"Этот удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Этот удивительный мир насекомых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekl.proekt.docx410.52 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ «ОЦ» имени С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий

 детский сад «Золотое зёрнышко».

Проектная деятельность

с дошкольниками в средней группе.

Тема: «Этот удивительный мир насекомых».

                                                                                      Составила: воспитатель

                                                                               высшей квалификационной

                                                                                категории

                                                                               Сураева Наталья Юрьевна.                                 

 

2017 год.

Экологический проект

 «Этот удивительный мир насекомых»

Паспорт проекта

Полное название проекта: «Этот удивительный мир насекомых».

Участники проекта: Воспитанники СП ГБОУ СОШ «ОЦ» имени С.Ф. Зинченко ДС «Золотое зёрнышко» средней группы «Золотая рыбка», воспитатель, родители.

Вид, тип проекта: Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Сроки проведения: 17.04. - 28.04.2017 год.

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения: дневная (в рамках организации непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности детей и педагога, предполагаемой самостоятельной деятельности).

Описание проекта

Идея проекта: Наблюдая за клопами-солдатиками во время прогулки, часть детей выражало неподдельный к ним интерес, некоторые из воспитанников пытались посадить насекомых в ведёрко и унести в группу, а некоторые попросту испугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить солдатиков. Мнения разделились. Воспитательница поинтересовалась у ребят: каких ещё насекомых малыши знают, и хотели бы они узнать что-то новое об удивительном мире насекомых? Так родилась идея - собрать как можно больше материала о мире насекомых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Этот удивительный мир насекомых».

Проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Цель проекта: Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, их пользе и значимости в экологической пирамиде.

Задачи проекта: 

  • Формировать у детей глубокие представления о насекомых, их строении, способах передвижения, защите от врагов и пользе, которую они приносят.
  • Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
  • Продолжать формировать опыт исследовательской деятельности.
  • Развивать любознательность и наблюдательность, умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  • Способствовать развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, развивая эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, познавательную активность и интеллектуальную инициативу.  
  • Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к миру насекомых, прививая бережное отношение к ним.

Линии развития личности:

Физическое развитие: 

- Способствовать развитию двигательной активности, потребности в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.

Социально - коммуникативное развитие:

- Развивать опыт свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.

- Формировать умение осознавать функции речи (культура общения во время проведения разных видов совместной и самостоятельной деятельности: наблюдений, НОД, сюжетно - ролевых игр, экспериментирования, рассматривания иллюстраций и многое другое)

- Повысить уровень коммуникативной компетентности через увлечённость общим делом.

Познавательное развитие:

- Систематизировать представления о мире насекомых.

Художественно - эстетическое развитие:

- Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.

- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.

Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
экологическое викторина «Что мы знаем о насекомых»

Взаимодействие с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Оформление книжек-малышек о насекомых

• Папка-передвижка «Если ребёнок боится насекомых»

Продукты проекта:
Для детей: творческие работы (поделки, рисунки), оформление лепбука «Мир насекомых»;
Для педагога: образец планирования, конспекты мероприятий, презентации «Насекомые», «Насекомые в загадках», проекта «Этот удивительный мир насекомых»;

Для родителей: образцы совместного творчества, авторские книжки-малышки о насекомых, интерес к новому сотрудничеству в детском саду.

Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых.
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Этапы проекта: подготовительный, практический, заключительный.

I. Подготовительный этап

1-2 день — знакомство с пчелой
3-4 день — знакомство с бабочкой
5-6 день — знакомство с муравьем
7-8 день — знакомство с комаром
9-10 день — знакомство с божьей коровкой

• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр (лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых

II. Практический этап

Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Н.Павловой «Находка».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле.


2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых, местом их обитания, их повадками.


3) Наблюдение за пчелами на прогулке.
Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.


4) Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

5) Беседа: «Что дети знают о пчелах?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.

6) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».
Цель: развивать память и чувство ритма, речь.


7) Рисование сотовых ячеек по шаблонам. (В качестве трафарета можно использовать крупную мозаику)
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику.

Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.


2) Рассматривание энциклопедий, журналов. Просмотр видео «Бабочки».
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых, цикле из развития.


3) Наблюдение за бабочками на клумбе.

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.

4) Беседа с детьми о бабочке.

Цель: познакомить с разновидностями бабочек; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.


5) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.


6) Изобразительная деятельность «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, воображение.


7) Украшение  веранды бабочками на нитке.
Цель: вызвать желание украсить участок получившимися бабочками.

Знакомство с муравьем
1) Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.


2) Экскурсия в лес (на огород). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.


3) Беседа с детьми о муравье.

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.

4) Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.


5) Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.


6) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

Знакомство с комаром
1) Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре.

2) Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Комаринская».

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям, провести аналогию между ритмом музыки и полетом насекомого.

3) Наблюдение за комарами в разных местах участка.

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность.


4) Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

5) Беседа с детьми о комаре.

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.


6) Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух

7) Ручной труд  из природного материала «Комар»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/349/91349909_4668337_P8020010.JPG        http://svoimi-rukami-club.ru/upload/image/komar/ab6aa6ea5a0693e19b0de5f415daa72f.png

Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.


2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок.

3) Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.

Цель: развивать наблюдательность.

3) Беседа с детьми «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.


4) Изодеятельность «Раскрась божью коровку»
Цель: уточнить знания детей о строении насекомых; развитие графических навыков и мелкой моторики.


5) Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

III. Заключительный этап

• Оформление выставки детских работ.
• Оформление лепбука «Мир насекомых»

. Выставка книжек-малышек о насекомых
• Создание презентации проекта.

Литература: 
1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду: Планирование и конспекты.» 3-е изд., доп. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015г.
2. В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
3. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
4. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.

Приложение к проекту:


1 день «Знакомство с пчелой»

Загадки:

Кто на них руками машет -

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт –

С мёдом ест и с мёдом пьёт.                                             (Пчёлы.)

Кто на пасеке живет

И приносит в улей мёд,

Там по сотам разливает,

Где он вскоре застывает.

У неё врагов не мало

И, хотя у каждой жало,

На защиту целый рой

Собирается порой.

Кто поесть любитель сладко -

Отгадал уже загадку.

И в деревне, и в посёлке

Уважают дети...(Пчёлку)

Художественное слово:

Настоящая тельняшка,

Полосатая рубашка.

Только это не матрос,

И не птица альбатрос,

Это пчелка нарядилась,

На работу снарядилась,

На лужок, да на цветок,

Сладкий собирать медок.

                       А. Тесленко

С цветка на цветок,

Летает пчела.

Готовит медок,

Всегда весела.

С зари до зари,

В трудах и заботах,

Бездельницей слыть,

Ей совсем неохота.

                   С. Бахрушина

«Находка» Н.Павлова

Молодая пчёлка дождаться не могла, когда ей стукнет две недели. С этого дня сёстры обещали брать её с собой за мёдом. Пока пчёлке не минуло недели, её совсем не выпускали из дому. Потом позволили каждый день вылетать ненадолго из улья, порхать над ним и поглядывать по сторонам. Это было очень весело. Светло, просторно, воздух лёгкий-лёгкий, не то, что в улье.

Но пчёлку так манило улететь подальше! Рассмотреть хорошенько эти голубые и жёлтые пятна, которые называют цветами, - чудесные цветы, где спрятан мёд.

И вот наконец настал этот день: молодая пчёлка полетела с сёстрами за мёдом.

 - Соберу мёду больше всех, больше всех принесу его в улей! – гудела молодая пчёлка.

Они прилетели к большим жёлтым блестящим цветам. До чего эти цветы были красивы! Молодая пчёлка обомлела, глядя на них.

Но когда ей показали, где мёд, она с жаром принялась за дело. Только вот горе: не в каждом цветке был мёд. В одном есть, в другом пусто; в одном есть, в другом пусто. Кажется, вот в этом уж непременно мёд, а посмотришь – ни капельки! Молодая пчёлка очень огорчалась и беспокоилась, что мало соберёт.

 - Да ты не суетись, - говорили ей сёстры. – Не выбирай цветы, а пробуй всё подряд. Всё равно не угадаешь, где ещё есть мёд, а где его уже нет.

 - Ну зачем же так неудобно сделано? – удивлялась молодая пчёлка.

И тут же начинала суетиться ещё больше. Она очень боялась, что сёстры её обгонят.

А так и случилось. Как плохо окончился этот день, которого она так ждала! Мёду она собрала меньше всех, а устала больше всех. Но зато утро следующего дня началось чудесно. Прилетела пчёлка-разведчица. И весь улей, глядя на неё, развеселился: догадались, что разведчица принесла добрую весть.

 - Находка, находка! Новые цветы! – загудели пчёлы.

Разведчица дала им попробовать мёду, который она принесла с новых цветов, а потом пошла танцевать весёлый танец «Находка». Молодая пчёлка подбежала к ней, обхватила её лапками за брюшко и тоже пустилась в пляс. А сзади прицепились друг за другом ещё шесть пчёл. Танцуя, разведчица рассказала, что цветы она нашла недалеко, и объяснила, куда за ними лететь.

Потом она вылетела из улья и помчалась показывать свою находку. А пчёлы-сёстры – за нею. И молодая пчёлка, конечно, тоже во всю прыть.

Они прилетели в тенистое место на берегу ручья. Вблизи шумел водопад. Шумел, как огромный улей. И молодой пчёлке слышалось, что он гудит:

 - Находка, находка! Новые цветы!

А какие удивительные были эти новые цветы! На одном стебельке и розовые, и голубые, и синие, и фиолетовые цветки. Молодая пчёлка сунула язычок в розовый цветок. Как много мёду! Высосала и перелетела опять на розовый цветок. И там мёд! Просто чудо: в каждом розовом цветке – мёд. И молодая пчёлка быстро-быстро набрала его полный зобик.

 - Садитесь только на розовые цветы, - загудели пчёлы-сёстры, - розовые молодые, а остальные старые – в них мёда нет.

Тут  уже молодая пчёлка старалась недаром. Она собрала так много мёда, что вечером все сёстры удивлялись и очень её хвалили.

 - Какой хороший, умный цветок, - сказала молодая пчёлка, - Он сам говорит, где у него мёд!

- Да, - сказала пчела-мама, - это чудесный цветок. Я слышу про него каждый год. Его зовут медуница. Мёд – это самое хорошее на свете. Вот почему этот дивный цветок и назвали медуницей. 

http://blog.anapa-otpusk-vityazevo.ru/images/easyblog_images/65/20140405-072705.jpg

http://www.travoved.ru/uploads/posts/2013-01/1358096822_medunica.jpg

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Дети разделяются на две неравные группы — пчел и медведей, большинство составляют пчелы. Пчелы живут в ульях по 2-3 (на дереве, бревне, большом пне), медведи - в берлоге (условно обозначенном месте). По сигналу пчелы вылетают из ульев, летают по лесу, собирают мед и жужжат. Когда пчелы покинут ульи, медведи выбегают из берлоги и забираются в них, лакомятся медом. Как только взрослый скажет: «Медведи!», медведи спешат спрятаться в берлогу, а пчелы летят к ульям и жалят (дотрагиваются рукой) тех медведей, которые не успели убежать.

После нескольких повторений играющие меняются ролями.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.                                                    

                                                         ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю –                      ж-ж-ж,

Среди цветков летаю –                  ж-ж-ж,    

И мёд там собираю –                     ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками)
Пчёлка трудится весь день
     (Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
     (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
     (Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
     (Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
     (Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
     (Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
     (Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
     (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
     (Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
     (Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться,
     (Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
     (Имитируют накладывание мёда в соты.)

2 день «Знакомство с бабочкой»

Загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но с новой весною я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю, как птичка порхаю.

(Бабочка)

Художественное слово:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

Бабочка-красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

- Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

                   С. Богдан

3 день «Знакомство с муравьем»

Загадки:

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.                                          (Муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник)

Художественное слово:

Муравьи живут семьёй.

Как их много, ой-ёй-ёй!

Дом в лесу стоит средь ёлок.

Из сухой травы, иголок,

Мелких сучьев и земли.

Всё, что притащить смогли.

Этот сказочный бугор

Заселил сосновый бор.

Муравьишки есть - солдаты.

Очень смелые ребята.

Дом отважно защищают,

И врагов не подпускают

Есть рабочие, трудяги.

Устают они, бедняги.

Целый день они в работе,

О жилье своём в заботе.

Входы-выходы копают,

Из гнезда сор убирают.

Корм приносят про запас.

Прячут на зиму припас

Яйца самочки отложат,

В гнёзда аккуратно сложат.

Выведут из них детишек,

Рыжих, бойких муравьишек.

Муравьи в лесу полезны –

Сберегают от болезней.

Вредных мошек поглощают,

Тем деревья защищают.

Чтобы летом и весною,

Лес шумел своей листвою.

Осень - чудная пора.

Собирайся, детвора,

В лес по ягоды, грибочки,

Обходи кусты и кочки.

Муравейник не ломай.

От беды оберегай.

                    Р. Новикова

Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,  

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

                З. Александрова.

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. 
     (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой)

Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

     (Ритмично сгибают и разгибают ноги)
Травкой быстро ее обмотал,

     (Обматывают)
В муравейник скорей побежал.
     (Бегут на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!
     (Делают ритмичную пружинку)

Стало сразу так страшно, темно. Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
     (Ритмично закрывают глаза ладонями)

Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы!

     (Ритмично хлопают в ладоши)

4 день «Знакомство с комаром»

Загадки:

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки. Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.                                                (Комары.)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

  (Комар)

Художественное слово:

            Антошка и комар.

-Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко -

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой Комаришку-  

                                                    хлоп!

Не кусался чтоб!                                              

                               Л.Мирошникова

-Комары, комары!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек.

К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями.

Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.

     (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками)
— Зу-зу-зу, — комар пищит.

     (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
— Уф-уф-уф, — как паровоз 
Шмель пыхтит, пыльцу повез. 

     (Ритмично притопывают ногами)
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».

     (Ритмично хлопают в ладоши)

5 день «Знакомство с божьей коровкой»

Загадки:

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за жук на нашей грядке:

Не вредитель, жук любезный,

Для растений он полезный.

Тлей проворно поедает,

Так растения спасает.

Что за жук-черноголовка?

Это - ...  (Божия коровка!)

Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.                           (Божья коровка)

Художественное слово:

Красная горошина,

Чёрненькие точки.

Я коровку божию

Вижу на листочке.

Но от этого жучка

Не дождаться молочка.

Нет копытцев у коровки,

И рога ей не "к лицу".

Пьёт нектар коровка ловко,

Ест цветочную пыльцу,

В огороде ловит тлю –

Я за то её люблю.

Вот сейчас разделит спинку

На две ярких крышечки,

А под каждой половинкой –

Тоненькие крылышки.

Мне не нужно хлеба,

Улетай на небо!

Покорми своих телят

И потом вернись назад.

                 Н. Борисова

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого . . .

Божья коровка,

Полети на небко,

Там твои дети

Кушают конфетки (котлетки),

Всем по одной, а тебе ни одной.

Гуляла за городом Божья коровка,

По веткам травинок карабкалась ловко,

Глядела, как в небе плывут облака…

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.

Коровка ужасно сердилась сначала,

Мычала и в стены коробки стучала…

Но тщетно! Забыли о ней в коробке,

Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снились лужайка, и клевер, и кашка…

Неужто в неволе остаться навек?!

Коровка решила готовить побег.

Три дня и три ночи рвалась она к цели.

И вот, наконец, вылезает из щели…

Но где же деревья, цветы, облака?

Коровка попала в карман пиджака.

Однако она, не теряя надежды,

Бежит на свободу из душной одежды:

Там солнце, и ветер, и запахи трав…

Но вместо свободы увидела шкаф!

Тоскливо и страшно Божьей коровке.

Опять она в тёмной пустынной коробке.

Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ,

Сквозь щёлочку в шкаф пробивается луч!

Скорее на волю! Коровка отважно,

Зажмурясь, штурмует замочную скважину…

И вновь оказалась в глухом коробке

С огромною люстрой на потолке.

Однако Коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама…

И вот вылезает она из окна —

Ура! Наконец на свободе она!

И вновь на знакомой лужайке букашка.

Под нею, как прежде, колышется кашка,

Над нею плывут в вышине облака…

Но смотрит на мир осторожно Коровка:

А вдруг это тоже Большая коробка,

Где солнце и небо внутри коробка?!

                                    Андрей Усачёв

Информация о божьей коровке:

Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук невелик и кажется безобидным. По твоей руке он бежит не торопясь. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка!

Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!

Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она малоподвижных тлей - вредителей растений.

Викторина «Что мы знаем о насекомых?»

  1. Разгадай загадку:

Рано утром просыпаюсь,

На работу собираюсь –

Мне весь тёплый летний день

Мёд носить домой не лень!

 (Бабочка)

Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.

  ( Божья Коровка)

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

  (Муравьи)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

  (Комар)

Работник садовый,

Поясок медовый.

Зажужжала, как пила,

Полосатая...

  (Пчела)

  1. «Узнай насекомое и расскажи о нем» при помощи карточек-схем.
  2. «Угадай насекомое» при помощи пантомимы.
  3. Награждение участников викторины.

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2013/11/obvodilkababochka.jpg

http://www.detiseti.ru/images/library/tasks/logic/soobragalki_boj_korovka.gif

http://detsky-mir.com/uploads/images/9/1/3/4/2837/717bfc4228.jpg

Хвастливый комар    Автор: Виктор Шамонин-Версенев

Ночь крылом укрыла лес,

Зайчик спать в кусты полез,

Удалился спать и волк,

Поворчал он и замолк,

И медведь в берлогу лёг,

В юность сон его волок,

Под сосной и лев сомлел,

Сны он чудные глядел,

На сосне комар уснул,

В ус себе совсем не дул.

В полночь лев глаза открыл,

Грозным рыком лес покрыл.

Вмиг комар пред львом завис,

Перед ним комар не кис:

— Спать ты, лев, мне не даёшь,

Рык давай-ка свой стреножь,

А иначе, лев, побью,

Я и храбр и смел в бою!

Под сосною лев присел,

От угроз он не бледнел:

— Хвастунишка ты, дружок,

Я, комар, от страха взмок!

Разошёлся вновь комар,

Комара бросает в жар:

— Ты, я вижу, лев герой,

Выходи со мной на бой!

Лев чуть в смехе не упал,

В смехе лев ему сказал:

— Видно, нужно попотеть,

Дай тебя мне разглядеть,

А то правда, убоюсь,

Пред тобой, комар, прогнусь!

Смело в бой комар вступил,

Не жалел совсем он сил;

Тут же сел на львиный нос,

Хоботком к нему прирос.

Лев зрачки на носик свёл,

Вдруг почувствовал укол;

Неприятен был укус,

Да комар вошёл во вкус,

Не даёт он льву скучать,

Продолжает льва кусать!

Стал кататься лев в кустах,

Лапы он пустил в размах.

Вмиг проснулся спящий лес,

Лес не зрел таких чудес!

Лев как будто сам не свой,

Странной занят он игрой;

Во все стороны глядит,

На кого-то лев кричит!

В страхе лев на пень присел,

Речью он едва владел:

— Всё, комар, сдаюсь, сдаюсь,

Проиграл я, признаюсь!

И комар от льва отстал,

На сосне он речь держал:

— Впредь умнее, лев, ты будь,

Мой урок не позабудь!

Вижу, носик твой припух,

Да и взгляд твой, друг, потух!

Лесом лев побрёл к реке,

Скоро скрылся вдалеке,

А комар пошёл в полёт,

На весь лес комар орёт:

— Я в лесу сильнее всех,

Вы мне, звери, для утех!

Есть ли, кто меня сильней,

Выходи на бой скорей!

Целый час летал комар,

Нёс в лесу словесный пар.

Подлетел комар к ручью,

У ручья сел на краю.

Тут лягушка в разворот,

Перед ним открыла рот;

Облизнулась и молчит,

Ей такой обед не в стыд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"

Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...

Проект "Этот удивительный мир насекомых"

Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...

занятие "Этот удивительный мир насекомых".

·       ЦЕЛЬ:  обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

«Этот удивительный мир насекомых»

Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям дет...

Проект: "Этот удивительный мир насекомых"

Познавательно - исследовательский проект...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"

Задачи:коррекционно-образовательные:учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим  и визуальным признакам;расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умени...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...