Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми "Там, где вода-там жизнь"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Литвинова Ольга Валерьевна

Данная опытно-экспериментальная деятельность поможет сформировать у детей знания о значении воды и познакомить их с некоторыми свойствами воды. Научить детей бережно относиться к воде.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми

«Там, где вода- там жизнь»

Литвинова Ольга Валерьевна

Воспитатель

Санкт-Петербург
2017


Цель:

Сформировать у детей знания о значении воды и познакомить их с некоторыми свойствами воды. Научить детей бережно относиться к воде.

Задачи:

  • Побуждать интерес к предлагаемой совместной поисковой деятельности.
  • Формировать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность.
  • Познакомить детей со свойствами воды.
  • Уточнить значение воды для всего живого.
  • Активизация словаря, развитие связной речи.

Срок реализации проекта:

1 неделя.


Подготовительная работа:

  • подготовка иллюстраций
  • предварительная работа с родителями
  • подготовка материалов для экспериментальной деятельности
  • подготовка художественной литературы по теме
  • оформление окружающей среды

Понедельник.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Утром воспитатель зачитывает письмо от «маленького человечка» с другой планеты. В нем он пишет, что на его планете нет воды, и он не знает, что такое вода.

Детям предлагается помочь ему узнать, что такое вода и для чего она нужна? (создание интриги)

Выясняем, в каких блюдах на нашем столе есть вода, для чего нужно умываться. Развиваем умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Непосредственно- образовательная деятельность:

«Вода вокруг нас»

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека и растений. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Рассматривание картинок с изображением рек, озер, ручейков, (расширение кругозора)

Работа в уголке природы, полив, наблюдение за тем, как вода впитывается в грунт.


Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

Прослушивание музыки: шум дождя, шум океана, шум фонтанов.

Экспериментирование:

«Вода имеет свойство впитываться»

Программное содержание: предметы, впитывающие и не впитывающие воду.

Оборудование: емкость с водой, губка, хлопчатобумажная ткань, газета, пластмасса, калька, бумажная салфетка, туалетная бумага, фольга, полиэтиленовая пленка.

Вторник.

Непосредственно- образовательная деятельность:

Обсуждается, как нам узнать, какая бывает вода? Предлагаются следующие варианты: спросить у кого-то, прочитать книге, провести опыты, (коммуникация)

Далее предлагается провести эксперименты с водой и узнать, что вода не имеет формы, вкуса, цвета, запаха, (исследовательская деятельность) (Опыты и эксперименты для детей. Н.М. Зубкова)

Развиваем любознательность, мышление и речь детей; вводим в активный словарь детей слова: жидкая, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Аппликация «Тучкины слезки» (художественное творчество). Дети делают аппликацию тучки и дождика.

Вечер: чтение и рассматривание иллюстраций.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки» (социализация, игра)

Среда.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Чтение стихов о капельке. Пословицы, поговорки, загадки о воде, (обогащение словарного запаса детей, коммуникация) (см. приложение)

Непосредственно- образовательная деятельность:

«Путешествие капельки»

Цель: сформировать представление детей о круговороте воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде. Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»

Эксп еримент up о ван ие:

Проводится опыт : «Как увидеть своими глазами, откуда берется капелька?» (Литература: Специальный выпуск газеты «Талантливый малыш» №7, 2012, Опыты для малышей.)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

На прогулке проводится подвижная игра «Ходят капельки по кругу».


Вечер: предлагается построить из конструктора кораблики.(социализация, игра)

Четверг:

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Утром проводится беседа «Откуда в городе вода?». Рассматриваются иллюстрации, (познание)

Пальчиковые игры на тему «Вода» (См. приложение)

Непосредственно- образовательная деятельность:

«Как вода попала в кран?» (коммуникация дознание)

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Активизация и обогащение словаря детей. При этом уделяется внимание словообразованию: водопровод, водопроводная вода, (речевая работа)

Экспериментирование: «Как по трубам течет вода?»

Непосредственно- образовательная деятельность:

Бассейн: Игра в воде «Море волнуется»; Релаксация на воде под музыку Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Вечером проводится игра «Ловись рыбка - большая и маленькая»

Чтение экологической сказки «Волшебница ВОДА».

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Пословицы и поговорки о воде. (См. приложение)

Наблюдение за обитателями аквариума.

Пятница.

Непосредственно- образовательная деятельность:

«Может ли вода испачкаться?» (экология).

Цель: сформировать бережное отношение к воде.

Экспериментирование:

Проводится эксперимент: «Очищение воды через фильтр»

Непосредственно- образовательная деятельность:

Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме» (художественное творчество) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: На прогулке проводятся игры «Ручеек», «Море волнуется».

Вечер: Беседа с подгруппой детей «Что мы узнали о воде?».

Взаимодействие с семьями детей:

Папка-передвижка «Берегите воду».

Привлечение родителей к созданию мини-музея «Вода в природе и в жизни человека». Пополнение экспонатами, имеющими отношение к воде: речные и морские камушки, ракушки, фотографии и т.д.

Приложение:

Загадки о воде:

  • Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

  • Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
  • По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)
  • Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  • Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

  • В нее льется, из нее льется.

Сама по земле плетется.

  • Зимой спит, а летом шумит.
  • Без рук, без ног все бежит. (Река)

Пословицы и поговорки о воде:

  • Не зная броду, не лезь в воду
  • Под лежачий камень вода не течет
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
  • Как рыба в воде!
  • Без труда не выловешь и рыбку из пруда.
  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Пальчиковые игры:

СНЕЖОК

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий.

(показывают круг,гладят ладони друг о друга)

Раз - подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) Два - поймаем. (" ловят", приседают)

Три - уроним (встают, "роняют")

И ... сломаем! (топают)


’’ГНОМИКИ-ПРАЧКИ”

Жили-были в домике

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил


ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом

показываем вниз по очереди каждой рукой) Сели на карниз.        (Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки (Так же)

Посмотрели вниз.        (Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно) Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Сказка про капельку:

Наступило утро и маленький мышонок выглянул из своей норки. Уже светало. И зеленая травка искрилась, переливалась на солнышке. Вдруг, мышонку что-то упало на носик и скатилось по щёчке на травинку. «Ой» — испугался Мышонок. Посмотрел на травинку. А на травинке кто-то улыбался ему.

«Ты кто ?» — спросил Мышонок. «Я -Капелька росы» — ответила улыбающаяся мордочка.


«Откуда ты ?» — спросил Мышонок.

«С неба» — прозвенела Капелька.

Мышонок огляделся и увидел, что капелька здесь не одна. Вокруг сверкали, искрились большие и маленькие капельки. Их было так много и солнышко так светилось в них, что луг был похож на большое хрустальное зеркало. Небо отражалось в каждой капельке.

Мышонок слегка тронул травинку лапкой. Капелька соскользнула с травинки на травинку.

От солнечного лучика, который ярко засветился в капельке, Мышонок чихнул.

Травинки вздрогнули, и капельки стали падать на землю. Стекаясь друг к дружке они образовали лужицу.

«Ау, капелька, ты где ?»

«Я здесь. Посмотри в лужицу.»

«Как красиво» — восхитился Мышонок, увидя отражение неба, солнца и пролетающих облаков в лужице.

«Подожди, я сейчас приведу свою Маму» — сказал Мышонок и побежал за мамой.

Солнышко начало пригревать. И лужица начала испарятся.

Когда, наконец, Мышонок привел маму, чтобы полюбоваться на такую красоту, от лужицы почти ничего не осталось. Мышонок стал вертеть мордочкой и искать свою новую подружку. Он никак не мог понять, куда же она делась.

И вдруг, откуда-то сверху он услышал отдаляющийся голос : «Мышонок, подними мордочку. Это я, Капелька. Солнышко стало пригревать. И все капельки теперь превратились в Паринки. Мы летим на небо, вон к тому облачку.» Мышонок долго наблюдал за Паринкой, как она плавно поднималась к облачку. И ... потерял её из виду. Он уже расстроился, как сверху услышал голос : «Мышонок, не печалься, мы завтра снова обязательно встретимся !»

Мама обняла своего маленького, шустрого сыночка и улыбнулась. Мышонок с мамой пошли к себе в норку. В этот день Мышонок играл, гулял, рисовал, читал сказки и весь день думал о своей новой подружке Капельке. Ему очень хотелось, встретится с ней еще раз.

Ночью, пока Мышонок спал, шел дождик.

Утром, как только Мышонок проснулся, сразу поспешил на луг. Когда он вылез из норки, он очень обрадовался. Луг искрился, сверкал тысячами хрустальных капелек. А на травинке, возле норки, его ждала любимая подружка - Капелька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....