Путешествие в лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Марковская Нина Валерьевна

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в лес»

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края ХМАО - Югры.

Задачи:

 Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять  знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь. Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев.

Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО- Югры, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.

Вводная часть

Организационный момент:

 Воспитатель:

 - Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра « Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…радугу, солнечный лучик и т.п.»)

- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

- А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

- А вы знаете пословицы о лесе?

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

 лес полон сказок, загадок и чудес.

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

- Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

2. Нельзя разжигать костер.

3. Нельзя на дереве царапать слова.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя ломать ветки деревьев,

- Ребята,  а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

 (На поезде, самолёте, пешком).

 Мы пришли в весенний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава  под снегом спит.

 Воспитатель: Вот мы  лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Слушаем голоса птиц. А чем пахнет в лесу?

-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

- Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

( дети называют какие деревья знают)

- А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой  леса.

-  Послушайте как шумит  лес.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (Кедр).

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».  

 

 Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

- Как вы думаете, чем отличается береза от ели?

- Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У  березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

- Как называется лес, в котором растут березы?

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

- Лес, в котором растут только осины?

( называется – ОСИННИК.)

- Как вы думаете, почему, где растут  березы,  осины и другие  деревья, называется лиственный лес?

(деревья,  имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

 Солнышко проснулось,

 И березки к солнцу потянулись.

 (руки вверх, встать на носочки)

 Поздоровались друг с другом,

 Наклонившись в стороны.

 (наклоны в стороны)

 С солнцем поздоровались,

 Радуясь дню новому.

 (руки вверх, помахать ими).

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС.

Почему он так называется?

- Какие деревья  растут в хвойном лесу?

( Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

- Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

- Почему всегда одним цветом?

( Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

( ЕЛЬНИК.)

- Лес, где растут одни сосны, как  называется?

 (СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.)

-  Лес, где растут одни кедры, как называется?

( КЕДРОВЫЙ ЛЕС  или КЕДРАЧ.)

-  Лес, где растут одни пихты, как называется?

( Пихтовый  лес.)

- Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ)

- Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

-А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.)

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру  «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и  лиственницы их шишки.

- Чем они похожи? Чем они отличаются?

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей.

( это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса)

( это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

 (для художника это объект для картин)

 (для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу  только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку  возращаются в детский сад)

- Ребята, давайте нарисуем деревья  . Ребята вам понравилось путешествие в лес? Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...