ООД Что летом родится, то зимой пригодится.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Закрепить название овощей и фруктов. Развить познавательный интерес к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_chto_letom_roditsya_to_zimoy_prigoditsya.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3» Яшкинского муниципального района

                                                          Воспитатель: Шабалина Лариса Владимировна  

        

«Что летом родится, то зимой пригодится»

(интегрированная ООД для детей старшей группы)

пгт. Яшкино

Тема ООД: «Что летом родится, то зимой пригодится»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов. Развить познавательный интерес к миру природы.

Задачи: Расширять словарь за счет имен существительных (урожай, огород, сад,); имен прилагательных (гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, горький, румяный, кислый) и глаголов (поспевает, созревает, срывать, дергать).

Учить детей согласовывать имена существительные с числительными; Учить сочетать речь с движением; развивать счетные навыки (счет в пределах пяти); продолжать учить соотносить форму овоща и фрукта с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником); учить детей составлять рассказ по геометрическому плану; развивать логическое мышление; продолжать учить отгадывать загадки; развивать мелкую моторику в процессе работы при собирании разрезной картинки. Воспитывать дружеские отношения в ходе коллективной работы и работы в подгруппах.

Оборудование: Шапочки для персонажей Чиполлино и профессора Груши из сказки «Чиполлино», муляжи овощей и фруктов и натуральные овощи и фрукты; поднос; план рассказ об овощах с набором плоскостных геометрических фигур (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; дидактическая игра «Посчитаем овощи»; плоскостные геометрические фигуры (овал и круг) для дидактической игры:  «На какую фигуру похож  фрукт», дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитная доска, дорожка, домик, обручи, дерево- яблоня, корзинки.

Предварительная работа: С родителями и воспитателями в течение реализации проекта дети знакомятся с натуральными овощами и фруктами, их посадкой на огороде и вкусом при созревании. Оформление альбомов « Я вырастил овощ», «Я ухаживал за фруктом». Показ детям мультфильма сказки Джанни Родари «Чиполлино». Участие в выставках «Волшебные семена» -  поделки из природного материала; Натюрморт «Овощи и фрукты».

Методы обучения: обсуждение, свободный диалог, логические рассуждения, беседа, практическая работа.

Организация детей: свободная и на стульчиках

Виды деятельности: формирование естественно-научных представлений, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, познавательно-речевое развитие (ознакомление с природой), дидактическая игра, игра, физическое развитие.

Ход ООД:

По дорожке.

Организационный момент. Детей встречает «Чиполлино». Здравствуйте, ребята! А вы узнали меня. Кто я? Из какой я сказки? (Ответы детей) Правильно Я Чиполлино-луковый мальчик из сказки писателя Джанни Родари.

Чиполлино просит детей: «Встаньте на дорожку и подравняйте ножки». (Дети встают в одну линию, лицом к педагогу.) Ребята, мы сейчас узнаем с вами, куда поведет нас эта дорожка.

Чиполлино спрашивает детей о том, какое время года наступило (Осень. А затем сообщает, что осенью поспевает урожай овощей. Чиполлино приглашает ребят с собой в огород- помогать собирать урожай.

Чиполлино читает рифмовку и одновременно со словами выполняет в месте с детьми соответствующие движения.

Мы пойдём в огород,

Шагать на месте на дорожке

Много там всего растёт:

Развести руки в стороны

Огурцы сорвем мы с грядки,

Срывать воображаемые огурцы

Помидоры с кожей гладкой,

Кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму

Толстая репка

Засела в землю крепко,

Поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из стороны в сторону

Длинная морковка

От нас укрылась ловко.

Опустить вниз руки и соединить их внизу ладонями

Дергай, дергай из земли.

Встать и изображать движения, как будто дергаешь из земли морковь

Всё собрали – посмотри!

Развести руки в стороны

После выполнения упражнения Чиполлино просит детей сесть на стульчики.

2. Где растёт, расскажем.

Чиполлино предлагает детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле. Чиполлино показывает детям разложенные на подносе натуральные овощи и муляжи овощей (морковь, свекла, капуста, огурец, помидор, перец, лук, чеснок, редиска, картофель). Скажите: «Те овощи, которые мы выдёргивали, растут в земле». Это лук, чеснок, морковь, свекла, редиска, картофель. А те, которые мы срывали, растут на земле- это огурцы, помидоры, капуста, перец». Ребята, по сколько каждого из овощей у меня на подносе? (по одному) А вместе сколько овощей? (много).

 Попросите трёх детей взять с подноса по одному овощу и составить рассказ по плану, изображенному на картинках: 1- треугольник -где он вырос, - в земле или на земле; 2- круг-какого он цвета; 3-овал-какой формы;4- квадрат—какой на ощупь: гладкий, шершавый, или колючий; 5-прямоугольник-какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий (блюдо с нарезанными овощами) и положить его в корзинку. Например, «Огурец растёт на земле. Он зелёного цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный».

3. Дидактическая игра «Посчитай овощи». Чиполлино предлагает детям взять по одной карточке и посчитать сколько овощей изображено (закрепление счёта в пределах 5).

4. Отгадаем загадку и сосчитаем.

Чиполлино просит выйти детей на дорожку и подравнять ножки. (Дети встают в шеренгу)

1.Кто в земле укрылся ловко?

Это сочная… (морковка)

2.Испытаем много мук,

Кто без хлеба скушал… (лук).

3.Вот зеленый молодец,

Он зовётся… (огурец)

4.В огороде светофор?

Это красный…(помидор)

5. Сто одёжек и все без застёжек…(капуста)

«Вот корзинки для овощей –они пустые». А вот грядки с овощами (обручи с натуральными овощами). Нам нужно будет собрать урожай овощей и посчитать, сколько овощей на каждой грядке выросло. (Дети берут с грядок овощи и раскладывают их по корзинам на которых изображены данные овощи, называют его).

А сейчас давайте посчитаем сколько, каких овощей мы собрали. (Ответы детей: Кочан капусты- один; огурца -два; луковиц-три; моркови-четыре; помидоров-пять).

«А теперь скажите мне, ребята, где все овощи растут?» (Ответ детей: в огороде)

В это время в огород кто-то кинул яблоко(муляж)

Чиполлино: «Ребята, что это за овощ такой?» (Дети поправляют Чиполлино, что это не овощ, а фрукт и он растёт в саду).

«Давайте, ребята, мы с вами встанем на дорожку и отправимся в сад и узнаем кто там озорничает».

Дети встают на дорожку поворачиваются за Чиполино и шагают вслед за ним.

Детей и Чиполлино встречает профессор Груша.

Чиполлино: Здравствуй мой друг. Дети давайте поздороваемся с моим лучшим другом. Друг мой, кто из сада бросает яблоки?

Профессор Груша: «Ребята, а вы меня узнали? (Ответы детей). Правильно дети, я профессор Груша из сказки Джанни Родари «Чиполлино» и живу я в саду, и расту на дереве и называюсь фруктом. А почему, я бросаюсь яблоками, сейчас вам расскажу. Мне мои друзья подарили игру «Сложи картинки», но я не как не могу их собрать и поэтому сержусь. Вы мне, ребята, поможете? Но сначала я загадаю вам загадки, а вы их должны разгадать, согласны?  Давайте сядем на стульчики. У вас на стульчиках лежат фигуры, с помощью этих фигур вы будите отвечать на мой вопрос. На какую из этих фигур похож фрукт из загаданной мною загадки.

4.Отгадай загадку и покажи фигуру

1.Он и сочен, и душист,

А снаружи золотист,

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. (апельсин)

Апельсин какой формы? (круглой)

2. Надорвали край рубашки-

Вниз посыпались стекляшки

Не собрать их все назад

Что за плод такой? ... (гранат)

Гранат какой формы? (круглой)

3.Листья плотные да лаковые,

Плоды желтые да лакомые.

Её скорее скушай-

Созрела, значит…(груша)

Груша какой формы? (Овальной)

4. Круглое, румяное

С дерева достану я… (Яблоко)

Какой формы яблоко? (круглой)

5. В шкурке желтой,

Кислый он,

Называется…(Лимон)

Какой формы лимон?  (овальной)

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

5. «Сложи картинки»

А сейчас я, вам раздам картинки, и Чиполлино мне в этом поможет. Ваша задача будет состоять в том, что вы должны будите найти свои половинки и составить из них одно целое. (Картинки разрезаны на пять частей).

6. Игра «Чудесный мешочек»

Профессор груша предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек», нужно на ощупь одному из подгруппы детей найти свой собранный на картинке фрукт, назвать свой фрукт, какого он цвета, где он растёт.

7. В саду.

Профессор Груша: А сейчас я вам предлагаю в моём саду собрать урожай фруктов. Предлагаю вам, дети встать вместе с Чиполлино, на дорожку и подравнять ножки.

«Чтобы сорвать с дерева зрелые плоды, вам придётся встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами».  Я вам буду показывать разные фрукты. Вы должны их назвать и показать, как их надо срывать с дерева в саду. (Дети повторяют фразы и показывают движения за профессором Грушей)

Это груша – она ода

Руки протянуть вперед ладонями вверх, как бы показывая на грушу

В саду растут… груши.

Посмотреть наверх и поднять руки вверх, как бы показывая на груши, висящие на дереве

Мы сорвали много… груш.

Поочерёдно поднимать и опускать руки, совершая хватательные движения, как бы срывая с дерева грушу

Затем показывает профессор Груша другие фрукты:

Лимон-лимоны-лимонов

Апельсин-апельсины-апельсинов

Персик-персики-персиков

Яблоко-яблоки-яблок

Чиполлино иди ко мне мой друг, как ты думаешь, хорошо ли поработали в огороде и в саду наши ребята?

Чиполлино: Молодцы, ребята, хорошо поработали вы сегодня. Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем человек сажает весной овощи, ухаживает все лето за овощами и фруктами, а осенью, убирает урожай овощей и фруктов. Для чего они нужны человеку?

Профессор Груша: Сейчас дети расскажут тебе мой друг Чиполлино об этом в своих стихах. Ребята, давайте встанем на дорожку и подравняем ножки.

 Овощи и фрукты

Ребёнок 1

Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.

Кругло пузо у арбуза,

Полосатые рейтузы,

 Полосатый пиджачок,
А на маковке - крючок.


Ребёнок 2

Фрукт чудесный – ананас,

 И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.

Ребёнок 3

Это зрения обман?
Синенький, пресиний - 
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.

Ребёнок 4

Гроздьями гордится сад,
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!

Ребёнок 5

Красный сок измазал рот -
Все вопросы лишни

Одно варенье, два компот
из созревшей вишни.

Ребёнок 6
Ароматна и сладка
Желтенькая груша.

Съела три, теперь сыта
Маленькая Ксюша.

Ребёнок 7

Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.

Ребёнок 8

Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрозим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!

Ребёнок 9

Огуречик, огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец –

Съешь пять штук меня

И будете здоровы .

Ребёнок 10

Мы спечем большой пирог
с яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Алинкой.

Ребёнок 11

В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.

Ребёнок 12

Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок

Профессор Груша.  Вот сколько много витаминов в овощах и фруктах. Ешьте больше их друзья, будите здоровы. А сейчас, я хочу вас ребята угостить, вами собранным урожаем яблок. Чтобы вы росли здоровыми и крепкими, умными и весёлыми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)

Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы"....

Беседа в мини- музее "русская изба "Что летом родится, зимой пригодится"

Хозяйка ведет беседу о русском быте и о том,  какой путь проделывает хлеб, чтобы попасть к н6ам на стол....

«Что весной родится – зимой пригодится»

Программное содержание:Образовательные задачи:Уточнение знаний детей об овощах, о том, как можно вырастить овощи и места  их произрастания.Дать детям представления о пользе овощей для укрепления ...

Конспект ООД «Что летом родится, зимой пригодится»

Конспект ООД «Что летом родится, зимой пригодится»...

ПРОЕКТ в старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему: «Что летом родится - всё зимой пригодится!»

ПРОЕКТв старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему:«Что летом родится - всё зимой пригодится»Проект: долгосрочный.       Вид проекта...

План воспитательно-образовательной деятельности подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема недели: «Что летом родиться – зимой пригодиться (овощи, фрукты)»

План воспитательно-образовательной деятельности с 05.09.2022г. по 09.09.2022г.          Подготовительная к школе группа  Тема недели: «Что летом роди...