НОД. Сказки К.И. Чуковского
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фатима Тибилова

Цель:

1.Учить узнавать знакомые литературные произведения по отрывкам и   иллюстрациям из книг, уметь давать характеристику героям знакомых произведений.

2.Развивать у детей воображение, память, мышление, речь;  умение цитировать знакомые произведения;  вызвать интерес к сказкам и стихотворениям.

3.Закреплять умение подбирать симметричные изображения, совершенствовать навыки аккуратного наклеивания.

4.Воспитывать любовь к художественной литературе, творчеству К.И.Чуковского и бережное отношение к книгам.

 

Оборудование: портрет К.И.Чуковского, книги с произведениями автора, «Волшебная книга» - декорация, проектор, сундучок с предметами из сказки, изображение Чудо –Дерева на ватмане,  картинки с изображение башмачков, клей, кисти, салфетки, емкости для клея, клеёнки, 2 подноса.

 

Предварительная работа: чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Муха – Цокотуха»,беседа по произведениям. 

 

Ход мероприятия

  1. Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса?

У нас сегодня утром произошло настоящее чудо!  Вы хотите увидеть это чудо?

Тогда закройте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог снимает накидку с декорации «Волшебная книга».

- А теперь откройте глаза и смотрите. Видите это «Волшебная сказочная книга».

- Какая она? (большая, сказочная, красивая, волшебная и т.д.)

 

Воспитатель: Вам нравиться она?  А так как она волшебная, мы попадаем в мир сказок .

- Хотите попасть в «Волшебную книгу»?

- Но для этого ребятки, надо знать правила обращения с книгой.

- Какие это правила?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

- Книги брать чистыми руками.

- Книги нельзя рвать.

- Книги нельзя мять.

- Нельзя рисовать на книгах.

- Нельзя загибать углы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.

- Но «Волшебная книга» нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить.

«Книги  любят тишину». В библиотеках, где много книг, всегда бывает тихо, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться.

- Все запомнили это правило .

 

Воспитатель: Вот теперь мы можем попасть в «Волшебную книгу» и заглянуть на следующую страницу, что же там?

2. 1.СЛАЙД НА ЭКРАНЕ (портрет К.И.Чуковского).

-  Кто это, ребята? (К.И.Чуковский).
- Кто такой К.И.Чуковский?
- Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. За это его прозвали          «дедушка Корней».

- Сегодня Волшебная книга приглашает нас в гости к одному из самых любимых писателей, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад,

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки,

Или любят их читать

 

Подходит к столу с книгами

На столе стоит портрет К.И. Чуковского, его книги.

Воспитатель: Вот, мы  и пришли в гости. Здесь нас ждут книжки, которые написал К.И. Чуковский.

- Какие вы знаете произведения Чуковского?

( «Телефон», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе». «Чудо-Дерево».)

 

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок.

- Ребята, а вы знаете, как К.И. Чуковский начал писать сказки?  Сейчас я вам расскажу.

- К, И. Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него были дети. Он очень любил их, часто играл с ними. Жили они дружно и весело. Но однажды один из его детей заболел. Чуковскому было жалко своего сынишку, и он стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.  Вот так он начал писать сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

- Давайте , посмотрим, что же на следующей странице «Волшебной Книги».

3.2.СЛАЙД (переворачивает страницу, на ней отрывок из «Мойдодыра»).

 

Одеяло. Убежало, Улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня

Я за свечку, Свечка – в печку!

Я за книжку, та бежать, и в припрыжку  под кровать!»

 

- Ребята,  вы узнали, о какой сказке идет речь? ( Это сказка про«Мойдодыр.»

 

Воспитатель: Про кого  эта сказка кого? (ответы детей).
- Что произошло с мальчиком-грязнулей?

- Какие вещи убежали от грязнули?  (одеяло, простыня, подушка, свечка, книжки, брюки, сапоги, самовар, пироги, мочалка).

- Кто приучил мальчика к чистоте и порядку (Мойдодыр)

- Как Мойдодыр ругает мальчика?  (ах, ты грязный, ах ты гадкий, неумытый поросенок. Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя).

- Кого мальчик встретил на пути?  (вдруг на встречу мой хороший, мой любимый Крокодил. Он с Тотошкой и Кокошкой  по аллеи проходил).

-Эта сказка нас чему-нибудь учит ? (быть чистыми, аккуратными, опрятными, убирать вещи за собой).

 

Воспитатель: Давайте заглянем  на следующую страницу «Волшебной книги», что же еще она нам приготовила?

 

4.3. СЛАЙД.(Игра «Доскажи словечко», в окошке спрятан Айболит.)
- А здесь игра «Доскажи словечко». Я буду читать начало строчки, а вы должны продолжить.

Добрый доктор… (Айболит)

Он под деревом …(сидит)

Приходи к нему … (лечиться)

И корова, и… (волчица)

И жучок, и … (червячок)

И… (медведица)

Всех излечит, исцелит

Добрый… (Доктор Айболит)

 

Воспитатель: Вы узнали, из  какой сказки эти строчки?(из сказки «Доктор Айболит.»
 (на слайде открывается окошко Доктор Айболит).
- Кому помогал и лечил Доктор Айболит? 

- А в какую страну ему пришлось ехать срочно?(Африку,остров Лимпопо).
- Какие животные помогали ему в пути?(волки,кит,орлы.)

- Сколько  дней и ночей лечил Айболит зверей? (десять ночей подряд)

- Что болело у бедного кузнечика (вывихнуто плечико)

- Как по-другому в сказке зовут бегемота (Гиппопотам)

 

Воспитатель: Давайте встанем вкруг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, и  лечить нас не надо.

 

 

ФИЗМИНУТКА

Вам не надо нас лечить, Добрый доктор Айболит

Будем бегать, и шагать, будем силы набирать

Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков

К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.

По траве пройдут ребята. Ноги  будут поднимать

По густой траве шагать

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.

- Вот какие вы сильные и здоровые. Садитесь.

 

Воспитатель: Что же на следующей странице «Волшебной книги».

5.4 СЛАЙД  (загадки, пять окошек с отгадками, шестая – фото Федоры).

Здесь дети загадки. Я загадываю вам загадку, если вы ее правильно отгадали, откроется картинка с отгадкой.

1.Если я пуста,  бываю, про тебя не забываю.

Но когда несу еду – мимо рта не пронесу (ложка)

 

2.Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит,  остепенится – пригласит чайку напиться (самовар)

 

3.Что налито в него, видно очень хорошо,

Сок, компот и молоко – назовите мне его (стакан)

 

4.Она  на кухне, на плите стоит

А в ней вкусный борщ кипит (кастрюля)

 

5. Они круглые такие, белые или цветные

В них суп наливают и кашу кладут,
Когда дети обеда ждут (тарелки)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы справились с заданиями. Посмотрите, наше окошко открылось. Вы узнали, кто это?

( Это бабушка Федора из сказки «Федорино горе»).
 

Воспитатель: - Какой Федора была сначала? (неаккуратной, злой, неряшливой..)

- Почему от нее убежала посуда (обижала, разбивала, не мыла)

- Что произошло с Федорой? (стала доброй,  чистоплотной)

Воспитатель: Как вы думаете, чему учит эта сказка? (ответы детей)

 

Давайте заглянем нам  следующую страничку Волшебной книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.

6.4 СЛАЙД .  Игра «Волшебный сундучок».

Воспитатель: Дети, а здесь опять игра.
В зале спрятаны предметы из сказки. Нужно их найти и сложить в большой сундучок.

– Вы должны найти то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что за предмет .    (мочалка)

- Вы должны найти то, чем угощали бабочку из сказки «Муха – Цокатухи» .             (варенье)    

– Вы должны найти то, чем лечил бегемотиков доктор из сказки «Доктор Айболит» .      (шоколад)

 – Вы должны найти то, на чем ехали комарики из сказки «Тараканище»                                  (шар).

Вы должны найти, то, что просили зайчата из сказки «Телефон» (перчатки).

 

7.5 Слайд (Чудо-дерево).
Воспитатель
: -Что за дерево изображено на картине?
     -А почему оно так называется?(оно волшебное,необйчное).
     -Какие чудеса происходили на дереве?

 Воспитатель: - Наше занятие  подходит к концу. На память я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо- Дерево».

 Каждый из вас возьмет башмачок с этого подноса. На другом подносе вы должны найти пару своему башмачку       и оба одинаковых башмачка мы должны приклеить на ветку Чудо – Дерева.

Воспитатель: - Да, да, ни листочки, ни цветочки. Ведь Чудо – Дерево придумал большой шутник К.И. Чуковский. Поэтому на нашем дереве будут расти сапожки и башмачки.

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ «ЧУДО-ДЕРЕВО».

Воспитатель: У нас получилось красивое Чудо – Дерево, вы заберете его в группу и покажите своим друзьям и расскажите про него.

Воспитатель: - А за то, что вы сегодня так хорошо поработали на занятии, волшебный сундучок вам приготовил сюрприз (достает и дарит книгу К.И. Чуковского).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей 4-5 лет с творчеством К.И.Чуковского. "Сказки "дедушки" Чуковского".

Цель проекта – обогатить речевой словарь ребенка и развить творческое начало через творчество детского писателя К.И.Чуковского.Задачи: - Знакомить детей с книгой, ее назначением.- Расширять знания дет...

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Досуговое мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского «Страна сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского»

Образовательные задачи:·        Продолжать воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе;·        Закрепить и сис...

Сценарий Вечера творчества К.Чуковского для детей старшей с (ТНР) группы «В гостях у Корнея Чуковского»

Цель.Продолжить знакомство детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И.Чуковского, показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их м...