«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально — образовательной деятельности»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Стешина Татьяна Геннадьевна

"Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально — образовательной деятельности" Из опыта работы. Дошкольный период –наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Поэтому-то все, что усвоено в дошкольном периоде – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной.Нравственно — патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего развития и становления личности юного гражданина.Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                Стешина Т.Г.,

                                                                                  музыкальный руководитель,

                                                                                  МБДОУ детский сад № 9

                                                                                  «Земляничная поляна»

                                                                                  г. Ульяновск

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников посредством  музыкально — образовательной деятельности»

                                                  «Только тот, кто любит, ценит и     уважает

                                                  накопленное и сохранённое предшествующим

                                                   поколением, может любить Родину, узнать её,

                                                   стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации: – чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; – исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гражданственности и патриотизма,  отношение к тому месту, где ребенок живет.

В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” говорится о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

     Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей.  Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны и восприимчивы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.

         Актуальность выбранной темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника Валентина Григорьевича Распутина.

 

        Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

        Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Поэтому мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи:

 – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

 – формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– развитие интереса к традициям и культуре;

 – знакомство детей с гимном государства; – чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, День матери, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.

    Интересен сценарий, посвященный дню матери, «Мамы народов Поволжья». Мамы и дети в национальных костюмах приветствовали детей, путешествующих по республикам Поволжья, на своем национальном языке, играли в национальные игры, угощали  национальными блюдами, инсценировали сказки.

         Чувство любви к родной природе-еще одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекта, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. Интересно прошло осеннее развлечение «По симбирским просторам снова осень шагает». К детям в гости в родную сторонку отпросилась у чудища Настенька, героиня сказки «Аленький цветочек»   русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, записанная им «со слов ключницы Пелагеи». С.Т.Аксаков – наш земляк.

 В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В детском саду создан уголок с символикой: флаг России,  герб РФ и Ульяновской области, что облегчает знакомство детей с символикой. Дети совершают экскурсии по реке Свияге,  Волге.  И, конечно, знакомим с  родным городом.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Мы проводим день рождение города, чаще всего в форме путешествия по родному городу, мы виртуально выходим на разных остановках, осматриваем достопримечательности, поем, танцуем или играем, в зависимости от того места, где находимся.

      Традиционны для нашего ДОУ являются развлечения или тематические НОД, посвященные  дню российского флага, Дню России, Дню народного единства, Дню семьи, любви и верности.

            Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, что приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Включение песенного жанра фольклора обогащает речь и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Известно, что маленькие дети легко запоминают услышанное, еще недостаточно владея устной речью, маленький человек пытается подражать пению взрослых. Несложные русские народные мелодии и хороводы дети осваивают очень быстро, особо одаренные могут исполнять даже сложные песенные мелодии. Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. В нашем детском саду проводятся такие праздники, как Масленица, Пасха, фестиваль сказок народов Поволжья.

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания

имеет тема «Защитников Отечества».

23 февраля- День Защитника Отечества, «Слава армии любимой –самой

лучшей на земле». В рамках проведения мероприятий в честь Дня Защитника Отечества нами был разработан сценарий «Богатырские забавы», который призван формировать представление о героическом прошлом народа

Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской, а

также воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

         Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Смотр песни и строя». Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится музыкальный конкурс патриотических песен, приуроченный ко дню Победы. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

          Таким образом, воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроение ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств. Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.

Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
  3. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007г.
  4.  Подшибякина С.Ю. «Хоровод круглый год» изд. «Учитель», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"

Патриотическое воспитание формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к  своим близким, родному краю.Для ребенка - дошкольника Родина – э...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игровую деятельность"

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательно-образовательной системы. За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это коснулось и нравстве...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Презентация "Реализация задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в образовательной области "Речевое развитие"

Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми автор...