Информационно - исследовательский проект на тему: « Пернатые архитекторы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тюкова Татьяна Анатольевна

Цели проекта: Формирование экологических знаний, основ экологической культуры, бережного отношения к пернатым.

Задачи:

1. Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках .

2. Закрепить представления о местах гнездования птиц и особенностях строения гнезд.

3. Познакомить с пословицами и поговорками о птицах.

4. Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад  64»

государственного  бюджетного общеобразовательного учреждении Самарской области основной общеобразовательной школы  34

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Информационно - исследовательский проект  на тему:

« Пернатые архитекторы»

                                                                   

                                                                                       

Руководители проекта:

                                                           воспитатели: Тверскова И.А.,

Тюкова.Т.А.

г.  Сызрань

2017 год

Тема месяца:

Тема недели «» ()

Тема проекта: « Пернатые архитекторы»

Тип проекта: Информационно - исследовательский

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  

                                  родители, воспитатели

Сроки реализации: краткосрочный (с  по  ).

Форма проведения: групповой

Актуальность:  

Птицы – это часть живой природы. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание, либо громким мелодичным пением, либо яркой окраской оперения, либо интересным поведением. Для  выведения потомства птицы строят разнообразные сооружения, называемые гнёздами. Не  имея на вооружении инструментов и современных строительных материалов, умудряются строить такие конструкции своего жилья, что просто диву даешься, как сложно и хитро устроена природа. Сооруженные ими замысловатые «домики», а также «инструменты» (клюв, ноги, иногда крылья), используемые при строительстве, всегда привлекают внимание наблюдателей. Интересно и «распределение» по профессиям: здесь имеются «корзинщики» и «ткачи», «землекопы» и «каменщики», «плотники» и «гончары». К сожалению, птицам грозит беда: в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. А это значит, что нашей планете грозит экологическая катастрофа! Необходимо напоминать всем людям (а в особенности детям), что мы должны беречь птиц ради сохранения жизни на Земле.

Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.

Цели проекта: Формирование экологических знаний, основ экологической культуры, бережного отношения к пернатым.

Задачи:

1. Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках .

2. Закрепить представления о местах гнездования птиц и особенностях строения гнезд.

3. Познакомить с пословицами и поговорками о птицах.

4. Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.


Этапы работы над проектом:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Поисковый

(мотивационный)

1. Проблемная ситуация:

Прочитав произведение Виталия Бианки «Лесные домишки» дети заинтересовались, а есть ли еще необычные по форме и месту расположения птичьи гнезда?

2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?»

1.Формулируют проблему с помощью  взрослых.

2. Входят в проблемную ситуацию.

II этап

Аналитичес-

кий

I.  Разработка  плана  реализации основного этапа проекта:

- сформулировать цель и задачи проекта;

- составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности;

- выбрать приемлемые методы и приемы работы с детьми.   

II. Сбор и анализ материала:

1. Изучить  данную  проблему по материалам Интернета, газетных публикаций.

2. Наблюдения за гнездами птиц около дома, детского сада, парка.

3.  Подбор:

- художественной литературы по теме проекта: А.Н.Тумбасов «Гнездышко», Н.А.Гладков «Тише, Птицы на гнездах»,  В.Чаплина. «Прилетели грачи», «Птицы под нашим окном»., «Птицы в нашем лесу», В. Флинт. «Птицы», В. Пермяк «Птичьи домики», .Г.Ладонщиков. «Наши друзья», .Скребицкий. «Берегите птиц», «Крылатые соседи», В.Бианки. «Грачи весну открыли», «Лесные домишки»,Синичкин календарь., Л.Кламбоцкая. «Зимующие птицы», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», П.Барто "Птичьи разговоры".,"Птичий хоровод", "О чем поют птицы", "Пусть поют птицы",.Н.Сладков. «Птицы весну принесли», «Соловей поет»,  А. Шевченко «Гнезда», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Зощенко М. М «Умная птичка»,. Энциклопедия «Птицы» и др.

  - материала для создания авторских видеоресурсов (презентации «Какие бывают гнезда?», «Самые красивые гнезда мира», «Кто, где строит гнездо?».).

- сюжетных картин для  составления рассказов на тему «Грачи прилетели», «Встречаем птиц», «Скворечник”.

-Развивающие мультфильмы «Чем важны птицы», «Гнезда птиц», «Птицы весной». «КОАПП. Что услышала медуза»

-. аудиозаписей «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц».

 - фотоматериала: “Птицы в нашем городе”.

- демонстрационного материала «Птицы», «Птичьи гнезда»

- дидактических  игр  «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» «Путаница», «Кто лишний?», «Чьи? Чей? Чья? Чьё?», «Найди свое гнездо», «Кто самый нужный?»; лабиринт «Найди свой дом», «Собери картинку», «Найди гнездо».

- подвижных игр: «Ласточки», «Голуби и кот», «Птицелов», «Перелетные птицы», «Грачи»,, «Птица без гнезда», «Вороны-воробьи», «Птицы»

- атрибутов к сюжетно- ролевым  играм « Птичий питомник», «Лесная школа».

III.Взаимодействие с семьями воспитанников:

1. Привлечь родителей к поиску  в интернете информации по темам «Какие бывают гнезда?», «Самые красивые гнезда мира», «Кто где строит гнездо?», «Интересные факты из жизни птиц»

1. Распределяются

по группам.

2. Распределяют роли.

3. Осознают свою

задачу (что он должен делать?)

4. Предполагают

источники информации:  спросить у взрослого; работа с интернетом; работа с книгой;  провести исследование.

5. Вступают в коммуникативные

отношения с целью получить информацию.

6. Осуществляют процесс

планирования с помощью

взрослого.

III этап

Практический

(совместная деятельность детей, родителей и воспитателей)

Познавательно-исследовательская  деятельность:

1. Беседа с использованием ИКТ  на тему: «Птицы нашего города», «Гнезда птиц»

2. Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».

3. Экскурсия в парк: Наблюдение за птицами, наблюдение за строительством гнезд.

4. Создание собственного ресурса (презентации), «Какие бывают гнезда?», «Кто, где строит гнездо?», «Интересные факты из жизни птиц»

5. Просмотр и обсуждение развивающих мультипликационных фильмов «Чем важны птицы», «Гнезда птиц», «Птицы весной».

6. Прослушивание аудиозаписей «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц».

8. Изготовление альбомов «Пернатые архитекторы» , «Птицы нашего города». «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы Красной книги», «Птицы – герои сказок».

9. Создание презентации  на тему «Самые удивительные птичьи гнезда»

Игровая  деятельность:

1. Сюжетно- ролевая игра  « Птичий питомник», «Лесная школа».
2. Дидактические игры: «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» «Путаница», «Кто лишний?», «Чьи? Чей? Чья? Чьё?», «Найди свое гнездо», «Кто самый нужный?»; лабиринт «Найди свой дом», «Собери картинку», «Найди гнездо».

- подвижных игр: «Перелетные птицы», «Грачи»,, «Займи гнездо».

3. Подвижные игры: «Ласточки», «Голуби и кот», «Птицелов», «Перелетные птицы», «Грачи»,, «Птица без гнезда», «Вороны-воробьи», «Птицы»

Коммуникативная деятельность:

1. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Грачи прилетели», «Встречаем птиц», «Скворечник”.

2. Беседы и обсуждения на тему: «Зачем птицы строят гнезда», «Весенние заботы птиц», «Тайны птичьего мира».

3. Рассматривание фотоиллюстраций: «Интересные гнезда птиц».

4. Составление сборника загадок, стихов и сказок «Наши пернатые друзья!».

Восприятие художественной литературы и фольклора:

1. Заучивание стихотворения «Не разоряйте птичьи гнёзда!».
2. Чтение и обсуждение Китайской народной сказки «Как птицы учились строить гнёзда»,

3. Обсуждение пословиц и поговорок о птицах.

 Изобразительная деятельность:

 1. Рисование: «Наши пернатые друзья».

2. Творческая мастерская «Гнездышко»

3. Выпуск газеты «Не разоряйте птичьи гнёзда!».

Музыкальная деятельность:

 1.Слушание музыкальной композиции Григ « Птичка» Фортепьяно, «Песня птиц» из оперы «Снегурочка», Н, Римского-Корсакова, мелодии песни «Жаворонок» муз. М. И. Глинки

2. Разучивание и исполнение песни «Про птиц» И. Ефремов - В. Голованов и А. Тимофеевский

 Двигательная деятельность:

1. Подвижные игры: «Ласточки», «Голуби и кот», «Птицелов», «Перелетные птицы», «Грачи»,, «Птица без гнезда», «Вороны-воробьи», «Птицы»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1.Оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», «Птицы- наши пернатые друзья»

2.  Совместное творчество  детей и родителей,  направленное  на изготовление творческих работ по теме «Наши пернатые друзья», создание подбор материала для оформления альбомов «Пернатые архитекторы» , «Птицы нашего города». «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы Красной книги», «Птицы – герои сказок».

3. Участие в создании сборника  загадок, стихов, сказок «Наши пернатые друзья»

1. Ребенок

индивидуально, самостоятельно или в

группе выполняет

запланированные

действия.

2. При необходимости консультируется с руководителем проекта.

IV этап

Презентацион ный

1. Презентация «Самые удивительные птичьи гнезда»

2. Организация выставки творческих работ детей и родителей «Наши пернатые друзья».

Проводят презентацию для сверстников, родителей и сотрудников ДОО.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Не разоряйте птичьи гнёзда!

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

ПЕСНЯ ПРО ПТИЦ (из мультфильма «Что услышала медуза» )

слова В. Голованова и А. Тимофеевского
музыка И. Ефремова

Птицы часто нам встречаются в природе:
На озерах, и в пустынях, и в лесах. -
Если надо, птицы плавают и ходят,
А не надо – так летают в небесах.

Припев:

Не напрасно, не напрасно
Так прекрасны щебетанье и полет, -
Как прекрасно, как прекрасно
Птица по небу летает и поет!

Птиц по щелканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну а если им мешают – не поют.

Припев.

Каждый год они птенцов своих выводят
На озерах, и в пустынях, и в лесах, –
Пусть и эти тоже плавают, и ходят,
И летают, и щебечут в небесах.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Информационно-исследовательский проект на тему «История дорожных знаков»

Цель: Способствовать развитию первых навыков в умении находить нужную информацию об истории дорожных знаков в различных источниках. ...

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Информационно-творческий проект «Наши пернатые друзья» старший дошкольный возраст

В ходе реализации данного проекта у детей закрепятся знания о зимующих птицах, сформируется любовь к живой природе бережное и заботливое отношение к природе. Кроме того они научатся работать в коллект...

Информационно-исследовательский, творческий проект "Маленький архитектор"

Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека – красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоп...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...