"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

конспекты совместной образовательной деятельности . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_peterburzhec.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Я - петербуржец».

Гриценко Светлана Борисовна, воспитатель ГБДОУ детский сад64 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

От автора.

Уважаемые коллеги и родители. Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Я – петербуржец». Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город, является важным этапом патриотического воспитания. Пособие представляет собой конспекты комбинированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с Петербургом.  Занятия затрагивают образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация». Комбинирование образовательных областей позволяет воспитателю наиболее доступно с учетом психологических особенностей возраста детей,  дать детям необходимые знания и умения, получить положительный эмоциональный отклик и не утомить ребенка.  Данное пособие – результат практической деятельности с детьми. Комбинированная образовательная деятельность получила положительный отзыв у экспертов дошкольного воспитания.  Надеюсь, что  мои разработки помогут вам в воспитании у детей любви к  Петербургу.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

На тему

«Возникновение Петербурга»

Цели занятия:

  1. Дать знания о возникновении города.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Петропавловской крепости.
  2. Иллюстрации Петропавловского собора.
  3. Физическая карта России.
  4. Музыка Глиэра и Чайковского.

Раздаточный материал:

  1. Схематическое изображение дельты Невы.

Речь воспитателя

Возможные ответы детей

Звучит  «Гимн великому  городу» Глиэра.

Ребята, кто знает, как называется эта музыка?

А какая это музыка, что вы о ней можете рассказать?

Совершенно верно. Вы сейчас услышали музыку композитора Глиэра ,которая называется «Гимн великому городу». Глиэр посвятил ее Петербургу. Гимн – это торжественная музыка прославляющая что то. В данном случае – наш город.

Но когда то давным-давно нашего города не было. Вместо него был лес, болота и небольшие деревни по берегам реки Невы. А еще стояла небольшая крепость Ниеншанс.

Посмотрите на карту. Это наша Россия. Вот здесь сейчас находится наш город. А во времена царя Петра I недалеко от этих мест шла война со шведами. Шведский король Карл XII воевал с Россией. И чтобы защитить русские земли, русский царь Петр I решил построить город, который закрепил бы выход к морю для русских людей и не дал бы шведам пробраться в  глубь России. Вот отсюда нападал Карл XII. Посмотрите, как удобно было защищать русские земли, если построить тут город.  А вот на этой карте мы видим, как река Нева протекает из Ладожского озера в Финский залив. Вот здесь находилась древняя крепость Ниеншанс. Но Петр I велел не укреплять старую крепость, а строить новую вот здесь. Как вы думаете, почему?

Вы наблюдательны. Хорошо. На этом острове жило много зайцев. Поэтому он так и назывался «Заячий» остров. На нем начали строить земляную крепость. Сам Петр I нарисовал план новой крепости. Он выглядел вот так.

 Показать план . На что похожа крепость?

А как вы думаете, для чего такие выступы нужны? Правильно.

Но земляные стены не прочные и их начали обкладывать кирпичом, а затем и частично мрамором. Но это потом, а в 1703 году внутри земляной крепости стали строить еще и деревянную церковь во имя святых Петра и Павла. По имени церкви крепость и назвали Петропавловской. Солдатам и рабочим нужно было где то жить . поэтому рядом со строительством Петропавловской крепости стали строиться дома для рабочих и ремесленников, казармы для солдат ,дома для богатых людей и строить их стали вот тут. А на другом берегу реки Невы стали строить кораблестроительный завод, чтобы укрепить российский флот. Люди с большим трудом строили наш город, но и у них были выходные дни. Тогда они любили повеселиться. Послушайте «Камаринскую» и расскажите мне, какая это музыка.

Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского

Так выходите , попляшите.

У вас отлично получилось. Эту музыку написал русский композитор П.И. Чайковский.

А теперь мы все превращаемся в архитекторов и попробуем сделать проект нашего города. Архитекторы -  это люди, которые придумывают различные здания, крепости и другие строительные объекты. У вас на столах лежат карты местности, где стоит наш город .Найдите пожалуйста Заячий остров и изобразите на нем Петропавловскую крепость так ,как будто вы видите ее с высоты птичьего полета, а потом найдите место ,где строили дома для рабочих и казармы для солдат и нарисуйте домики для них. Тогда у нас получится план города.

У вас замечательно получилось.

Вы сегодня узнали, для чего нужно было Петру I построить на реке Неве город. Для чего?

Вы узнали, с чего началось строительство нашего города. С чего?

Вы узнали ,почему крепость назвали Петропавловской. Почему?

Догадайтесь теперь, почему наш город назвали Петербургом?

Молодцы. Догадались. Действительно, наш город назвали в честь святого Петра, который был покровителем Петра I . несите свои проекты, устроим настоящую выставку проектов нашего города.

Мы не знаем.

Это торжественная музыка. Она не быстрая. Она не грустная и не веселая. Ее играют на разных инструментах.

А тут остров , вокруг вода, и рядом много рек. На крепость будет трудно напасть, а защитники смогут охранять все речки ,которые здесь текут и берега тоже.

Она похожа на шестиугольник с выступами.

Чтобы лучше стрелять по врагам.

Это веселая музыка, под нее хочется плясать.

Дети танцуют под «Камаринскую».

Дети выполняют задание.

Чтобы защитить русские земли от шведов.

Со строительство Петропавловской крепости на Заячьем  острове.

Ее так назвали в честь церкви Петра и Павла, которая стоит внутри крепости.

Наверно в честь Петра I , или в честь святого Петра.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

на тему

«Петербург, Дворцовая площадь.  Зимний дворец».

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Дворцовой площади.
  2. Иллюстрации Зимнего дворца.
  3. Иллюстрации Зимнего дворца с высоты птичьего полета.
  4. Иллюстрации бальных вечеров 18 – 19 веков.
  5. Музыка Чайковского «Детский альбом».

Раздаточный материал:

1.Схематическое изображение Зимнего дворца.

Воспитатель

Действия и возможные ответы детей

Звучит «Гимн Великому городу» Глиэр.

Ребята, кто знает, что за музыка сейчас прозвучала?

А как вы думаете, зачем я включила эту музыку?

Правильно.  Я действительно хотела напомнить вам в каком красивом и величественном городе мы живем.

 А кого из выдающихся людей,  живших в нашем, городе вы знаете?

Молодцы.  В каждом городе есть главная улица и главная площадь. Вспомните, как называется главная улица нашего города?

Очень хорошо. А кто знает, как называется главная площадь в нашем городе?

Она называется Дворцовая площадь.

Показать иллюстрацию Дворцовой площади с видом на Зимний дворец.

Посмотрите, какая она красивая и величественная. Как вы думаете, за что она получила название «Дворцовая»?

Совершенно верно. Это действительно дворец в котором жили русские цари . а построил его архитектор Растрелли. А как вы догадались, что это дворец ,а не простой дом?

Вы наблюдательны.  Архитектор Растрелли действительно создал очень красивое здание во славу России, в ознаменование ее величия. Но от обычного дома его отличает еще и наличие герба на воротах во внутренний двор. Это герб Российской империи. Вот он какой (показать иллюстрацию ворот с гербом).

Вы правильно заметили, что дворец очень большой. Если мы превратимся в птицу и взлетим над площадью, то увидим вот такую картину (Показать схему дворца). На что похож дворец с высоты?

Верно. Дворец действительно состоит из нескольких зданий стоящих рядом друг с другом. А получилось все так. Когда стали строить дворец построили вот эту часть дворца. Она называлась Зимний дворец, потому что царь и его семья жили в нем зимой. Но со временем места во дворце стало не хватать для того чтобы повесить все картины которые были привезены из разных стран. Для картин построили дополнительное здание и назвали его Эрмитаж. Коллекция картин росла, и постепенно к нему пристроили и все остальные здания. Даже театр. Но его со стороны Дворцовой площади не видно.

         А для чего кроме картин  царю и царице нужен такой большой дворец, может можно и поменьше?

Конечно. Ведь дворец это не только место где живет царь и его семья, но и место где принимают послов других государств, решают государственные дела и многое другое.

Звучит «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

Как вы думаете, по какому поводу во дворце могла звучать такая музыка?

Возможно и так. Давайте  представим, что мы на балу в Зимним  дворце.  Выходите танцевать.

Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. Красивая музыка.

Перед вами лежат листки бумаги с изображением Зимнего дворца. Вы сейчас превратитесь в волшебников и сделаете дворец совсем как настоящий. Обратите внимание каким цветом какие детали здания надо раскрасить. А рядом со дворцом можно нарисовать нарядных барышень и кавалеров, которые приехали на бал в Зимний дворец.

Сегодня мы узнали как называется главная площадь нашего города. Как? Из –за чего именно такое название?

Узнали как звали архитектора, который придумал Зимний дворец.

И послушали музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.  Берите свои рисунки, пойдемте устраивать выставку ваших работ.

Это «Гимн Великому городу»

Потому что она красивая, величественная.

Петр I, Пушкин, Чайковский, Чуковский и т.д.

Невский проспект.

?

Это наверно потому, что на ней стоит дворец.

Он красивый, большой, у него много окон, он украшен колоннами и статуями, у него красивые ворота.

Он похож на прямоугольник с перегородками. На ряд рядом стоящих домов. На что-то непонятное.

Для приема гостей, для управления страной.

Наверно во дворце бал или просто царю захотелось повеселиться.

Дети кто как умеет танцуют под «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Дети выполняют задание.

Дворцовая площадь.

Из – за дворца который на ней стоит.

Растрелли.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

 на тему

«Петербург, Дворцовая площадь. Главный штаб Армии, Александровская колонна».

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Дворцовой площади.
  2. Иллюстрации Арки Главного штаба.
  3. Иллюстрации здания Главного штаба.
  4. Иллюстрация Александровской колонны.
  5. Музыка Глиэра и Чайковского.

Раздаточный материал:

1.Схематическое изображение Александровской колонны и Арки Главного штаба.

Воспитатель

Действия и возможные ответы детей

Звучит «Гимн Великому городу» Глиэр.

Ребята, кто знает, что за музыка сейчас прозвучала?

А как вы понимаете слово «великий»?

Правильно. А почему композитор Глиэр так назвал наш город?

А кого из выдающихся людей,  живших в нашем, городе вы знаете?

Молодцы. Когда – то давным-давно в нашем городе жил маленький мальчик. Он очень любил играть в деревянных солдатиков. Он выстраивал их рядами и играл в военные парады. Мальчик любил музыку и солдатики у него маршировали вот под такую музыку.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.

А где в нашем городе мальчик мог увидеть, как маршируют солдаты?

Как вы думаете, почему парады проводят именно на Дворцовой площади?

Правильно. На главной площади нашего города проводят парады не только потому, что она главная. На Дворцовой площади расположено здание Главного штаба Армии и Александровская колонна. Они имеют непосредственное отношение к военным. В Главном штабе Армии руководят войсками, а Александровская колонна поставлена в честь побед русской армии в войне 1812 года.

Давайте внимательно посмотрим на здание Главного штаба, как можно догадаться, что это здание для военных?

Правильно. Вы очень наблюдательные.

Колесница везет богиню Победы Нику. А доспехи древних воинов символизируют мощь армии. Вот эта часть здания называется «арка». Поэтому эту часть здания с колесницей и доспехами называют «Аркой Главного штаба».

Посмотрите , какое это строгое и величественное здание. Окна и колонны идут строгими рядами, как солдаты на параде. Оно охватывает половину площади ,как будто бы защищает ее он врагов. Давайте представим себе, что мы превратились в  солдатиков  и промаршируем как по Дворцовой площади.

У вас прекрасно получилось.

Как вы думаете, зачем поставили посередине площади Александровскую колонну и почему ее так назвали.

Молодцы. Вы внимательны. Я действительно уже сказала, что Александровская колонна была поставлена в честь победы русской армии в войне 1812 года. Это была очень тяжелая война, она длилась не один год, и много воинов погибло, но наши войска одержали великую победу. В это время правил царь Александр I , поэтому и колонну назвали Александровской.

Посмотрите внимательно на колонну, что вы можете о ней рассказать?

Все правильно. Колонна действительно очень тяжелая. Ее целых 2 года вырубали из целого куска камня, а потом долго везли по воде и катками. А большой ящик на котором она стоит, называется «пьедестал» . колонна такая тяжелая, что стоит своим весом, ее никто на поддерживает. Давайте вспомним, где еще есть ангел  на самом верху, как у Александровской колонны?

Отлично. Сейчас для вас будет задание. На ваших столах лежат листы со схематическим изображением Александровской колонны и арки Главного штаба. Выберете то что вам больше нравится ,раскрасьте его и дорисуйте солдат, которые маршируют по Дворцовой площади.

Пока вы рисуете, я вам еще раз поставлю музыку марша, чтобы вашим солдатикам было интереснее шагать по Дворцовой площади.

По мере выполнения детьми задания они по очереди подходит к воспитателю и рассказывают ,что у них получилось.

У вас получились хорошие рисунки величественных архитектурных памятников.

А теперь давайте поиграем. Я буду волшебником. Сейчас я взмахну палочкой и вы все превратитесь во что-то интересное. Выходите на середину. Крибле,крабле,бумс! Превратитесь дети в богиню Нику.

А теперь превращаемся в разгоряченных коней.

А теперь самое сложное. Превращаемся в Александровскую колонну.

Очень хорошо получилось.

Мы сегодня хорошо поработал, узнали ,как называется здание на Дворцовой площади. Как?

Как называется место, где стоит скульптура колесницы с богиней победы Никой. Как?

Узнали , что стоит в середине Дворцовой площади. Что?

И послушали музыку двух великих композиторов. Каких?

Я горжусь вами , вы настоящие петербуржцы, жители великого города.

 А теперь давайте устроим выставку наших рисунков.

Это «Гимн Великому городу»

Это значит «большой».

Это когда что – то сделано выдающееся ,очень хорошее.

В нашем городе много красивых домов, памятников, много музеев.

В нашем городе жили многие известные люди.

Я знаю Петра Ильича Чайковского. А я – Корнея Ивановича Чуковского. А я знаю Путина и Медведева. А я знаю Петра I.

На Дворцовой площади. Там проводят парады.

Это главная площадь нашего города.

На здании на стере стоят доспехи  и оружие воинов, а на крыше  боевая колесница.

Дети выходят на середину группы и под музыку «Марша деревянных  солдатиков» маршируют.

Дети садятся на места.

Наверно она памятник .

Вы сказали , что она поставлена в честь победы в войне.

Это большая колонна, она наверно очень тяжелая .

Она стоит на большом каменном ящике.

На ней сверху стоит ангел с крестом.

Ангел есть еще на шпиле Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Дети выполняют задание

Звучит музыка Чайковского.

Дети встают в позу богини.

Дети замирают в позе лошадей.

Дети предлагают свои варианты поз.

Главный штаб Армии.

Арка Главного штаба.

Александровская колонна.

Глиэра и Чайковского.

Дети берут свои рисунки и развешивают их на стенде.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в областей «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

на тему

«Петербург, Дворцовая площадь.  Здание Главного Штаба».

Автор Гриценко Светлана Борисовна

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Закрепить  знания о архитектурных памятниках, находящихся на Дворцовой площади.
  4. Дать знания о здании Главного Штаба.
  5. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  6. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  7. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Петропавловской крепости.
  2. Иллюстрации памятника Петру I.
  3. Иллюстрации Дворцовой площади.
  4. Иллюстрации Здания Главного Штаба.
  5. Иллюстрации здания Главного Штаба с высоты птичьего полета.
  6. Музыка Чайковского «Детский альбом».
  7. Музыка Глиэра «Гимн великому городу».

Раздаточный материал:

  1. Схематическое изображение здания  Арки Главного Штаба.
  2. Цветные карандаши.
  3. Деревянные кубики.

Предварительная работа:

  1. Совместная образовательная деятельность на темы «Петропавловская крепость», «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь», «Александровская колонна».
  2. Слушание музыки Глиэра.
  3. Беседа о выдающихся жителях Петербурга.

Воспитатель

Действия и возможные ответы детей

«Выплываем» на корабле по извилистой ленте «реки». Воспитатель в роли гида.

Ребята, мы с вами плывем по многоводной реке. Ой, а я забыла как называется река в Петербурге. Молодцы.

Справа от вас вы видите величественные стены какой-то крепости и что-то блестящее в ее центре. Что же это такое?

И правда. Петропавловский собор. А что это  такое острое у него на крыше, а совсем  вверху там что-то крутится? Правильно.  Что-то я сегодня все забываю.

Нева.

Это Петропавловская крепость а в центре нее стоит Петропавловский собор.

Это шпиль собора, а на  верху ангел – хранитель нашего города.

«Плывем» дальше. А теперь справа от вас мы видим памятник какому-то мужчине на лошади.

А как же  он называется? Верно.

Это Петр I на коне.

Медный всадник.

А теперь мы выйдем на берег и пойдем по большой главной площади в нашем городе. Как же ее название? Молодцы.

Это Дворцовая площадь.

А что это за колонна посередине площади?

А зачем ее поставили?

Это Александровская колонна.

Ее поставили в честь победы над Наполеоном.

Замечательно вы все за меня рассказали. Теперь садитесь (дети садятся на свои места. Звучит музыка Глиэра «Гимн великому городу»)

Какая красивая музыка. А что это такое?

А почему гимн именно так называется «Великому» городу, почему не просто «Гимн»?

А кого из великих людей вы знаете?

Это «Гимн великому городу» ,это гимн Петербурга.

Потому что в нашем городе много великих памятников есть и жили великие люди.

Пушкин, Чайковский, Чуковский, ПетрI, Путин. Медведев.

Молодцы. А зачем Петру I нужно было построить наш город?

А что вообще нужно, чтобы защитить родину от врагов?

Чтобы защитить русские земли от врагов.

Нужны солдаты, крепости, оружие, корабли и т.д.

А кто руководит армией ,и где  это обычно делают?

Армией командуют командиры. А руководят они в штабе.

Правильно. Мы с вами уже знаем, что на Дворцовой площади есть Зимний дворец и Александровская колонна

.(Показать иллюстрации  площади и Александровской колонны с разных видов). 

Но есть на ней еще одно очень большое и красивое здание, величественное здание. Это здание Главного Штаба Армии.

Показать иллюстрации здания Главного Штаба в разных видах. 

Посмотрите, какие строгие. Но вместе с тем красивые линии имеет это здание. Архитектор Росси создал это здание на месте нескольких других зданий. Он объединил их фасады, выровнял по высоте, сделал одинаковое оформление окон, а с помощью арки соединил два дома в один. Под аркой есть проход на улицу и далее на Невский проспект. Около арки Росси с обеих сторон поставил ряд белоснежных колонн, а на крышу арку поставил украшение в виде статуи богине Нике едущей на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В древности богиню Нику считали богиней победы.

А теперь давайте превратимся в строителей и построим свой Главный штаб. (Разделить детей на подгруппы  по 3-4 человека и предложить каждой группе набор деревянного конструктора для строительства подобия Главного Штаба).

Вы замечательные строители.

Дети в подгруппах по 3-4 человека по схеме  строят свой главный штаб.

После постройки дети садятся на свои места.

Теперь у нас есть Главный штаб.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию Арки Главного Штаба. Чем она украшена кроме скульптуры богине Нике?

А для чего именно такие украшения на этом здании?

Около арки есть еще старинные военные доспехи и оружие.

Войны должны быть защищены от ранений и оружие им нужно, вот ими и украсили здание.

 Правильно. Смотрите: у нас есть здание Главного Штаба, есть доспехи на здании. А воинов, которые могут пройти парадом около, него нет.

 У меня есть кивер. Это шапка, которую носили воины во времена, когда строили здание Главного Штаба. Дима у нас будет командиром (надеваю на него кивер) ,а все остальные будут рядовыми солдатами. Выходите на парад.

Дети выходят на середину группы и маршируют под «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского .

А теперь превращаемся в художников. У вас на столах лежат изображения Арки Главного Штаба. Нужно раскрасить их так, как они есть на самом деле. Смотрите внимательно и раскрасьте в соответствии с иллюстрацией. А чтобы работа получалась лучше, послушаем еще раз «Марш деревянных солдатиков» который написал композитор Чайковский.

Дети самостоятельно выполняют задание и слушают музыку.

Вы настоящие художники (оцениваю работы детей по мере их выполнения). Художники хранят свои работы в альбомах. И у нас с вами получился настоящий альбом с рисунками Арки Главного Штаба.

Дети рассматривают рисунки друг друга.

Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему городу. Какие памятники мы с вами сегодня видели?

А какое новое здание мы сегодня узнали?

Дома попробуйте самостоятельно нарисовать Главный Штаб. А завтра посмотрим, что у вас получилось.

Петропавловскую крепость, Медный всадник, Александровскую колонну, Зимний дворец, здание Главного Штаба.

Здание Главного Штаба.

Вы сегодня хорошо потрудились. Я горжусь вами как настоящими петербуржцами.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

На тему

«Адмиралтейство»

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Петропавловской крепости.
  2. Иллюстрации Петропавловского собора.
  3. Иллюстрации Адмиралтейства.
  4. Музыка Глиэра и Чайковского.

Раздаточный материал:

  1. Схематическое изображение Адмиралтейства.

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

Звучит «Гимн великому городу» Глиэр.

Ребята, кто знает, что за музыка сейчас прозвучала?

 Правильно. В нашем городе много величественных памятников и зданий, много славных дел совершили люди, жившие в Петербурге.

На прошлом занятии мы узнали ,как возник наш город, для чего нужно было его построить.

Вспомните, с чего началось строительство Петербурга ?

Расскажите мне, что вы знаете о Петропавловской крепости?

Молодцы. Вот так стала выглядеть крепость, после того, как ее закончили строить. Да и собор святых Петра и Павла перестроили, воздвигли на его колокольне шпиль и украсили флюгером в виде ангела. Посмотрите, какой красивый стал собор. Его построили по проекту архитектора Доменико Трезини.

 Рассмотреть иллюстрации стен Петропавловской крепости и Петропавловского собора.

Вы уже сказали, что крепость нужно было построить для защиты русских земель от врагов. А что еще нежно было построить, чтобы защитить русскую землю с моря?

Правильно. И царь Петр I повелел почти напротив Петропавловской крепости построить завод, на котором стали строить корабли. Руководит флотом адмирал, поэтому завод, где строятся корабли ,называется адмиралтейство.

Показать иллюстрацию Адмиралтейства. Вот таким красивым стало Адмиралтейство после того, как его перестроил Андреян Захаров.

А вот таким оно было при Петре i. Если смотреть на него сверху, то оно напоминает букву П. Это для того, чтобы место строительства со стороны суши было защищено, ведь Карл XII мог напасть на строящийся город. Царь сам принимал участие в строительстве кораблей, работал и плотником и кузнецом.

Кто знает, какие инструменты нужны для плотника и кузнеца?

В Адмиралтействе построили много военных и торговых кораблей. А когда город стал очень большой и завод в центре города стал мешать, Адмиралтейство стало местом, откуда руководили флотом, а затем и училищем для моряков.

Расскажите мне, как можно догадаться о том, что это здание имеет отношение к морю, морякам и кораблям?

Правильно. Но не только кораблик символизирует отношение к морю. На здании стоят скульптуры. Нам кажется, что это просто люди, но на самом деле это символические изображения разных ветров, частей света, стихий. В древности люди верили, что каждый ветер, каждая стихия или часть света имеет свое божество. Вот и изображали стихии в виде людей.

А как вы бы украсили здание в соответствии с его назначением?

А что еще вы заметили, что указывало бы на причастность этого здания к военному флоту?

Да, эти пушки символизируют победы русского флота над врагами.

Петр I для строительство ,кораблей пригласил из-за границы много мастеров.  Были мастера из Голландии, Германии, Англии и других стран. Поэтому в перерывах между работой на стройках и Адмиралтействе можно было услышать не только русские песни, но и мелодии разных стран. Вот такую например немецкую песенку. Выходите, потанцуйте под такую музыку.

Звучит «Немецкая песня» П.И. Чайковского.

А теперь мы превратимся в строителей и построим свое Адмиралтейство.

А теперь превращаемся в архитекторов.

У вас на столах лежат изображения Адмиралтейства. Надо сделать его похожим на настоящее. А рядом можно нарисовать моряков или рабочих.

Да, у вас получились настоящее Адмиралтейство, совсем как у Андреяна Захарова.

Так что такое Адмиралтейство и зачем оно было нужно Петру I?

Давайте устроим выставку ваших работ.

Это «Гимн великому  городу». Мы слушали его раньше.

Строить город начали с Петропавловской крепости.

Крепость построили для защиты русских земель он шведов. Ее построили на Заячьем острове. Сначала она была земляная, а потом ее обложили кирпичом и мрамором. Внутри крепости  построили Петропавловский собор.

С моря нужно защищаться кораблями, надо строить флот.

Нужна пила, топор, клещи, кувалда, молот, горн, кузница.

Наверху шпиля стоит кораблик.

Я бы корабли нарисовал на стенах.

А я – фигуры матросов поставил на крыше.

А я нарисовал бы инструменты строителей кораблей.

Рядом стоят пушки.

Дети танцуют под музыку.

На столах наборы кубиков для строительства . Дети строят из кубиков здание Адмиралтейства так, как они считают нужным.

Дети выполняют задание.

Адмиралтейство – это завод где строят корабли. А нужно оно было, чтобы построить много кораблей для защиты русской земли с моря.

Конспект занятия образовательной области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

На тему

«Адмиралтейство». Второе занятие.

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Открытки с видами Петербурга .
  2. Иллюстрации на морскую тематику (большого размера).
  3. Иллюстрации Адмиралтейства (крупного размера).
  4. Музыка Глиэра и Чайковского.
  5. Макет Адмиралтейства.
  6. Презентация Адмиралтейства на ноутбуке.
  7. Сундучок загадок.

Раздаточный материал:

  1. Контуры человечков на картоне.
  2. Цветные карандаши.
  3. Цветной пластилин.
  4. Соленое тесто.
  5. Заготовки из бутылок (пластиковые от « Актимель»).

Предварительная работа:

  1. Изготовление макета Адмиралтейства.
  2. Разучивание стихов об Адмиралтействе.

Воспитатель

Возможные  ответы и действия детей

Ребята, у меня есть волшебный сундучок. В нем лежат открытки с видами Петербурга. Ой, а их нет. Где же они могут быть? Давайте поищем.

Дети ищут по группе открытки с видами Петербурга и называют вид, изображенный на открытке.

Молодцы, много открыток собрали, но здесь нет открытки с большим красивым желтым зданием со шпилем, на  верху которого находится кораблик. Что же мне делать, я ведь еще и забыла, как оно называется. Где я о нем могу что-то узнать?

Это адмиралтейство. Вот его изображения висят на стене. И здесь тоже.

А еще Адмиралтейство есть в книгах. Вот тут можно прочитать о нем.

А еще у нас есть макет Адмиралтейства.

Расскажите мне об Адмиралтействе.

Адмиралтейство велел построить царь Петр I. Адмиралтейство – это завод, на котором строят корабли. России нужны были военные и торговые корабли, их много нужно было, поэтому на берегу Невы и стали строить завод. Это чтобы было удобно спускать корабли на воду. Сначала это был простой завод, а потом его перестроили и он стал красивый. Такое Адмиралтейство построил Захаров. Его украшает шпиль, а на шпиле кораблик. Это один из символов нашего города. А потом в нем стали учить морскому делу.

А я еще стихотворение знаю (дети читают стихи о Адмиралтействе).

Замечательно. А где я кроме книг могу узнать что – то новое  об Адмиралтействе?

Можно посмотреть в  компьютере.

Давайте его откроем и посмотрим. Рассматриваем презентацию.

Дети сидят на ковре вокруг столика с компьютером.

Здорово.  Жаль, что наше Адмиралтейство как спящая красавица.  В нем пусто, голо и ничего нет. Оно как будто спит.  А давайте его разбудим. Как вы думаете, кто или что может его разбудить?

Можно сделать рабочих, как будто они строят корабли.  Можно сделать солдат,  которые их охраняют, можно сделать корабли, которые строят.

Вот тут лежат заготовки для кораблей, соленое тесто, пластилин, контуры человечков на картоне. Придумайте, что вы хотите сделать и приступайте к работе.

Дети самостоятельно выбирают понравившийся им вид деятельности и выполняют работу. По мере выполнения работы воспитатель оценивает деятельность детей.

Молодцы.  Кто хорошо работает, тот хорошо и отдыхает.  Выходите и веселый танец спляшите.

Звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.  Дети танцуют.

Вы правильно заметили, что сейчас в здании Адмиралтейства учатся моряки. Они смелые , сильные и ловкие. Сейчас мы превратимся в моряков.

Проводится игра «Кто быстрее завяжет 5 узлов».

Вы сегодня молодцы. Много знаете, умеете, да еще и узлы завязывать научились.

Ой, что-то мой сундучок издает какие то странные звуки.  (Достаю из сундучка конфеты). Что же произошло, я ведь в него открытки с видами Петербурга складывала?

Это волшебный сундучок, он наверно открытки в конфеты превратил.

Мне кажется, что сундучок хочет вас угостить за то, что вы хорошо сегодня потрудились. Угощайтесь.

Конспект комбинированной образовательной деятельности  в области «Познание»; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»; формирование гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, «Музыка»; приобщение к музыкальному искусству и «Художественное творчество»; развитие продуктивной деятельности детей (рисование).

На тему

«Памятник Петру I»

Цели занятия:

  1. Расширение знаний детей о родном городе.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации памятника Петру I.
  2. Иллюстрации перевозки Гром камня к месту установки памятника.
  3. Музыка Глиэра и Чайковского.

Раздаточный материал:

  1. Схематическое изображение Медного всадника.

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

Звучит «Гимн великому городу» Глиэр.

Ребята, кто знает, что за музыка сейчас прозвучала?

 Правильно. В нашем городе много величественных памятников и зданий, много славных дел совершили люди, жившие в Петербурге.

Какие архитектурные памятники вы уже знаете?

Молодцы.  А кто основал наш город?

Правильно. После смерти Пера I правили цари и царицы, некоторые из них установили памятники Петру I, но самый знаменитый памятник Петру I велела поставить императрица Екатерина II.  Великий русский поэт Пушкин описал его в своей поэме и назвал его «Медный всадник» . Поэтому памятник Петру и стали называть «Медным всадником»

Рассмотреть иллюстрации .

А почему именно «медный»? Да потому, что он отлит из бронзы , а это сплав железа с медью. Когда на бронзу попадает вода, бронза немного зеленеет. Как медь. Поэтому и «медный».

Создавать памятник поручили французскому скульптору Фальконе. Он создал конную скульптуру царя, как будто бы въезжающего на гребень волны. Ногами конь давит змею, символ побежденного врага.

 Ребята, кто знает ,как называется то на чем стоит памятник?

Основание памятника называется постаментом.

Постаментом для Медного всадника служит огромная глыба камня.  Долго искали камень такого размера и нашли недалеко от Лахты. Там от скалы во время грозы откололась большая глыба. С большим трудом на полозьях катили эту глыбу к реке, погрузили на баржи и привезли на место. Так как камень откололся во время грозы и сильного грома его назвали «Гром-камень».

Показать иллюстрацию перевозки камня на место.

Сейчас мы с вами превратимся в рабочих, которые тащила камень.

Скульптор Э. Фальконе был французом. Мы тоже превратимся во французов и станцуем под «Старинную французскую песню» П.И. Чайковского.

У вас на столах лежат изображения Медного всадника . Раскрасьте его похожим на настоящий. А рядом можно нарисовать цветники, как на площади перед памятником.

Давайте устроим выставку ваших работ.

Вспомните, о чем вы сегодня узнали?

Это «Гимн великому  городу». Мы слушали его раньше.

Петропавловская крепость,  Петропавловский собор, Зимний дворец, Дворцовая площадь, Александровская колонна, Здание Главного штаба.

Его основал ПетрI.

Подставка, камень.

Дети выходят на середину группы. Игра «Перетяни канат»

Дети танцуют спокойный танец.

Дети раскрашивают изображения Медного всадника.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Занятие с детьми старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах на тему «Правила движения достойны уважения»

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об ...

Занятие с детьми старшей группы по формированию представлений о разных профессиях

Тема: "Профессии"Програмное содержание: Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них. Развивать внимание, восприятие, ассоциативное мышление, вооброжение и ...

Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»

Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшей группы «Путешествие в космос»...

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема: « С огнём нельзя играть».

Конспект занятия по пожарной безопасности. Обучение детей  правилам поведения в экстримальных ситуациях....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания»....


 

Комментарии

Шанина Людмила Юрьевна

Большое спасибо Вам за материал!
Иванова Вера Игоревна

Огромное спасибо за разработку!!! Полезный материал!!!