Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятеьность
консультация по окружающему миру на тему

Якушев Владислав Юрьевич

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К. М. Симонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patroiticheskoe_vospitanie_cherez_muzyku.docx22.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НРАВСВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К. М. Симонов

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Система и последовательность работы музыкальных руководителей состоит из следующих тем в разных аспектах:

«Природа и музыка» Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. На музыкальных на занятиях в разделе «Слушание музыки» дети слушают инструментальную музыку, которая характеризует образы природы. В разделе «Музыкально-ритмические движения» дети с удовольствием передают эти образы.

 «Моя семья и я сам» При ознакомлении с музыкальным репертуаром, в разделе «Пение», мы обращаем внимание детей на характер музыкального образа и учим соотносить его с действительностью. В дальнейшем дети сами учатся правильно подбирать песенную интонацию.

«Воспитываем патриотов» Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках родины. Дети поют песни, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко и надолго запоминаются ребятами. Содержание музыкальных произведений созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми.

 «Русская музыка» Все народные песни, а т. ж. народные мелодии мы используем во всех разделах музыкально-образовательной деятельности. Народная музыка легка и мелодична, поэтому быстро усваивается детьми: хороводы, пляски, песни, инсценировки сказок. Потешки и прибаутки способствуют развитию певческих навыков у малышей, а в старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевок. Русские песни доступны для исполнения на детских музыкальных инструментах. Познакомившись с русской народной музыкой и полюбив её, дети в дальнейшем могут отличить её от музыки других народов и стран.

«Как рождается музыка и какой она бывает» Знакомясь с образцами народной, классической и современной музыки, как вокальной так и инструментальной, дети приобретают запас музыкальных интонаций, расширяют слуховые представления о разнообразных жанрах музыки. Это способствует воспитанию нравственных чувств, направленных на переживание своего отношения к мировой культуре, культуре своей Родины, к культуре самого себя.

Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду. Через музыкальные праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

В праздниках в детском саду отражаются разные темы: Каждый временной цикл заканчиваем тематическим праздником или развлечением – воспитание любви к природе («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»). Воспитание любви к матери и уважения к старшим («День матери», «День пожилого человека», «Женский день – 8 марта»)

Воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов («День защитника Отечества», «День Победы») Воспитание любви к детскому саду («День дошкольного работника, «До свиданья, детский сад») Воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку («Россия – Родина моя») Воспитание уважения к культурно-историческому наследию русского народа (Фольклорные праздники: осенние капустники, рождественские колядки, весенние заклички, пасхальные игры, праздник берёзки).

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность»

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К. М. Симонов

Академик Д. С. Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Наци ональная доктрине образования Российской Федерации. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственной культурой».

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является нравственно-патриотическое воспитание детей. Поэтому и я работаю над этой темой.

Дошкольный период – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. 

Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. И этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего развития и становления личности юного гражданина

Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание.

Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Это: Семья и ближайшее окружение» Воспитание любви к матери, уважение к старшим«Детский сад – мой второй дом» Воспитание любви к детскому саду. «Родной свой край люби и знай! Воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку. «Россия – Родина моя» Воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». «Великая Победа».

Тематические утренники Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. 23 февраля –День Защитника Отечества, «Слава армии любимой - самой лучшей на земле».

Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме на музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Такие поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы» Г. Реброва. Это и встречи с ветеранами ВОВ, экскурсия к памятным местам.

После праздничного утренника, посвящённого Дню Победы, мы с детьми ходим каждый год на площадь к памятнику погибших воинов с цветами и шарами. Торжественное возложение, минута молчания.

К этим праздникам дети готовят : Выставка рисунков «Наша армия – родная» Изготовление поделок для пап и дедушек. Фотовыставки «Мой папа – военный».

Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

«Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!» И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).

Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери.).

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Это “Праздник Осени”, зимние и весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.), походы в лес, изготовление кормушек для птиц.

Осенний праздник в этом году мы проводили в русском народном жанре: все дети были одеты в русские народные костюмы, пели песни о России, песни о маме, играли в русские народные игры, водили хороводы, читали потешки, танцевали кадриль, говорили о своём посёлке. В группах оформлены уголки «Моя Родина – Россия».

Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», « Баба Яга» П. И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля»Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера.

Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая, Слонов  и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.

Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.

Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.

На занятиях рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.

Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.

Ст, Подг. дети посетили музей «Русская изба» в Доме Культуры «Гоняк». Получили (увидели, сами потрогали) представление о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта более глубокими и осознанными.

Нравственно-патриотическое воспитание - Это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной посёлок.… Мы говорим детям, что наш посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Таким образоморганизуя такие праздники, мы одновременно учим  и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького...

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально — образовательной деятельности»

quot;Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально — образовательной деятельности" Из опыта работы. Дошкольный период –наиболее благоприятен для э...

«Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»

laquo;Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - мале...

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально — образовательной деятельности»

Дошкольный период –наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и гл...