Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам сказок».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

Сказочное времечко,

Времечко желанное

Тихо начинается

Сказка долгожданная .....

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

gerb1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)

143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

 «По страницам сказок».

Подготовила:

Юсупова Х.Х.

воспитатель группы

г. Красногорск, Московская область

2017г.

Беседа по страницам сказок

Цель:

•        Формировать любовь к народному творчеству, родному языку.

•        Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).

•        Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”

•        Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образы.

•        Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.

•        Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.

Предварительная работа:

•        Чтение и прослушивание народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.

•        Выставка рисунков по сказкам.

•        Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.

•        Заучивание детьми загадок.

•        Создание игровой среды.

Ход занятия

Сказочное времечко,

Времечко желанное

Тихо начинается

Сказка долгожданная,

Поведут тропиночки

Нас в края далекие

Через чащи темные

И моря глубокие

Царство тридесятое

Чудесами славится

Но со злыми чарами

Мы сумеем справиться

Пусть чинят препятствия

Силы зла старательно

Победит все доброе

В сказке обязательно.

- Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.

- Ну, тогда заходите, да слушайте.

“Было это там, где и не было за морем аккурат, да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”

I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик).

  1. Лягушка – попрыгушка

Лягушка – квакушка

  1. Серый волк – волчок

Волчок – драный бочок

Волк – волчок шерстяной бочок

  1. Коза – рогатая

Коза – дереза

Коза черные глаза, кривая нога, острые рога

Коза хлопота

Козлятушки – ребятушки

Серенький козлик

  1. Мишка – топтыжка

Медведь – лежебока

Медведюшка – батюшка

Медведь – богатырь

Мишка – косолапый

Мишка – плишка – коротышка

  1. Лисичка – сестричка

Рыжая лисица

Лисонька – лиса

Рыжая плутовка

Лисонька – лиса, ненаглядная краса.

Лиса – кумушка,

Лиса – при беседе краса.

  1. Мышка – норушка

Мышка – поскребушка

Мышка – погрызуха

Маленькая серенькая мышка.

  1. Петушок – золотой гребешок

Петушок – красный гребешок

Петенька – петух

Петя – петушок.

  1. Зайчик – побегайчик

Заюнок – кривоног – по горке скок

Зайчишка – трусишка.

  1. Котик серый, хвостик белый

Котик – коток кудрявый лобок

Котя – серенький лобок

Мурлыка – кот

Кисонька – мурысенька

Котишко – мурлышко – серый лобишко.

По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.

II. Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: “Заходи”

В сказке может всё случиться

Что же будет впереди?

Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?

С зачина.

1.        В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …..

2.        Жили старик со старухой……

3.        Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….

4.        Жил был старик….

5.        Жили были дед да баба…

6.        В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….

7.        Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…

8.        На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …

9.        Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…

10.        Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.

11.        Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…

12.        Было это ещё в старое недоброе время…

13.        Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…

14.        В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …

15.        В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..

16.        В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…

17.        Было это давным – давно, в едва памятные времена…

А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”

Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.

– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”

Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?

Завязка

•        И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!

•        Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.

•        Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…

•        Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

•        Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

•        Да не простое, а золотое.

Концовка

•        Я сам там был пиво – мед пил, по усам текло, да в рот не попало.

•        Сказка вся, больше врать нельзя

•        С тех пор стали они жить славно…

•        Жили долго и счастливо до глубокой старости.

•        Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)

•        А на том мой сказ и кончается.

•        Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

•        И стала она в добре поживать, лиха не знать.

•        Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.

•        Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.

•        И стали они жить дружно, в любви и согласии.

•        И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).

•        Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.

•        Сказка вся, больше врать нельзя

•        Стали они жить – поживать, да горя не знать.

•        Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.

•        И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…

•        На этом и сказка вся…

III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки).

Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.

“Курочка ряба”

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

 

“Колобок”

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай
  • Доверяй, но проверяй
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

“Репка”

  • Без заботы и репу не вырастить.
  • Конец – делу венец.
  • Мала капля, а большое дело делает
  • Дружба дороже всего.

“Волк и козлята”

  • “Страшись волка в овечьей шкуре”
  • Бояться волков – быть без грибков

“Гуси – лебеди”

  • Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
  • Долг платежом красен.

Круглый, мохнатый, “масляный”

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

“Маша и медведь”

Не сиди на печи, не жди калачи

“Жихарка”

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

“Теремок”,

“Рукавичка”

В тесноте, да не в обиде.

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Всему своё время

IV. Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.

Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:

Дети (хором)    Бабка Ежка – костяная ножка,

                           С печки упала

                           Ноженьку сломала,

                           А потом и говорит:

Баба – Яга –   У меня нога болит

Дети – (поочерёдно)

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на лужайку – напугала зайку,

Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)

Баба – Яга –      А –а-а, вы вздумали смеяться?

                           Над Ягою потешаться

                           Да я, если захочу,

                           Вас в деревья превращу.

(Топает ногой, дети замирают в разных позах. Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)).

Баба – Яга –   Да я, если захочу

                        Вас в лягушек превращу!

(Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки.  Баба – Яга с довольным видом посматривает на них).

Баба – Яга –          Да я, если захочу

                               Вас в собачек превращу.

(Топает ногой, дети рычат, наступают на неё).

Баба – Яга –       А-а-а вы кусаться,

                            Придется убираться.

(Убегает. Дети садятся на место).

V.  “Что лишнее?” 

Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.

•        Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)

•        Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)

•        Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди” )

VIII. “Назови сказку”

•        Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)

•        Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)

•        Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)

•        Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)

Анализ занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны».

Беседа предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым положением нашего народа в годы Великой Отечественной войны; с теми лишениями, горем и нуждой, которые испытывали де...

Конспект НОД Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Спасибо деду за победу»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Спасибо деду за победу"....

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг

Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное  развитие.             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. ...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....