Коспект занятия в старшей группе "Весна -красна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тимофеева Елена Георгиевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_starshego_vozrasta.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия для детей старшего возраста «Весна – красна».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориенированные.

Цель: закрепить у детей знания по лексической теме «Весна».

Задачи:

Коррекционно – развивающие.

• развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность;

• развивать связную речь и словесно – логическое мышление, внимание, память;

• формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество;

• развивать общую, мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.

Воспитательные:

• формировать умение быть внимательными к явлениям природы;

• воспитывать доброжелательность.

Образовательные:

• активизировать и расширить словарь по теме «Весна»;

• формировать представления о приметах весны в природе;

• учить выделять причинно – следственные связи в явлениях живой и неживой природы;

• развивать и корригировать слухо – зрительно - двигательную координацию; умение переключаться с одного вида движения на другое.

Материал. Предметные и сюжетные картинки, мяч, интерактивная доска, ноутбук.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе на прогулке; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; сравнение картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», рисование весенних пейзажей, разучивание закличек.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам отправиться сегодня в гости к такому времени года, которое нравится очень многим. Оно приходит после зимы.

Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)

А теперь всё ниже, ниже. (Опускаем руки и постепенно приседаем)

Оседает, оседает,

А потом совсем растает.

Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет.

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)

И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна.

Это к нам идёт … весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Воспитатель. О каком времени года мы будем с вами сегодня говорить? Начинаем свой ответ со слов: «Сегодня мы будем говорить о …. » (весне) .

Раньше, в старые времена, Весну зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Давайте и мы позовём весну настоящую, с солнышком тёплым, цветами. Повторяйте за мной.

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март -

Солнцу рад!

Апрель, апрель -

Откроет дверь.

Май, май-

Сколько хочешь, гуляй!

Воспитатель. Ребята, названия каких весенних месяцев вы услышали? (ответы детей: март, апрель, май). Какой сейчас месяц? - (март) .

Зима ушла, но в марте солнце ещё слабо греет, по утрам бывают морозы, а днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель?

(произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса) .

Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!

Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-!

Кап – кап – кап – капель звенит, (ритмично хлопают в ладоши)

Словно с нами говорит. (ритмично хлопают ладонями по ногам) .

Воспитатель. Какие ещё признаки весны вы знаете? (Ответы: солнце пригревает всё сильнее) .

Упражнение для глаз

(цель: снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний) .

Солнышко с тучками в прятки играло

(закрыть, открыть глаза,

Солнышко тучки – летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки

(глаза вправо, влево,

Лёгких – две штучки

(глаза вверх,

Тяжёлых – три штучки

(глаза вниз) .

Тучки попрощались, тучек не стало

(закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло

(широко открыть глаза) .

- Посмотрите на картинку. Какую примету весны вы здесь видите? (ответы). Правильно, появились проталины. Что – то я забыла, что такое проталины. Объясните мне (ответы детей) .

На проталинах из – под снега стали появляться цветы – первоцветы (показ картинки). Почему они так называются? (ответы: потому что эти цветы появляются первыми) Какие вы знаете первоцветы?

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)

Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук)

Утром весенним раскрыл лепесток, (раскрывают ладони)

В мягкой землице его корешок. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз) (Н. Нищева)

Воспитатель. Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны? (ответы: птицы) .

(Звучит фонограмма голосов птиц) .

Воспитатель. По народным приметам наступает весна тогда, когда прилетают первые птицы. Какие это птицы? (ответы: перелётные). Какие птицы прилетают к нам весной? (работа со слайдами) .

Перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его… (скворец).

С вырезом глубокий хвост,

Небольшой у птицы рост.

Мы «касаткой» называем,

А весною наблюдаем. (ласточка)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (ласточка)

(по мере отгадывания на экране заполняется картинка с изображением птиц) .

Воспитатель. Какой ветер дует весной? (ответы: тёплый, весенний, ласковый и т. д.)

Давайте и мы изобразим весенний ветерок.

Дыхательное упражнение "Ветер - ветерок"

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф …

(выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф. (Сила выдоха постепенно увеличивается) .

Работа с картинками (предметными и сюжетными) .

- Что делает снег? (Снег тает)

Какой весной снег? (Снег грязный, тёмный)

Из растаявшего снега получаются веселые ручейки и большие лужи.

- Лед на речках тоже тает. Вначале он раскалывает на льдины. Льдины, толкаясь и ломаясь, плывут по речке. Говорят, что на реке ЛЕДОХОД.

Игра "Весенний ледоход"

К нам весна - красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Упражнение «Назови действия, которые происходят весной» (игра с мячом) .

Звонко журчит… (ручей) .

Дует тёплый весенний… (ветер) .

Прилетели первые … (птицы) .

Весной птицы гнёзда … (вьют) .

Весной птицы птенцов (выводят, выкармливают) .

На проталинах первые цветы (распускаются) .

Журчат ручьи или грачи?

День становится длиннее или короче?

Капель (капает, стучит, падает, звенит) .

Цветы (растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются) .

Ручьи (шумят, бегут, звенят, текут, несутся) .

На деревьях почки… (набухают, лопаются) .

Игра «Дерево»

На деревьях зреют почки.

Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)

Ветер дует, задувает,

Ветер веточки качает. (Выставляем руки перед собой и качаемся)

Солнце веточки нагреет.

Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)

Вдруг раскроются все почки,

И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Сейчас давайте с вами сделаем красивое весеннее дерево.

Итог занятия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Что больше всего понравилось?

О каком времени года мы говорили?

Назовите весенние месяцы.

Давайте еще раз вспомним весенние приметы:

(пальчиковая гимнастика) :

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки журчат.

(соединять пальцы левой руки с большим) .

И подснежник первый распускается,

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга) .

С юга птицы с песнями летят.

(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка») .

- Ребята, вы все отлично справились со всеми заданиями, хорошо поработали. Наше путешествие по весне окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия на тему "Овощи" Занятие 1.

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников....

Коспект занятия для старшей группы по мотивам сказки "Золушка".

План проведения мероприятия. Цель: Воспитывать любовь и уважение к совместному труду, готовность помогать. Задачи:Образовательная·         Формировани...

Коспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники на тему «Весна, какая она?»

Учимся определять время года. Называть отличительные признаки весны. Составляем рассказы с использованием мнемотаблиц "Весна", "Цветы"....

Коспект занятия по валеологии "Слушай во все уши!" (старшая группа)

Формирование здорового образа жизни через занятия познавательного цикла...

Коспект занятия "Развитие речи через продуктивную деятельность в старшей группе"

Конспект занятия по Развитию речи. Старшая группа. Тема: Профессии на стройке....

Коспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

Цель занятия: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах. В занятии решаются задачи расширения и активизации словарного запаса по теме "Зимующие птицы", употребления в речи пр...