Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    уточнить и расширить представления о лекарственных расте­ниях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_lekarstvenye_travy.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ»

    Цель:  уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в жизни.

     Развивающая: Развивать психические процессы (память , мышление, воображение).

     Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

    Предварительная работа:

     Подбор и чтение детской литературы по данной теме.

     Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.

    Рассматривание гербария «Лекарственные травы».

     Ход мероприятия

    Дети сидят на стульях.

     (Неожиданно в зал  быстрыми шагами входит Незнайка)

    Незнайка. Здравствуйте ребята. Доктор Пилюлькин послал меня собрать лекарственные травы, чтобы лечить Малышек, а я не знаю, где собирают лекарственные травы и какие они. Ребята, помогите мне собрать лекарственные травы.

     Воспитатель. Незнайка, мы можем тебе помочь. Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «травниками».

     -Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего города?

    -Давайте с вами поиграем, сейчас я превращусь в знатока лекарственных растений. (Воспитатель одевает на себя передник и повязывает платок и превращается в бабушку  Агафью ).

     Бабушка Агафья: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут бабушка Агафья. Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?

    (Вопросы детей – короткая беседа).

     Бабушка Агафья: -  Сегодня я  познакомлю вас с лекарственными растениями, которые нас окружают, но для этого мы должны отправиться на «Волшебный луг». (В глубине сцены «Волшебный луг», макеты лекарственных растений).

     Бабушка Агафья: -  Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку.

    Тонкий стебель у дорожки.

    На конце его - сережки.

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки.

    Нам он - как хороший друг

    Лечит раны ног и рук.  (Подорожник)

     Бабушка Агафья: -  Ребята, давайте пройдем на наш луг, отыщем знакомое лекарственное растение.

    На импровизированном лугу  дети  находят иллюстрацию с изображением подорожника.

     Бабушка Агафья предлагает детям рассказать об этом растение, где оно растет, и почему его так называют, какие у него листья и цветы.

    Бабушка Агафья.- Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника. Листья подорожника сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

     Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

     Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.

     «Подорожник»

     Подорожник – санитар испытанный,

     Врачеватель ног, в пути пораненных,

     Подошел к дороге, приготовился,

     Может, думает, кому понадоблюсь…

     Бабушка Агафья. Ребята, на нашем лугу есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте загадку.

      Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

     Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).

    Если узнали, о каком растении идет речь, найдите его.

     (Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).

     - Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)

     Кажется солнце в ромашку вошло,

     Желтое донце в лучах расцвело,

     Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

     Солнца на ножках, качаясь стоят.

     Залит лучами зеленый лужок,

     Солнце над нами и солнце у ног.

     (А. Мельникова)

     Бабушка Агафья: - Про какое лекарственное растение эта загадка.

    Не пустили в огород –

    Оттого она и жжет.   (крапива)

    - Правильно, крапива. Расскажите, где растет крапива. Какие у неё листья и почему она кусается.

     Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

    Подружись с крапивой

    - Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

    - Крапивные?

    -Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной

    .- Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Весной, когда не хватает витаминов, из нее можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

    «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, а отваром из крапивы укрепляет волосы.

    Бабушка Агафья: - А кто угадает это растение?

    Горит в траве росистой

    Фонарик золотистый,

    Потом померк, потух

    И превратился в пух. (Одуванчик)

    - Угадали. Кто расскажет про это растение?

      И одуванчик также лекарственное растение, он служит для лечения почек, печени и для улучшения аппетита.

     Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, крапива, одуванчик, подорожник и многие другие. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

    Физкультминутка.

     Бабушка Агафья: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»

     Игра «Угадай, кто я?»

     На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:

     Я цветок? – да

     Я расту в лесу? – нет

     Я расту на клумбе? – да

     Я беленький? – нет

     Я оранжевый? – да

     Я лекарственный цветок? – да

     Бабушка Агафья: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. - На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

    Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов) Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

     Правила сбора лекарственных растений.

    1. Надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)

    .2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса

    .3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

    4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок

    .5. Сушить растения не на солнце, а в тени

    .6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

    7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

     Дети читают стихотворение:

     «Луговые травы»

     С бабушкой нашей пойдем далеко мы

     В луг, где ей всякие травы знакомы,

     Руки мелькают, не путаясь в травах,

     В тонких и острых, в густых и кудрявых.

     Вот от простуды, а вот от дасады,

     Это от боли спасет головной!

     Мы поучиться у бабушки рады

     Мудрой науке ее травяной.

     Вырастем – травами с нашего луга

     Будем лечить, избавлять от недуга.

     (Е.Фейерабенд)

     Бабушка Агафья: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие на луг, сумела я раскрыть небольшие тайны природы о лекарственных травах?  Гуляя с нами, Незнайка научился  находить лекарственные травы и узнал, какие болезни они лечат. Теперь он может выполнить задание доктора Пилюлькина.

     А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

    Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".

    Конспект непосредственной образовательной   деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе

    Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, назначением и применением в жизни....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

    Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и мы взрослые помогаем детям вой...