Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Незнайке»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Степанова Елена Владимировна

Закрепление знаний детей по теме «Транспорт» и профессии на транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt4.0.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД
для детей  старшего дошкольного возраста:
«Поможем Незнайке»

Составил воспитатель: Степанова Елена Владимировна

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: игровые, развивающие (ТРИЗ), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Методы и приемы: наглядные, сюрпризный момент, реплики, вопросы,

Цель: закрепление знаний детей по теме «Транспорт» и профессии на транспорте.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • закрепление умения детей классифицировать транспорт по видам (наземный, водный, воздушный, подземный);
  • закрепление представления детей о различных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения;
  • закрепление умения отгадывать загадки;
  • развитие доказательной речи;
  • активизация словаря по теме «Транспорт»
  • упражнение в построении предложений грамматически правильно.

2. Развивающие задачи:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие творческого воображения
  • развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • автоматизация поставленных звуков - контроль и самоконтроль за звукопроизношением;
  • развитие общеречевых навыков;
  • развитие координации речи с движением.

З. Воспитательные задачи:

  • закрепление правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах города;
  • воспитание культуры поведения и общения.

Материал к занятию:

Кукла Незнайка, карточки с цифрами, набор картинок (водный транспорт), плоскостные цветы, карточки с алгоритмом, карточки с различными видами транспорта, крупный конструктор, игрушки ( машинки, самолетики), мольберт, дорожные знаки («Пешеходный переход», «Парковка», «Автобусная остановка»), мольберт, картинка «море», поднос с геометрическими фигурами.

Предварительная работа:

  • беседа о транспорте;
  • наблюдения на улице;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • разучивание пальчиковых игр и физкультминуток;
  • изучение основ ПДД.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Вос-ль: Есть и водный и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это, скажи скорей!

О чем мы будем с вами сегодня говорить?

Ответ: о транспорте.

А какие виды транспорта вы знаете? Ответ: наземный, подземный,

водный, воздушный.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, кем и для чего был изобретен транспорт?

Ответ: Транспорт был придуман человеком для удобства перемещения, для перевозки грузов и людей.

А сейчас я хочу предложить вам поиграть, но игра - необычная.

Вам нужно будет меня очень внимательно слушать (упражнение на развитие речевого слуха): Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле, львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.

Скажите, пожалуйста, о каких видах транспорта говорится в стихотворении?

Ответы (полные): в

стихотворении говорится о велосипеде (автомобиле, трамвае).

2. Основная часть:

Раздается стук в дверь, появляется Незнайка. Он говорит, что ему срочно надо добраться до Цветочного города, но он не знает, как это сделать. Ведь это очень-очень далеко: за морем, за лесами.

Вос-ль: Ребята, давайте поможем Незнайке и попутешествуем вместе с ним. Подумайте, на чем можно быстро добраться до Цветочного города?

Дети решают, что быстро можно добраться на самолете.

А где мы можем сесть на самолет? •        Ответ: На самолет мы можем

сесть в аэропорту.

Давайте подумаем, на чем нам доехать до аэропорта нашей большой дружной кампанией. Дети предлагают ехать на автобусе (маршрутном такси).

Вос-ль: Чтобы сесть в автобус, нам надо перейти через улицу. А вы знаете, как правильно это сделать? (Незнайка говорит, что в этом нет ничего сложного, нужно просто быстренько перебежать через дорогу). Как вы думаете, ребята, прав Незнайка?

Ответы детей: Нет не прав. Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу, а если нет светофора и пешеходного перехода, то сначала нужно посмотреть налево (нет ли близко машин), дойти до середины дороги и посмотреть направо.

Молодцы, ребята, правила дорожного движения вы знаете. Ну что ж, тогда в путь! Дети, посмотрите направо, как много машин там стоит (на парковке для автомобилей стоят: легковой автомобиль, грузовик, машина скорой помощи, хлебный фургон). Дети говорят, что это парковка для машин, перечисляют стоящие на ней автомобили.

Вос-ль: А какой это транспорт?        Ответ: Наземный.

- Какие еще виды наземного транспорта вы знаете?

Ответы детей : трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, поезд, электричка, грузовая машина, пожарная машина, машина скорой помощи.

Вос-ль: ребята, подумайте, как мы можем разделить эти виды транспорта?

 Ответы: Их можно разделить на автомобильный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, специальный (выясняем, почему он так называется). Дети переходят через дорогу по пешеходному переходу и подходят к автобусной остановке. Незнайка предлагает поиграть в автобусе с мячом. Дети объясняют Незнайке, как нужно вести себя в автобусе и других видах транспорта:

в автобус нужно заходить спокойно, не толкаться, уступать место пожилым людям; нельзя ездить без взрослых, громко разговаривать, кричать, высовываться в окно, стоять, бегать по салону.

Вос-ль: Какие вы молодцы, я думаю, Незнайка все понял. Ну что ж, садимся в автобус. Первым сядет тот, чье имя начинается на «Т», вторым тот, у кого в одежде есть красный цвет, третьим - у кого есть карман на рубашке и т.д. (ребенку, стоящему впереди, дается в руки руль).

Проводится физкультминутка «Автобус»:

Мы в автобусе сидим и в окошечко глядим

 Глядим  назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет?

Колеса закружились, вперед мы покатились.

Пускай автобус наш трясет,

Мы едем, едем все вперед,

И громко, громко все гудим:

Бим - бим - бим!

Ребята, а кем у нас был Т.?        Ответ: водителем, шофером.

А если бы мы ехали на трамвае?        Вагоновожатым.

На поезде или электричке?        Машинистом.

Конечная остановка «Аэропорт». Посмотрите, какие красивые птицы стоят на летном поле. Как называются эти птицы? Как вы думаете, почему я назвала самолеты птицами?

Ответ: У самолетов, как и у птиц, есть крылья и хвост. И птицы и самолеты умеют летать.

Вос-ль: К какому виду транспорта относится самолет?

Ответ: Самолет - это воздушный транспорт. Незнайка: Ух ты! Он из воздуха сделан?

Дети объясняют Незнайке, что воздушный транспорт это то, что летает по воздуху: самолет, вертолет, ракета.

Вос-ль: Ребята, мне сказали, что мы не сможем сесть в самолет, пока не выполним задание. Сначала нужно расставить цифры в порядке возрастания (выложить в беспорядке карточки с цифрами: 5, 8, 9, 12,15, 20). И еще нужно ответить на вопрос, кто управляет воздушным транспортом?

Ответ: воздушным транспортом управляет пилот, летчик. Детям предлагается проверить правильность ответа, перевернув карточки. На обратной стороне карточек написаны буквы, и дети читают слово «летчик».

 Вос-ль: А сейчас встаем в пары друг за другом и представляем, что мы в салоне самолета. Чтобы не скучать, предлагаю вам поиграть во время полета (проводится игра «Части - целое»).

Угадайте что это: колеса - окно - вагон = поезд

колеса - салон - пассажирские места = автомобиль колеса - кузов - окно = грузовик колеса - салон - провода = троллейбус шасси - иллюминатор - салон = самолет колеса - окно - купе = вагон и т.д.

Ребята, мы идем на посадку. Посмотрите, мы приземлились на берегу моря (на магнитной доске изображение моря и картинки с различными видами транспорта). Незнайка говорит, что он не очень хорошо плавает и не сумеет переплыть море.

Как вы думаете, почему еще Незнайка не сможет переплыть море?

Ответ: Потому что море глубокое, большое, даже не видно противоположного берега.

Вос-ль: На чем же нам переправиться на другой берег?

Дети из набора картинок выбирают транспорт и называют его (лодка пароход, яхта, катер). Как называется транспорт, который передвигается по воде?

Ответ: Водный.

Выбирай, Незнайка, на чем мы поплывем. Незнайка говорит, что он уже выбрал и предлагает детям догадаться на чем:

Посреди бурлящих вод Шел веселый ...(пароход).

А давайте мы построим свой пароход!

Дети из крупного конструктора строят пароход и садятся в него.

Вос-ль: А кто управляет кораблем?        

Ответ: Капитан.

Пока мы плывем, давайте подумаем, что хорошего в том, что мы плывем на пароходе? А что плохого? - Ответы детей.

Пароход причаливает к пристани.

Вос-ль: Ну вот, Незнайка, ты и добрался до Цветочного города. Как здесь красиво! Сколько цветов! Можно мы соберем букет цветов, чтобы украсить нашу группу?

Незнайка разрешает, но предупреждает, что рвать можно не все цветы, а только те, что указаны на карточках (алгоритм: не желтые, не маленькие, не овальной формы).

Давайте поблагодарим Незнайку за цветы. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте посмотрим, на чем мы могли бы быстрее добраться домой.

Из набора картинок дети выбирают транспорт в порядке возрастания скорости: от самого медленного до самого быстрого (велосипед, самокат, машина, самолет).

А как ты, Незнайка, доберешься до дома? Незнайка отвечает, что в Цветочном городе есть подземный транспорт, и спрашивает, слышали ли о нем дети.

Ответ: Конечно, слышали. Он называется метро.

Дети прощаются с Незнайкой, садятся в воображаемый самолет. Проводится игровое упражнение:

К облакам поднялись и шасси убрали.

Вот - лес, мы тут приготовим парашют.

Толчок, прыжок, летим дружок.

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

З. Рефлексия.

Вос-ль: Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? А теперь, ребята, я предлагаю вам стать конструкторами и собрать различные виды транспорта из геометрических фигур (если некоторые дети затрудняются, предложить им собрать модели по схемам). Дети собирают модели и рассказывают, из каких фигур они их собрали.

Где мы с вами сегодня побывали? О чем говорили? Для чего нужен транспорт? А как вы думаете, коляска это транспорт?

Каждому, кто назовет транспортное средство в названии которого есть звук «А», я подарю цветок из Цветочного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП на тему: « Поможем Незнайке!»

ТЕМА: « Поможем Незнайке!»Программное содержание: -закрепить умения считать в пределах 3, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?» , «Который по счету?»;-учить в умении находить одинаковые по дл...

Итоговое занятие по ФЭМП для детей старшего возраста "Поможем Незнайке"

Итоговое занятие по математике для детей старшего возраста "Поможем Незнайке"...

Конспект совместной деятельности в средней группе: «Поможем Незнайке»

Программное содержание: формировать представлений о понятиях, отражающих возрастные особенности развития человека, закрепление понятия о семье, закреплять знание частей тела, для чего они нужны ...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...