну! Мне очень понравился полет на ракете, но теперь мне бы хотелось полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро и я не успел все рассмотреть в иллюминатор!

Слайд 2.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли полететь на самолете в космос?

Незнайка: Можно!

 Дети: Нельзя полететь в космос на самолете! А почему? Ответы детей. Потому, что в космосе нет воздуха!

 Незнайка: А для чего самолету нужен воздух, он что дышит?

Дети: Нет, он же не живое существо! Воздух ему нужен для полета! Самолет взлетает и летит, как будто опираясь своими крыльями на воздух, как птицы! Наблюдая за птицами, люди сконструировали самолет.

Слайд 3.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Незнайке, как это происходит! Давайте сильно подуем под листком бумаги. Дети выполняют. Что же вы видите?  (листок начинает подниматься!)

Незнайка: Значит,  в космос подняться не очень просто?

 Воспитатель: Да, это не просто! Ребята, помните, мы говорили  с вами о силе притяжения?

Незнайка:  А что же это за сила, что она делает? Воспитатель: Сейчас наши дети тебе все расскажут!

Дети: Земля очень сильная – все притягивает к себе и никуда не отпускает!

2. Основная часть

Игра – эксперимент  «Сила притяжения»

Воспитатель: Давайте проверим, действует ли эта сила на самом деле? Попробуем подпрыгнуть и задержаться хотя бы на минуту в воздухе. Дети начинаю подпрыгивать на месте. Получилось ли это у вас? Почему? Ответы детей. Что можно взять полегче? Ответы детей, проверка предположений. Давайте возьмем бумажные полоски, поднимем и отпустим их. Что с ними произошло? (ответы детей) Что происходит? Ответы детей. Даже такие легкие предметы, как полоски бумаги, притягиваются к Земле!Почему?  Какая же сила их притягивает?  Дети: Сила притяжения Земли!

Незнайка: Кажется, я запутался: если на Земле есть воздух, а в космосе его нет, то, что же там тогда вместо него есть? Дети: В космосе – невесомость!

 Слайд 4.

Воспитатель: Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

 Слайд 5.

Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.

Игра «Невесомость»

Вот мы в космос прилетели, в невесомости  зависли  и на Землю нашу, сверху, как на шарик мы глядим! (Дети изображают разные позы в состоянии невесомости под космическую мелодию)

Воспитатель: Чтобы преодолеть силу притяжения нашей Земли, нужно иметь очень большую скорость, для того чтобы  очень быстро перемещаться, а для этого нужен очень мощный двигатель! Но,  ни один вид воздушного транспорта  не может  так быстро передвигаться!

 Слайд 6.

И только у космической ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости, чтобы преодолеть земное притяжение!

Незнайка: Значит только ракета, самый быстрый вид транспорта на Земле?

Воспитатель: Да, Незнайка, пока это самый быстрый вид транспорта на Земле!

Упражнение «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз. (опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)

Все  мы вместе собрались! (взялись за руки)

Незнайка:  Что же это за двигатель у ракеты?

Воспитатель: У нее особый двигатель – реактивный. А вы хотите познакомиться с работой реактивного двигателя?  Да!

Слайд  7. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты. В дне у ракеты дырка. Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону — ракета летит в противоположную сторону. С помощью руля управляют струей вылетающих газов и ракета летит в нужном направлении! Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель, как взлетает ракета? Да! Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте, крепко сожмите горлышко. Что внутри шарика? Внутри шарика воздух! Он может вырваться наружу? Нет! А теперь отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым. Дети выполняют. Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение)  Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета? (Да, может) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.  А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел) Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону) Сколько времени наши шарики были в полёте? Почему? (В шарике мало газа) А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд)

Куда полетели ваши «ракеты»? (в разные стороны)  Что изменилось? Воздух стал выходить, шарик вырвался и полетел, сдуваясь в другую сторону от воздушной струи.

Незнайка: Так работают реактивные двигатели?

Воспитатель: Да, именно, так!

Незнайка: Ребята, а вы любите играть? Да! Тогда  давайте запустим свои ракеты!  

Игра «Чья ракета быстрее летит?»

Дети играют с шариками в игру (быстрее, дольше, дальше – дети отвечают предложениями: моя ракета летит дальше, моя ракета летит быстрее и т.д.

 Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! Что вы видите?  Ответы детей (большой знак вопроса !) Что же это значит? Давайте узнаем!

«Космическая викторина»

Вы должны выбрать правильный ответ (воспитатель читает, дети выбирают правильный ответ)

  • На какой планете мы живем? Слайд 9. 
  • Как называются люди на этой планете?

Если сейчас мы с вами отправимся в космос, то

  • Кем мы будем в полете? (Космонавтами) Слайд 10. 
  • Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь) Слайд 11.
  • Где стартуют космические корабли? (С космодрома) Слайд 12.
  • Какие животные первыми были в космосе? (В космосе были собаки) Слайд 13.
  • Как называют группу звезд? (Группу звезд называют созвездие) Слайд 14.
  • Что такое Солнце? (Солнце - это большая звезда) Слайд 15.

Ребята, а вы хотели бы полететь в космос? (Да, очень хотели бы полететь в космос)

  • А как называется профессия человека, который летает в космос? (профессия человека, который летает в космос, называется - космонавт)
  • Кто был первым космонавтом планеты Земля? (Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин)  Какой был Юрий Гагарин? Слайд 16.

 Ответы детей: смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый.

  • Какой праздник  люди будут праздновать 12 апреля? люди будут праздновать День космонавтики! Почему?  12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.  

Прослушивание отрывка из музыкального произведения «Знайте, каким он парнем был» автор текста Добронравов Н., композитор Пахмутова А.

Гимнастика для глаз «Солнышко»

(Дети следят за движением картинки с солнцем, прикрепленной к указке.)

Солнце вышло из-за тучи, влево, вправо тянет лучик, вверх и вниз идут лучи, ты

направо посмотри и налево посмотри, что же видишь впереди?

Незнайка: Молодцы, как  много вы знаете о космосе! Значит, вы хотите стать космонавтами? Да! А чтобы стать космонавтом надо много тренироваться, заниматься спортом! Начнем? Да!

Игра «Космонавты» (речь с движением)

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

Слайд 17.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Незнайка: Приглашаю всех на веселую игру!

подвижная игра «Космическое путешествие»

На площадке в нескольких  местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, маленькие обручи, картинки с изображением ракеты, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Луна -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - космодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

 Ход игры:

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим  места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга

2) Игра повторяется несколько раз.

Незнайка: Как с вами весело! Но мне пора возвращаться к своим друзьям, я им обязательно расскажу обо всем, что сегодня узнал, и мы даже поиграем с ними в ваши игры! А еще я хотел бы вам подарить вот эти раскраски о космосе! Дети благодарят Незнайку.

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Незнайкой и подарим ему шарики для него и для его  друзей!

Дети прощаются с Незнайкой, дарят ему шарики. Незнайка уходит.

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята! На минуту закройте глаза… откройте глаза…что вы видите? Слайд 18. Ответы детей. На чем мы полетим в космос? Какой двигатель у ракеты? Предлагаю вам сконструировать свою ракету. Конструирование ракеты из частей  заготовок цветного картона. Воспитатель: Какие красивые ракеты у вас получились! На какую планету вы полетите? Ответы детей. Если вы полетите на своих ракетах в космос, что же увидите из иллюминатора ракеты? Ответы детей. Что интересного вы сегодня узнали? Что расскажите своим родителям? Что вам понравилось? Я думаю, что кто-нибудь из вас в будущем обязательно станет космонавтом и будет изучать космос! А пока вы можете раскрасить раскраски о космосе, которые подарил нам Незнайка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы "Космическая фантазия"

Конспект по созданию коллективных работ в преддверии Дня Космонавтики...

Интегрированное логопедическое игровое занятие с элементами физкультурной деятельности «Космическая фантазия»

В моей практике, как в практике любого логопеда, есть существенная проблема: любой ребенок, даже если он усердно занимается и старается на самом занятии, вне логопедического кабинета начинает непроизв...

Конспект НОД "Космическая фантазия"

Конспект НОд по музыке для  старшей группы детского сада....

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии”

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии” Кляксография – это отличный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Ра...

Космические фантазии

Музыкальный праздник-развлечене посвященный праздованию "Дня Космонавтики"...

"Космические фантазии"

Игровая программа для детей подготовительной и старшей групп, ко дню Космонавтики....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении выставки-конкурса поделок из бросового материала «Космические фантазии»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении выставки-конкурса поделок из бросового материала «Космические фантазии»...