Технологическая карта мероприятия, проводимого в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг «Времена года»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Цель данного мероприятия создать благоприятные условия развития детей с ОВЗ  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

 ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Технологическая карта мероприятия, проводимого в  целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг  «Времена года»

Образовательные технологии : Технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Подготовила и провела: Социальный педагог Есипенко Лидия Викторовна

Участники:   дети в возрасте от 6 до 10 лет  с нозологическими формами: ДЦП,  болезни нервной системы, эмоциональные расстройства  и расстройства поведения в детском возрасте,  ЗПР,  УО – легкая и умеренная.

Продолжительность мероприятия: 35 мин.        

Цель: Создать благоприятные условия развития детей с ОВЗ  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.

Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Задачи:

Образовательные задачи:

Систематизировать  знания  детей о временах года, развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года.

Развивающие задачи:

  • Развивать мыслительные и психические процессы;
  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мышление через игры и игровые упражнения, развивать интерес к выполнению заданий.

 

Воспитательные задачи:

Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

ПК подключенный к сети интернет, презентация «Времена года» , корзина с предметами и картинками, рассказывающими о лете , раскраски с изображением времен года, искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Ожидаемый результат:
Сформированность представления  о временах года, активизация познавательного интереса. Активное и доброжелательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Список используемой литературы и ЭОР

  1. Развивающая игра «Времена года» http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-vremena-goda
  2. Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» https://www.youtube.com/watch?v=UUtkJoGqiv8
  3. Мультфильм «Весна пришла»https://www.youtube.com/watch?v=SP6leDA3BtE
  4. Видео пьеса П.И. Чайковского « Октябрь»   http://www.youtube.com/watch?v=a1a1NvTZaI
  5. Картотека «Дикие животные наших лесов» http://vcegdaprazdnik.ru/po_prazdnikam/detckii_cad/35585-kartoteka-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-tema-dikie-zhivotnye-nashix-lesov.html
  6. Загадки о временах года http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-dlja-detei-o-vremenah-goda.html
  7. Электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно – презентация «Времена года»
  8. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Москва, Просвещение,1982.
  9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
  10. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе  детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009

Этап реабилитацион-

ного мероприятия

(продолжительность) 

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Вводно- организационный

(1 мин)

ОО «Коммуникация» и «Познание»

Мотивационно-побудительный

(5-7мин)

ОО «Игровая технология» и «Познание»

Динамическая пауза (1-2мин)

ОО «Коммуникация»

«Здоровьесберегающая технология»

Создание атмосферы психологической безопасности

Организация направленного внимания, вовлечение детей в организованную  совместную деятельность.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Вовлекает в слушание. Вводит элемент новизны.

Проводится беседа с использованием ЭОР- презентация «Времена года» (информационные ЭОР)

Задает вопросы, загадки стимулирующие процесс мышления.

Проведение упражнения «Листопад» Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения. Показ

видео-пьесы П.И.Чайковского « Октябрь»   

Дети слушают.

Выражают собственные мысли.

Отгадывают загадки, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

Смотрят видео. Двигаются под музыку. Выполняют движения, повторяя полет листьев.

Педагог: Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 1). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.                                        - А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/ 
- Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/ 
- А кто же замыкает год? /Ответы детей/

Педагог: Сейчас  я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, и если вы ответите правильно,  на экране появится картинка.

Жёлтой краской крашу я 
Поле, лес, долины. 
И люблю я шум дождя, 
Назови-ка ты меня! 
(Осень)
– слайд 2

 Наступили холода.      
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима) 
– слайд 3

 Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна) 
– слайд 4

 Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...
(Лето)-
  слайд 5

Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

 Дети:

- Месяцы!

 

Педагог:

-  Назовите сыновей осени!

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь)- слайд 6

Педагог: Вспомните, дети, когда мы с вами гуляли в парке, вдруг подул ветер и на нас полил желтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? ( Листопад) Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? ( Клён, берёза, лиственница и т.д.) А почему листья на дереве желтеют и опадают? ( Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.)

Педагог. Ребята. Давайте изобразим листопад. Пусть каждый на минутку станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружится, падают на землю. Видео пьеса П.И. Чайковского « Октябрь», (дети изображают движение листиков в воздухе)

Формальная готовность к предстоящей деятельности,привлечение непроизвольного внимания

Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.Формирование знаний, активизация познавательного интереса к теме.

Закреплено умение логически мыслить.
Пополнен опыт умения отгадывать загадки.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Развитие способности эмоциональ-но восприни-мать музыку; умения

двигаться под музыку.

Актуализация

(5-7 мин)

ОО «Коммуникация» и «Познание»

Актуализация имеющихся знаний и представлений о животных обитающих в лесу.

Стимуляция процессов мышления.

Проводится игра «Звери в лесу».

Педагог выкладывает на стол карточки с изображением животных. Задает вопросы.

С помощью карточек - моделей, дети рассказывают об изменениях в жизни животных с наступлением холодов. Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное

Педагог: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью?                                                                       Дети выбирают карточку животного.

 Примерный рассказ детей с использованием моделей. У лисы шерсть становится гуще, меняется её цвет с серо - бурого на рыжий. Запасов лиса не делает, так как зимою днём не спит. Ночь проводит в своей норе.

Умение ориентирова-

ться по условным обозначе-ниям;

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи  

Организационно-поисковый

(6-7мин)

«Технология исследовательской деятельности и проблемного обучения»

Развитие мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций, активизация самостоятельной деятельности.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес . Способствует тому, чтобы дети самостоятель-но разрешали возникающие проблемы.  Комментирует высказывания. Предоставляет достаточно времени для изучения, наблюдения. Использует наглядные средства. Активизирует обсуждение.

Получают информацию, ищут, находят решение, наблюдают, экспериментируют, выражают собственные мысли, рассказывают, объясняют, сосредотачивают

внимание. Наблюдают за действием педагога и других детей Делятся впечатлениями.

Педагог : Осень закончилась и наступила …?        Дети :Зима
Назовите сыновей Зимы (ответы детей: декабрь, январь, февраль) 
слайд 7                               Педагог: зима – пушистые снежинки, звонкие сосульки, трескучие морозы, веселые забавы и волшебство зимними вечерами и в новогоднюю ночь.                                                                      Педагог показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?»
объясняет что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие, 
Вопрос «Какого цвета снежинка?»
каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег.                                                         Дети рассматривают снежинку, 
отвечают на вопрос «У снежинки 6 лучиков», «Снежинка прозрачная»слушают рассказ воспитателя.                                                        Демонстрация опыта:
Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (то же происходит в природе со снегом и льдом)                                                          Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод что если много маленьких кусочков сложить горкой то они не прозрачны. Горка белого цвета.

Сформированность навыков выдвиже- нияи отстаивания собственной точки зрения.

Владение экспериментальной деятельностью и методами научного исследования. Сформированность умения применять знания в решении проблемы.

Восприятие и усвоение нового

(5-7мин)

«Информационная технология»

«Игровая технология»

Развитие восприятия, познавательного интереса и внимания.

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны и лета. Свершенствованиеречи

Показ мультфильмов Задает вопросы. Проводит дид.игру.

Внимательно смотрят мультфильмы выражают свои мысли. Составляют рассказ по картинкам.

Педагог: Какое время года наступает потом?

Назовите сыновей  Весны: (ответы детей: март, апрель, май) – слайд 8

Педагог: весна – теплое солнышко и пробуждение природы после зимнего сна. Начинает греть солнышко, раскрываются почки, появляются первые цветы. Все растения тянутся к теплому весеннему солнышку.                                                   Просмотр мультфильма «Весна пришла».

Педагог: А сейчас я познакомлю вас с сыновьями лета. Это июнь, июль и август.слайд 9

– Ребята нам пришло необычное послание.

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» https://www.youtube.com/watch?v=UUtkJoGqiv8

– Кто послал нам это сообщение?

– О чем он хочет узнать? (Ответы).

      Давайте расскажем Деду Морозу, что такое лето и почему мы его любим? слайд 9

Дидактическая игра «Что нам лето принесет?»

В этом нам поможет волшебная корзина. Сейчас вы подойдете к этой корзине и возьмете предмет или картинку, которые помогут вам рассказать Деду морозу о лете. (Рассказ детей о лете).

Развитие любознательности и активности, умения слу 

шать . Могут

осущест-

влять свои действия, ориентируясь на образные представле-ия.

Рефлексия

(2-3мин)

ОО «Социализация», «Коммуникация»

Подведение итогов. Обобщение полученных знаний , умений и навыков.

Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям, выражает признательность

Слушают, выражают собственные мысли, обобщают. Делятся впечатлениями.

Педагог: Сегодня мы с вами побывали в гостях  у Круглого года. Познакомились с его дочерьми временами года. Давайте вспомним как их зовут.

Что вам больше всего понравилось? Какие же вы молодцы! Вы много узнали.

В свободное время проводится – Развивающая игра «Времена года» http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-vremena-goda)

Осознание себя как участника познавательного,творческого процесса. Формирование элементар

ных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми 1мл. группы «А» Тема: «В гости к Матрёшке» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

ЗадачиОбразовательные:- понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.- закрепление знаний о цвете, форме, величинеРазвивающие: -- развивать слуховую память, мелкую мото...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» Тема: «Разноцветные люди» (образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группы «Б»Тема: «Разноцветные люди»(образовательная область «Социально - ком...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-коммуникативное развитие (социальный мир))

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-ком...