Коспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель занятия: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах. В занятии решаются задачи расширения и активизации словарного запаса по теме "Зимующие птицы", употребления в речи предлогов, в составлении предложений, в образовании сложных слов, в развитии связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №9»

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе

компенсирующей направленности

Тема: «Зимующие птицы»

                                                                                   

Воспитатель: Евстигнеева Л.Н.

г.Гатчина

2023г.

                             

Цель: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
  2. Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

птицы».

  1. Совершенствовать слоговой анализ слова.

Коррекционно -развивающие: 

1.Закреплять употребление предлогов на, под, по над при составлении предложений.

2. Продолжать развивать грамматический строй речи:

-закреплять навык образования и употребления в речи существительных в творительном падеже;

-закреплять навык согласования числительных с существительными;

-закреплять навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3.Продолжать развивать умение образовывать сложные слова.

4.Развивать мышление, память, внимание.

5. Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные:

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

2. Воспитание заботливого и бережного отношения к птицам.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Изготовление вместе с родителями кормушек. Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей». Просмотр презентации «Зимующие птицы», дидактические игры «Кто, как устроен?», «Кто, как голос падает?», «Скажи наоборот».

Оборудование: аудиозапись «голос кукушки»; мнемотаблицы: сложных слов, схемы кормушки из счетных палочек, мнемосхемы загадок о птицах; счетные палочки, предметные картинки  зимующих птиц и кукушки, мольберт,  резиновый мяч, шарик и пружинки СУ Джок, разрезные картинки птиц в конвертах, контейнеры с угощениями для птиц.

Планируемый результат:

Дети наблюдают за зимующими птицами в природе. Совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц; знают какой корм нужен птицам и подкармливают их. Охотно вступают в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу заботливого отношения к зимующим птицам.

Ход занятия:

1.Организационный момент 

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и рассказать речёвку:

    Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Вводная беседа.

Включаю аудиозапись - «Голос кукушки»

В.-Ребята, что это за звук?

Дети: Это кукует кукушка.

В. Давайте подойдем сюда и посмотрим есть ли кукушка среди этих птиц?

(на мольберте магнитные изображения птиц)

     Правильно, это кукушка. Назовите остальных птиц.

     Какая птица лишняя и почему?

Дети: лишняя кукушка, потому что она перелётная, а остальные птицы – зимующие.

В.-Почему их называют зимующими? (ответы детей)

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

В. Птицам зимой очень трудно: холодно и голодно.

4.Игра с мячом Су Джок - «Посчитай-ка» (синица, ворона, воробей)

В.-Когда очень холодно птицы в стайки собираются. Вместе теплее мороз пережидать. Их там много. Давайте посчитаем сколько птиц?

Мы будем передавать шарик, и считать птиц.

Дети: Одна синица, две синицы, …, пять синиц, …, десять синиц.

В. Мы с вами посчитали птиц, никого не пропустили.

5.Игра «Назови ласково» (игра с мячом):

В. Холодно нашим птицам?  Давайте их согреем. Я буду бросать мяч и называть птичку, а вы будите возвращать мне мяч и называть её ласково.

Дети: Воробушек, голубка, снегирёк и т.д.

В. Птички услышали наши ласковые, добрые слова.

6. Игра «Составим птичку» (разрезные картинки) 

В.-Ребята, согрелись птички и захотели с нами поиграть. Посмотрите на столах лежит игра «Собери птицу». Мы поделимся на команды, и каждая команда будет собирать свою птицу. (дети у столов собирают разрезные картинки птиц)

В. Собрали птиц? Хорошо. А сейчас команды поменяются местами и проверят, как выполнили задание ваши товарищи.

В.  Всё правильно? Здорово. А теперь мы скажем название птицы и прохлопаем это слово.  

В. Молодцы, ребята дружно и быстро собрали птичек.

7.Игра «Составь новое слово» (мнемотаблицы сложных слов)

В.-Ребята, подойдем, посмотрим, что здесь?

Непонятно. Это схемы, шифровка какая-то.  Давайте рассмотрим, что изображено.

Дети: красная, грудка.

В.-Я догадалась нужно собрать из двух слов одно слово. Красная грудка.

        Какое слово получится?  Красногрудая.

Дети: белый бок – белобокая, длинный хвост – длиннохвостая и т.д.

 В. Молодцы, как хорошо справились, расшифровали все слова.

8. Загадки в мнемосхемах. (Дети рассказывают загадки с помощью мнемосхем)

В.-Ребята, посмотрите здесь еще схемы. Может кто-то знает, что это и поможет нам разгадать?

Дети:                  Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

                           С первым снегом на рябине.  

 Он появится опять. (снегирь)

Озорной мальчишка,

В сереньком пальтишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает. (воробей)

                         

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

                               Брюхо белое да плечи,

 Тарахтенье вместо речи. (сорока)

Спинкой зеленовата.

Животиком желтовата

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика. (синичка)

В.- Молодцы, интересные загадки загадали.

9.Динамическая пауза «Воробьи –воробушки»

Воробьи-воробушки,                         (Похлопывание руками по бокам.)

Серенькие перышки!                 (Махи руками вверх- вниз.)

Клюйте, клюйте крошки         (Стучим кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки!                         (Дуем на раскрытые ладошки.)

Нет, с ладошки не клюют         (Развели руки в стороны, пожали  плечами.)

И погладить не дают                 (Гладим ладошки.)

Как бы нам поладить,         (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)

Чтоб дались погладить?

В.-Хорошо поиграли!

10.Игра «Кто, что делает?»  (на столе лежат перевернутые сюжетные картинки птиц)

В.- А где же наши птицы? Ребята, птицы очень осторожны, как будто спрятались от нас.

 Ребята, возьмем каждый по карточке.

Назовем птицу на картинке и скажем, что она делает.

Дети: Снегирь клюёт ягоды рябины. Рябчик бежит по заснеженному полю. И т.д.

Замечательно, все рассказали про своих птичек.

11. Пальчиковая гимнастика с колечком Су-Джок  «Птички» (дети сидят на стульях)

В.-Положите карточки на стол. Возьмите колечки. Они нам помогут рассказать, как нужно помогать птицам.

Снегирь и сорока, и клёст, и синица -

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Во время чтения стихотворения дети выполняют самомассаж рук (дети поочередно одевают и снимают колечко на пальчики, начиная с большого пальца левой руки)

В. Молодцы! Вы уже знаете, как будем помогать птицам.

12. Игра «Построй кормушку из палочек» (на столах схемы кормушек)

В.-Ребята, а куда же мы положим корм для птичек? (ответы детей)

В. Но у нас нет кормушек. Что же делать?

Дети: Мы можем сделать кормушки из палочек.

Здорово придумали, чтобы было быстрее - работаем в командах.

Возьмем подносы с палочками, подойдем к столам, а поможет нам схема «кормушки».

В.-Кормушки готовы. Молодцы ребята.

13. Игра «Накорми птичку»»

В.-Чем мы будем угощать птиц? У меня в корзинке есть корм для птиц.

Возьмите по контейнеру и расскажите, чем вы угостите птиц?

Дети: Я угощу воробья пшеном. Я покормлю синичку салом. И т.д.

В. Ребята, а почему никто не взял контейнер с конфетами и черным хлебом? (Ответы детей)

В. Молодцы, ребята. Вы приготовили каждой птице ее любимое угощение. Птицы будут рады. Кормушки наполнены кормом. «Сытому морозы не страшны» – так можно сказать о птицах.

14. Игра «Птички на дереве» (на мольберте расположено дерево)

В.-Ой какое красивое дерево. Ребята, как думаете понравится оно птичкам?  Возьмем по одной птице. Посадим птицу на дерево или рядом с ним и расскажем, где птичка находится. Дети: Я посадил синичку на кормушку. Мой клёст сидит на стволе дерева. И т.д.

В. Молодцы!

15.Итог занятия:

В.-О ком мы сегодня говорили?

      А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему?

Как нужно помогать птицам зимой? (ответы детей).

Ребята, вы сегодня просто молодцы, выполнили очень много сложных заданий. Были доброжелательными, дружными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия для старшей группы по мотивам сказки "Золушка".

План проведения мероприятия. Цель: Воспитывать любовь и уважение к совместному труду, готовность помогать. Задачи:Образовательная·         Формировани...

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"

Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру.  Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...