Конспект НОД с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Селиванова Елена Юрьевна

В конспекте представлены педагогические технологии: игровые, здоровьезберегающие, познавательно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы

Задачи:

1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формирование основ безопасного поведения в природе;

- развитие трудовой деятельности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и   сверстниками;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2. Образовательная область «Речевое развитие»:

- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний;

- расширять словарный запас;

- развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

- совершенствовать диалогическую речь детей, культуру речевого общения;

- развивать связную речь.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

- продолжать давать детям научные знания о природе;

- знакомство с миром природы и формирование экологического сознания;

- закрепить у детей знания об обитателях природы;

- развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, чувство взаимопомощи;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- формировать навыки самооценки;

- доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: знакомство с буквами, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций с птицами, животными. Дидактические игры: «Кто как поет», «Хорошо, плохо», знакомство детей с правилами поведения в природе. Чтение сказки «Лягушка-путешественница». Знакомство с глобусом. Раскраски, обводки с птицами. Отгадывание загадок о животных. Подвижная игра «Кукушка». Прослушивание фонограммы с голосами птиц. Разучивание с детьми весенних примет.

Наглядный материал для занятия:

  1. Наборы букв.
  2. Карточки с птицами.
  3. Схема лабиринт.
  4. Конверт с загадками о животных.
  5. Большое яблоко.
  6. Картина «Горы, реки и моря – это все моя Земля»
  7. Картина «Экологический светофор».
  8. Геометрические фигуры (для оформления лабиринта в группе).
  9. Карточки «Правила поведения в природе».
  10.  Фонограмма «Голоса птиц».
  11.  Обводки птиц (для подвижной игры «кукушка»).
  12.  Костюм лягушки.
  13. Таблица «Хорошие и плохие дела».
  14.  Глобус.

Содержание организованной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по лабиринту живой природы. Все вы, ребята, любите разгадывать всякие тайны. Нет интереснее тайн, чем тайны живой природы, среди которой мы живем, являемся ее частью. Наша природа красива и разнообразна – деревья, травы, птицы, рыбы, насекомые и все это взаимосвязано друг с другом. Все живые организмы взаимосвязаны с водой, землей, погодой. Все эти взаимосвязи лучше всего наблюдать весной, когда все пробуждается и оживает.

    Ребята, угадайте что у меня в руке? Отгадайте загадку!

Зеленое, погладишь – гладенькое, а откусишь – сладенькое. (Яблоко)

     – Правильно, это яблоко. Давайте представим, что яблоко – это наша планета Земля.  Как вы думаете, чего больше на нашей планете воды или суши?

      Дети:

Воды.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, так ли это. (Рассматривают глобус, затем разрезаю яблоко на 4 части).

– Действительно, 3 из них – это вода, а четвертая часть – суша.

Воспитатель:

Я предлагаю Вам, ребята, пройти по лабиринту живой природы и разгадать некоторые из ее тайн. Вот наш лабиринт. (Показываю схему лабиринта).

Воспитатель:

В каждой игре есть свои правила, есть они и в природе. Давайте вспомним их. (Дети берут по одной карточке и рассказывают о правилах поведения в природе).

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

Воспитатель:

А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идѐт на поле, на реку,

И по снежку и по цветку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

На столах у вас находятся буквы, вы должны сложить слово-отгадку. (Дети выкладывают из букв слово «Весна»).

Воспитатель:

- А теперь давайте пройдем по нашему лабиринту.

Воспитатель: - Первый поворот называется «Когда придет весна…»

Ребята, вспомните, пожалуйста, весенние приметы:

 Если синицы долго остаются у человеческого жилья - (Весна будет холодной)

 Длинные сосульки – (К долгой весне)

 Появление молодых пауков – (К теплой весне)

 Если стучит в марте дятел - (Весна будет холодной)

 Ранний прилет грачей и жаворонков – (К теплой весне)

 Из березы течет много сока – (К дождливому лету)

 Первый гром весной – (Значит тепло не за горами)

Воспитатель:

- Следующий поворот необычный, посмотрите, здесь находится конверт, в котором что-то написано, давайте узнаем…(в конверте находятся загадки о животных, но надо найти ошибку и исправить еѐ).

 В чаще голову задрав, воет с голоду… жираф (Волк).

 Кто в малине знает толк, косолапый бурый… волк (Медведь).

 Дочерей и сыновей учит хрюкать… муравей (Свинья).

 Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая… лисица (Белка).

 Быстрее всех от страха несется … черепаха (Заяц).

 В теплой лужице своей громко квакал… муравей (Лягушка).

 С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (Обезьяна).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А сейчас пришла пора отдохнуть нам детвора. (Звучит аудиозапись кукушки)

Воспитатель:

- Чей это голосок?

Дети:

- Это голос кукушки. Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Кукушка». (Выбирают кукушку, остальные дети разбиваются на пары. Каждая пара – гнездо – становится на расстоянии вытянутых рук одна от другой по кругу, лицом к центру. Кукушка бежит за спиной у игроков, легонько хлопает по плечу любого стоящего с внешней стороны круга игрока-птичку и при этом говорит: «Ку-ку». Кукушка летит дальше по кругу, и птичка тоже летит, но в противоположную сторону. Игрок, который стоял впереди птички, занимает ее место. Перед ним свободно. Задача кукушки – занять место в гнезде. Если ей это удается раньше птички, то та становится кукушкой, бежит по кругу, кричит «ку-ку» и хлопает по плечу любую другую птичку. Если нет, то кукушка продолжает водить, пока не займет чье-нибудь гнездо.)

Воспитатель:

- Давайте посмотрим схему лабиринта, куда же нам идти дальше (Вместе с детьми рассматриваем схему). Следующий поворот называется «Детективное агентство».

Воспитатель:

- По словесному портрету ты скажи нам, кто же это? Ребята внимательно послушайте описание птиц. Прослушав, выберите из набора открытку с изображением этой птицы, назовите ее и покажите. (Дети показывают, и включается аудиозапись с голосом этой птицы):

 Эта птица – типичный обитатель наших лесов. Чаще ее можно услышать, а потом уже увидеть. Резкие, частные покрики и громкое постукивание по стволу дерева далеко разносятся по лесу. Благодаря своим цепким лапам птица хорошо лазает по стволу дерева. Клюв у нее крепкий, как долото; им птица достает насекомых из-под коры. Гнездо свое она устраивает в дуплах деревьев. (Дятел).

 Оседлая птица, обычная для наших лесов. Встречается вблизи селений. Эта птица не только хорошо летает, но и лазает по стволу дерева, выискивая насекомых. (Поползень).

 Широко распространенная перелетная птица, своих гнезд не строит. Самка откладывает яйцо на землю, затем берет его в клюв и летит к гнезду мелкой птицы, куда и подкладывает свое яйцо. Птенцы, подрастая, выбрасывают других птенцов из гнезда, чтобы корм достался им. (Кукушка).

 Очень красивая птица, обычная для наших лесов, охотно поселяется в парках и садах. Весной можно услышать ее песню – мелодичный флейтовый свист, но иногда птицы издают неприятное мяуканье, за что их называют «лесными кошками». (Иволга).

 Широко распространенная птица. Основу ее питания составляют насекомые, черви. Птица имеет не яркое оперение: голова, грудь, крылья и длинный хвост – черные, остальные перья – белые. (Сорока).

Воспитатель:

- А сейчас нас с вами ждет героиня сказки «Лягушка - путешественница». Вы помните сказку «Лягушка - путешественница»?

Дети:

- Помним.

Воспитатель:

-Воспитатель:

- Кто главная героиня сказки?

Дети:

- Лягушка. (Появляется лягушка)

Воспитатель:

- Вы узнали ее?

Лягушка:

- Ребята, помогите мне вернутся домой!

Воспитатель:

- Кто поможет лягушке вернуться домой?

Дети:

- Птицы.

Воспитатель:

- Перед вами на столах открытки с изображением птиц. Выберите, покажите и расскажите о птицах, которые помогут нашей лягушке.

(Дети выбирают перелетных птиц и рассказывают о них).

Воспитатель:

- Спасибо, ребята, вы помогли лягушке. Как называют птиц, которых вы показали?

Дети: - Перелетные, они возвращаются весной из теплых краев домой.

Воспитатель:

- А как называть тех птиц, которых вы не выбрали лягушке в помощники?

Дети:

- Зимующие, они не улетают в теплые края, а остаются зимовать.

Воспитатель:

- Последний поворот называется «Светофор».

- Как вы думаете, для чего на улицах устанавливают светофоры? (Ответы детей).

- Посмотрите на картинку. Это тоже светофор, но только особенный. Он поможет нам навести порядок в природе. Вы должны называть поступки, которые Вы совершаете в природе, и указать к какому цвету светофора их можно отнести). (Выслушиваются ответы всех детей).

Лягушка:

Ребята, я дарю каждому из Вас по картинке-раскраске с хорошими и плохими поступками в природе, чтобы Вы дома раскрасили и рассказали о том, как нужно вести себя в природе своим мамам и папам, сестренкам и братишкам, девчонкам и мальчишкам.

Воспитатель:

Наше путешествие по весеннему лабиринту подошло к концу. Все вы старались быть внимательными, активными, хорошо справлялись со всеми заданиями. Спасибо вам за работу.

Любите цветы, леса, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей.

Лягушка: - Давайте завершим наше путешествие чтением замечательных стихотворений о нашем общем доме – Природе!

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг,

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышею голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы.

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря,

Все называется Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы

конспекты совместной образовательной деятельности ....

конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну счастья "Правознайка"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные  поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

Конспект беседы с детьми старшей группы по пожарной безопасности «А если вдруг пожар?» ( с использованием произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»)

Во время беседы дети с помощью иллюстраций, стихов, при проигрывании опасной ситуации учатся правилам поведения при пожаре....

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».

     Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...