Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_hlebe.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект непосредственно образовательной

        деятельности по социально - коммуникативному развитию

Тема:  «Что летом родится, то зимой пригодится»

Интеграция образовательных областей:   «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»,  «Здоровье».

Виды детской деятельности: социализация, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели:  – формирование бережного отношения к хлебу, знакомство детей с тем, как выращивают хлеб, как он попадает в магазин.

Образовательные задачи:

  • обогатить представления дошкольников о том, как делают хлеб;
  • совершенствовать умение эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею;
  • закреплять умение использовать разнообразные приемы лепки;
  • активизировать словарь по лексической теме «Хлеб».

Развивающие задачи:

  • развивать мышление, любознательность, творчество, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • знакомить детей с профессиями.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать  у дошкольников уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу, национальную гордость за мастерство народа;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей;
  • доставить детям радость от полученных впечатлений.

Словарная работа:

  • тракторист, комбайнер, озимая, яровая, жатва, страда, мельница.

Материал и оборудование: презентация к образовательной деятельности «Как выращивают хлеб», соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, муляжи и иллюстрации хлебобулочных изделий, корзинка.

Предварительная работа: 

  • заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
  • чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», белорусская народная сказка «Легкий хлеб»;
  • рассматривание серии сюжетных картин «Урожай»;
  • беседы о хлебе;
  • просмотр мультфильма «Пирожок».

                     Ход образовательной деятельности

Педагог:  Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку

 Играли, будто бы в футбол,

 Туда – сюда гоняли булку,

 И забивали ею гол.

 Шёл мимо незнакомый дядя

 Остановился и вздохнул.

 И на ребят совсем не глядя,

 К той булке руку протянул.

 Потом, насупившись сердито,

 Он долго пыль с неё сдувал.

 И вдруг, спокойно и открыто

 

          При всех её поцеловал.

 «Вы кто такой?» - спросили дети,

 Забыв на время про футбол

 «Я пекарь» - человек ответил

                           И с булкой медленно ушёл.

 И это словно пахло хлебом,

 И той особой теплотой,

 Которой налиты под небом

 Поля пшеницы золотой.

Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)

Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Слайд 2.

Получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей. Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Запомните правила:  

  • Берегите хлеб, он дорого достается.
  • Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
  • Никогда не бросайте хлеб.
  • Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель.

- Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие! Представьте, что мы идем на пшеничное поле!

Слайд 3.

 Воспитатель. Для того, чтобы в каждом доме всегда лежал на столе хлеб, хлеборобы работают и зимой и летом.

- Ребята, когда сеют пшеницу?

Дети. Осенью.

Воспитатель.  Чтобы посеять зерно, что нужно сначала сделать?

Дети. Нужно вспахать землю.

Воспитатель. Какая машина пашет землю?

Дети. Трактор с плугом.

Слайд 4.

Воспитатель. Кто управляет плугом?

Дети. Тракторист.

Воспитатель. А как называются машины, которые сеют зерно?

Дети. Сеялки.

Слайд 5.

Воспитатель. Пшеницу сеют осенью, чтобы к зиме она взошла, ее называют – озимой. А если сеют весной, то ее называют – яровой. И чтобы пшеница росла крепкая и здоровая ее подкармливают, пропалывают сорняки. Вот растет пшеница, крепнет, наливается зерно, начинают созревать и желтеть колоски, и поле становится как будто золотым.

Слайд 6.

Воспитатель. Дети, когда созревает урожай?

Слайд 7.

Дети. Летом.

Воспитатель. Как называется уборка урожая?

Дети. Жатва. 

Слайд 8.

Воспитатель. Как называется машина, которая убирает урожай?

Дети. Комбайн.

Воспитатель.  Кто управляет комбайном.

Дети. Комбайнер.

Воспитатель. Нелегок труд комбайнера! Во время уборки урожая земледельцы работают и днем и ночью. Недаром люди называют это время – страдой. Давайте полюбуемся, как красиво поле, посмотрим, как работает комбайн.

Слайд 9.

Воспитатель. Комбайн обмолачивает пшеницу и когда бункер полон зерна, подъезжает грузовик и в кузов сыплется зерно.

Слайд 10

Воспитатель. Ребята, вот и убрали урожай зерна с полей, куда он потом поступает? Его везут на элеватор. Кто знает, что такое элеватор?

Дети. Элеватор – это дом для зерна. Там оно хранится.

Слайд 11.

Воспитатель. Затем пшеницу везут на мельницу или мукомольный завод. Ребята, и мы с вами отправляемся на мельницу, чтобы посмотреть, что дальше будет с пшеницей.

Слайд 12.

- Ребята, на мельнице пшеницу перемалывают в муку. А что дальше происходит с  мукой?

Дети. Из муки пекут хлеб.

Воспитатель. Теперь мы, ребята, попали на хлебозавод. На хлебозаводе сначала из муки замешивают тесто, а потом выпекают хлеб. А какие вы знаете виды хлеба, что можно приготовить из муки?

Слайд 13.

Дети. Хлеб, батоны, булочки, бублики, печенье, ватрушки, пирожки.

Слайд 14.

Воспитатель. Давайте, ребята, мы покажем как лепить пирожки и ватрушки!

                               Пальчиковая гимнастика «Хлеб» 

Муку в тесто замесили,                 (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили:                  (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки,                       (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.                  (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно!                                  (вытягиваем руки вперед)

Воспитатель. Ребята, давайте поможем пекарям изготовить изделия.

Я принесла соленое тесто и мы с вами приготовим разные виды хлеба.

                                   Лепка «Хлебобулочные изделия»

   На фланелеграфе расположены иллюстрации хлебобулочных изделий, заранее приготовленные муляжи из соленого теста – халы, бублики, печенье и другие. Педагог обращает внимание детей на корзинку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достает из корзинки муляжи хлебобулочных изделий.

   Вот на мельнице пшеница,

   Здесь такое с ней творится!

   В оборот ее берут,

   В порошок ее сотрут!

                                      (Мука)

Слайд 15, 16.

   Я пузырусь и пыхчу,

   Жить в квашне я не хочу.

   Надоела мне квашня,

   Посадите в печь меня.

                                        (Тесто)

Слайд 17,18.

   Отгадать легко и быстро:

   Мягкий, пышный и душистый,

   Он и черный, он и белый,

   А бывает подгорелый.

                                          (Хлеб) 

Слайд 19, 20.

   Маленькое, сдобное

   Колесо съедобное.

                                 (Бублик)

Слайд 21, 22. 

   Он бывает с рисом, с мясом,

   С вишней сладкою бывает.

   В печь сперва его сажают,

   А как выйдет он оттуда,

   То кладут его на блюдо.

   Ну, теперь зови ребят

   По кусочку все съедят.

                                      (Пирог)

Слайд 23, 24.

   Дети приступают к работе, каждый ребенок по желанию выбирает изделие, которое он будет лепить. При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей. Напоминает, как нужно работать со стекой (правила работы со стекой). После выполнения работы, воспитатель вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Какие красивые у вас получились булочки! А что дальше будем делать?

Дети. Хлеб нужно в магазин отвезти.

Воспитатель. А кто же отвозит хлеб?

Дети. Шоферы.

Воспитатель. Давайте, мы тоже станем шоферами и повезем хлеб в магазин!

                          Физминутка  «Мы – шоферы»

Едем, едем на машине                     (движение рулем)

Нажимаем на педаль                        (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем              (рычаг повернуть к себе, от себя0

Смотрим пристально мы в даль     (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота!                 («дворники»)

Ветер волосы ерошит                       (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!                    (большой палец правой руки вверх)

Едем, едем на машине

Едем в хлебный магазин.                 (движение рулем)

                                                            Дети садятся.

Итог занятия.

Воспитатель. Вот, ребята, и закончилось наше путешествие. Какой длинный и долгий путь прошел хлебный урожай. А сколько людей трудилось, чтобы вырастить и изготовить хлеб, который мы кушаем каждый день! Хлеб мы кушаем и на завтрак, и на обед, и на ужин и никогда он нам не надоедает. В хлебе содержится много полезных веществ и витаминов. Он дает человеку силу и здоровье! Я надеюсь, ребята, что вы запомнили, как нужно обращаться с хлебом, будете беречь хлеб и уважать труд людей, которые выращивают его, трудятся на полях от зари до зари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Расскажем друзьям о зиме»

Рассказать друзьям с острова Чунга чанга о русской зиме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кубань моя - степная дочь России" (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кубань моя - степная дочь России" (из опыта работы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Пришла зима"

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Пришла зима"...

ООД Что летом родится, то зимой пригодится.

Закрепить название овощей и фруктов. Развить познавательный интерес к миру природы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Зима идёт зиме навстречу»

учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения;- развивать умение на слух выделять «лишнее» на основе определенных признаков;- развивать связную речь;- актив...

ПРОЕКТ в старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему: «Что летом родится - всё зимой пригодится!»

ПРОЕКТв старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему:«Что летом родится - всё зимой пригодится»Проект: долгосрочный.       Вид проекта...