Формы привлечения родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_slezina_l.i.docx19.01 КБ
Файл vystuplenie_slezina_l.i.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЕК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методическом объединении для воспитателей старшего дошкольного возраста

Тема: «Формы привлечения родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников»      

                                                                       

                           Воспитатель:

Слезина Лариса Ивановна

г.о. Новокуйбышевск

2017 г.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. Казалось бы, о роли семьи в воспитании детей сказано многое. Но, будучи воспитателем, приходится порой задумываться о том, как помочь семье эффективно использовать весь воспитательный потенциал, как понять специфику воспитания в отдельной семье, характер влияния на воспитание каждого участника процесса, не навредить, а стать добрым помощником родителям.

Отмечается пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые воспитатели предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.                                                            

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • Экологическое просвещение - предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища и т. п.;
  • Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; сочинение экологических сказок и оформление книг; проектно-исследовательская деятельность.

Работу следует проводить в двух направлениях:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок - родитель.

Принципы взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих группу:

1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится моя работа с родителями. В общении с родителями для меня неприемлемы категоричность, требовательный тон.

 2. Личностный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, надо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Взаимодействие семьи и педагога. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Всю работу надо проводить дифференцированно. При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации установочного родительского собрания сначала уместно провести анкетирование по вопросам экологии, для планирования дальнейшего общения по данному вопросу. Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители прочитали ее. После консультации можно побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, наблюдать природу по пути в детский сад или домой, с обсуждением увиденного. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, газеты. Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Важные моменты: все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Библиографический список   

  1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология /С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480с.  
  2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.  
  3. Егорова О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.  
  4. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /
  5. Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С.87-94.  
  6. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
  7. Мартынович В. А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.

 



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЕК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методическом объединении для воспитателей старшего дошкольного возраста

Тема: «Формы привлечения родительской общественности к воспитанию экологической культуры дошкольников»      

                                                                       

                           Воспитатель:

Слезина Лариса Ивановна

г.о. Новокуйбышевск

2017 г.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. Казалось бы, о роли семьи в воспитании детей сказано многое. Но, будучи воспитателем, приходится порой задумываться о том, как помочь семье эффективно использовать весь воспитательный потенциал, как понять специфику воспитания в отдельной семье, характер влияния на воспитание каждого участника процесса, не навредить, а стать добрым помощником родителям.

Отмечается пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые воспитатели предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.                                                            

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • Экологическое просвещение - предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища и т. п.;
  • Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; сочинение экологических сказок и оформление книг; проектно-исследовательская деятельность.

Работу следует проводить в двух направлениях:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок - родитель.

Принципы взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих группу:

1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится моя работа с родителями. В общении с родителями для меня неприемлемы категоричность, требовательный тон.

 2. Личностный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, надо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Взаимодействие семьи и педагога. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Всю работу надо проводить дифференцированно. При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации установочного родительского собрания сначала уместно провести анкетирование по вопросам экологии, для планирования дальнейшего общения по данному вопросу. Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители прочитали ее. После консультации можно побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, наблюдать природу по пути в детский сад или домой, с обсуждением увиденного. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, газеты. Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Важные моменты: все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Библиографический список   

  1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология /С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480с.  
  2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.  
  3. Егорова О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.  
  4. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /
  5. Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С.87-94.  
  6. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
  7. Мартынович В. А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Сценарий нетрадиционного родительского собрания по воспитанию экологической культуры дошкольников

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование  экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....

Сценарий нетрадиционного родительского собрания по воспитанию экологической культуры дошкольников

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование  экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....

Родительское собрание в форме деловой игры "Воспитание экологической культуры дошкольников"

Форма проведения: деловая игра.Участники: родители, педагоги.Цель:Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование экологически грамотного взаимодействия с окружающ...