Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Климчук Ирина Александровна

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;

Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового внимания, мелкой моторики рук, общей координации движений

воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых»

 (старший возраст)

Задачи: Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;

Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового внимания, мелкой моторики рук, общей координации движений

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Карточки с изображением насекомых; бумажные бабочки на палочках; плоскостные цветы; сюжетная картинка «На полянке»; карточки для моделирования; подборка картинок для игры «Четвертый лишний»;

музыка «Звуки природы»

Воспитатель:

- Ребята, вы помните сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»? Кого она пригласила к себе в гости? (бабочку, жуков, муравьёв, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)

- Как их всех можно назвать одним словом?

Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную полянку, где зеленеет молодая травка, цветы, птицы щебечут.

Музыка: «Звуки природы»

Воспитатель:  

Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Хочу пригласить вас в волшебную полянку.

-Сок цветов душистых пьет, Этот маленький скрипач

Дарит нам и воск, и мед. Изумрудный носит плащ.

Людям всем она мила, Он и в спорте чемпион,

А зовут ее … (пчела). Ловко прыгать может он.

(Кузнечик).

Он по веточке ползет, Всех жучков она милей,

Стебли, листики грызет. Спинка алая у неё.

На спине кружочки-

(жук). Черненькие точки.

(Божья коровка).

Волосата, зелена, Модница крылатая,

В листьях прячется она. Платье полосатое.

Хоть и много ножек, Ростом хоть и кроха,

Бежать она не может. Укусит – будет плохо.

(Гусеница). (Оса).

-Кто же спрятался на полянке? Отгадайте!

 От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает. (бабочка) (выставляет картинку)

А знаете, что многие бабочки, так же, как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края? Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц вылупляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка.

(показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)

У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.

(педагог раздаёт детям бумажных бабочек на палочках)

Воспитатель: Гусеница, оса, бабочка, кузнечик, муравей, жук. Ребята, назовите, одним словом. Кто это?  

Дети: Насекомые.

Дыхательная гимнастика:

Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них (короткий вдох через нос, не надувая щек, длительный выдох через рот)

Физкультминутка: «Самолеты и бабочки».

Ход игры: Дети двигаются врассыпную, по команде «Самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»).

-Летит – пищит, сядет – молчит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар) (выставляет картинку)

- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы-комары питаются лишь соком растений.

- Восемь ног, как восемь рук вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк – покупайте мухи шелк. (паук)

(выставляет картинку)

- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.

- Осенью в щель забивается, а весною просыпается.

(муха) (выставляет картинку)

- Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:

Чай душистый пьем, пыхтим: Дети ритмично потирают ладонь

- Уф-уф-уф-уф-уф-уф. о ладонь горизонтально

Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой

Мух-мух-мух-мух-мух-мух

А они в варенье сели, ритмично постукиваем пальцем

Ели-ели-ели-ели. о ладонь

Так нам мухи надоели!

Мы варенье быстро съели.

5) На ромашку у ворот опустился вертолет.

Серебристые глаза,

Кто же это? стрекоза (выставляет картинку)

- А знаете, что стрекоза поедает комаров. Посмотрите, какая она лупоглазая.

Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз. Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.

Зрительная гимнастика: педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева-направо, снизу-вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами.

-Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком

(пчела) (выставляет картинку)

- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает. Человек для пчел строит улья. Дикие пчелы живут в лесу в дупле.

Игра «Закончи предложение: (показ сюжетной картинки «На полянке»)

Пчела собирает…. (мед) Кузнечик стрекочет в… (траве)

Жук грызет…. (кору) Бабочка порхает над (цветком)

Муха разносит… (болезни) Божья коровка поедает (тлю)

Жук спрятался под… (травинку) Гусеница превратилась в (бабочку)

- Давайте, ребята, теперь обсудим, кто же такие насекомые, и чем они отличаются от других живых существ.

Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми.

У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок. Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.

Игра «четвертый лишний»

Поочередно появляются картинки с изображением насекомых, среди них проскакивают фотографии животных, птиц… Дети должны назвать лишние картинки.

-Скажите, друзья, нужны ли насекомые на земле, ведь многие из них кусаются, разносят болезни, губят растения?

На земле, в природе всё взаимосвязано, всё что создано природой, всё нужно. Без насекомых погибли бы птицы, не расцвели бы цветы, ведь насекомые их опыляют, перенося на своих мохнатых лапках пыльцу. Без насекомых не было б так красиво на Земле. Вы согласны?

Молодцы! Вы очень много знаете и хорошо отвечаете на вопросы. Давайте все вместе любить и беречь нашу природу, и она обязательно отблагодарит нас за это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯПо ознакомлению с окружающим и развитию речив старшей логопедической группе.Тема: «Беседа об овощах». Цель:Продолжать обогащать представление об овощах.Закрепить умени...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие по городу»

На занятии мы вспомнили с детьми, всё что видели во время экскурсии по городу, ёще раз закрепили знания о родном городе,...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим на тему: " К истокам русской старины"

Цель: формирование представлений детей о быте и культуре русского народа....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путём экспериментирования.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», &laqu...