Проект "Помощники лесничего"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эксперимент 339.79 КБ
Файл проект "Помощники лесничего"37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперимент «Маскировка»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для формирования у детей представлений о приспособленности зайца и белки к жизни зимой.

2. Создать условия для развития исследовательской мотивации.

3. Формировать заботливое отношение к животным.

4 Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.

Оборудование: фигуры зайца, белки; фон белый, зеленый, серебристый.

Организация детских видов деятельности:

- совместная деятельность ребенка со взрослым;

- совместная деятельность ребенка со сверстником;

- игровая деятельность;

- исследовательская деятельность;

Ход эксперимента:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/задачи

Появляется письмо.

Показываю картинки куницы, лисы и волка.

Воспитатель зачитывает письмо: Дорогие ребята, помогите нам спрятаться от наших врагов: куницы, лисы, волка.

В: Ребята, от кого же это письмо?

В зависимости от ответов детей задаю вопросы: Куница – это враг какого животного? Лиса и волк- это враги какого животного в лесу?

В: Значит письмо от белки и зайца.

А как мы им сможем помочь?

В зависимости от вариантов детей предлагаю замаскировать белку и зайца.

В: Как это сделать? Что такое маскировка?

В зависимости от ответов детей предлагаю провести опыт.

Дети рассуждают.

Ответы детей.

Дети предлагают разные варианты.

Дети отвечают.

Условия для речевой активности.

Условия для исследовательской мотивации.

Появляется белый ватман и силуэты зайцев.

Появляется снег из ваты, фигура лисы, варежки белые.

Дети становятся на расстоянии от ватмана. Обращаю внимание детей на белый ватман, на который прикреплены силуэты зайцев.

В: Ребята, на что похож белый лист? В зависимости от ответов детей прикрепляю голые, заснеженные деревья.

В: Что вы видите в зимнем лесу?

В зависимости от ответов детей подходим ближе к зимнему лесу.

Совместно с детьми приходим к выводу, что это зайцы.

В: Почему мы их не заметили сразу? Что помогло зайцам спрятаться от нас?

Совместно с детьми приходим к выводу, потому что они белые.

В: Белые, как что?

Дети: как снег.

Подвожу детей к мысли, что именно белая шубка зайцев не заметна на снегу.

Предлагаю детям игру: «Спрячь зайца».

Воспитатель берет на себя роль лисы, а дети зайцы. Дети одевают варежки на одну руку. По сигналу воспитателя: «Прячьтесь зайцы, идет лиса!» Дети кладут руки на снег. Кто не успевает, того лиса ловит, прикасаясь к руке и уносит в нору. Игра заканчивается тогда, когда остается один заяц, который становиться лисой.

Условия для исследовательской деятельности.

Условия для взаимодействия детей в игровой деятельности.

Условия для речевой активности.

Появляется картинка куницы.

Появляются картинки: зимний лес

(голые, серые деревья на фоне белого снега) и осенний лес

(осенние деревья на фоне осеннего леса).

Появляется силуэты белок в разной шубке

 В: Значит, как мы можем помочь зайцу спрятаться от врагов?

В: Как, же помочь белке спрятаться от куницы?

В зависимости от ответов детей задаю вопросы:

Где живет белка? А дерево зимой какого цвета? А дерево осенью какого цвета? Какого цвета у белки шубка осенью? Меняет ли шубку белка зимой? Какого цвета она становиться? В какой лес поселим белку в рыжей шубке, а в какой лес белку в серебристой шубке?

Подвожу детей к выводу, что белке поможет спрятаться от куницы то, если она поменяет шубку зимой в серебристый цвет.

Предлагаю провести эксперимент.

Ответы детей.

Дети смотрят картинки.

Условия для речевой активности.

Появляются листы серебристого и оранжевого цвета и силуэт белки серебристого цвета

Предлагаю детям встать на расстоянии от листов. Затем предлагаю узнать какой зверек пробежит мимо серебристого листа, и какой мимо оранжевого листа. Дети внимательно смотрят. Совместно с детьми приходим к выводу, почему на рыжем фоне мы с первого раза догадались, что это белка. А на серебристом фоне затруднялись узнать зверька.

Вывод: Белка зимой в серебристой шубке менее заметна для куницы, а значит ей легче спрятаться от врага.

Условия для исследовательской деятельности.

Условия для совместной деятельности.

Условия для речевой активности.

Условия для игровой деятельности.

В: Что мы ответим белке и зайцу о том, как спрятаться от врагов?

Давайте кто-нибудь будет изготавливать шубки для белки и зайца, а кто-то будет писать письмо.

Ответы детей.

Рефлексия

C:\Users\Andrey228\Desktop\фото\P1120046.JPGC:\Users\Andrey228\Desktop\фото\P1120047.JPG

C:\Users\Andrey228\Desktop\фото\P1120032.JPG



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ФИО участника

Тюкпиекова Ольга Степановна

Территория

Республика Хакасия, г.  Абакан

Место работы

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»

Должность

воспитатель

Название проекта

«Помощники лесничего»

Тема проекта

«Дикие животные нашего леса»

Тип проекта

информационно-творческий

Сроки реализации

неделя

Цели проекта

 создание социальной ситуации развития в процессе проектной деятельности «Помощники лесничего»

Задачи проекта

  • способствовать развитию познавательной мотивации;
  • создать условий для выбора форм активности, способов деятельности;
  • создать условия для установления взаимосвязи природы и жизни диких животных нашего леса с приходом зимы;
  • способствовать развитию интереса к изменениям в природе с приходом зимы;
  • создать условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе;
  • создать условия для формирования первоначальных представлений детей об экологической культуре;
  • стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений; 
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • создать условия для осознания ребенком себя, как участника «общего дела»;
  • формировать представления детей о макете;
  • создание условий для выбора детьми форм активности, способов деятельности

Проблемное поле проекта

чтобы принять участие в помощи лесничему, нужно как можно больше узнать про зимовье зверей

Этапы проекта

Подготовительный: подбор иллюстративного и практического материала; чтение художественных произведений; знакомство детей с макетом; подбор смежных занятий и понятий, которые можно изучить в ходе проекта;

Основной: проведение группового сбора: инициация проекта (просьба о помощи лесничего), заполнение модели трех вопросов, составление плана совместно с детьми (мыслительная карта); привлечение родителей к проекту; реализация проекта в течении недели; изготовление макета, мобилей и блокнотов;

Заключительный: презентация макета и блокнотов детей «Наблюдения юного лесничего», вручение детям значков «Помощник лесничего»

Итоги проекта

- макет «Зимний лес»;

- блокноты «Наблюдения юного лесничего»;

- рефераты о животных;

- мобили;

                       Педагогический проект «Помощники лесничего»  

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: неделя.

Образовательное событие: Макет «Зимний лес»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе проектной деятельности «Помощники лесничего»

Задачи педагога:

  • способствовать развитию познавательной мотивации;
  • создание условий для выбора форм активности, способов деятельности;
  • создать условия для установления взаимосвязи природы и жизни диких животных нашего леса с приходом зимы;
  • способствовать развитию интереса к изменениям в природе с приходом зимы;
  • создать условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе;
  • создать условия для формирования первоначальных представлений детей об экологической культуре;
  • стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений; 
  • активизировать в речи слова: нора, норка, дупло, логово, берлога, маскировка, дикие животные, хищники, травоядные, лесничий, солонцы, кормушки, спячка;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • создать условия для осознания ребенком себя, как участника «общего дела»;
  • формировать представления детей о макете;
  • создание условий для выбора детьми форм активности, способов деятельности;

Организация детских видов деятельностей:

  • совместная деятельность детей со взрослыми;
  • совместная деятельность ребенка со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность детей;

План реализации этапов педагогического проекта «Помощники лесничего»

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Деятельность детей, родителей, специалистов детского сада

Организационно – подготовительный этап

Пятница

вторая половина дня

  Вечерний групповой сбор.

Цель-актуализация познавательного опыта, создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, сформулировать план работы.

Воспитатель собирает детей вокруг себя. Обращает внимание детей на фотографии с изображением диких животных на фоне зимнего леса. Фотографии развешаны по всей группе.

В: Что вы видите на фотографиях? Сообщаю, что пришла посылка, а в посылке находились эти фотографии и письмо.

 Открываю письмо и зачитываю: «Здравствуйте дети группы «Малинка» с наступлением сильных морозов я не успеваю навести порядок в нашем лесу, поэтому решил обратиться за помощью к вам».

В: Ребята от кого письмо? Кто заботиться в лесу о животных?

В зависимости от предположений детей показываю картину, где изображен лесничий, помогающий животным. Вместе с детьми рассматриваю картину. При рассматривании задаю вопросы: Кто изображен на картине? Что делает лесничий в лесу? Что вы видите на заднем плане картины? Какие животные показаны на картине? Легко ли жить в лесу и заботиться о животных?

В: Поможем лесничему? Кем мы будем, когда будем помогать? Вы хотели бы стать помощниками лесничего? Что для этого нужно сделать?

Дети рассуждают, делают свои заключения.

Воспитатель просит заполнить детей модель трех вопросов:

                                                                                                                                           

В: Что вы знаете о жизни диких животных в лесу зимой?

Дети рассуждают.

В зависимости от рассуждений детей задаю наводящие вопросы:

В: Какие животные живут в нашем лесу?

Дети рассматривают картины и называют:

-Лиса (Даша)

-Заяц (Максим)

-Волки, медведи, белки (все вместе)

В: Почему этих животных называют дикими?

-Они живут в лесу-(Оля)

В: Чем питаются звери?

Дети отвечают: ягодами, травой, желудями, грибами.

В: Зимой в лесу есть ягоды, грибы, желуди?

Дети отвечают: Нет

В: Тогда чем-же?

Дети рассуждают.  

В: Чем питается заяц зимой?

Ответы детей: морковкой, капустой.

В: В лесу растет морковка и капуста?

В: Чем питается волк? Лиса? Еж? Медведь? Белка?

-Белка питается грибами-Артем К.

-Медведь малиной-Максим.

-Лиса охотиться на зайца-Оля.

-Медведь спит зимой-Егор.

-Еж травой-Кристина.

В: Какой травой?

Даша задает вопрос: Зеленная травка где прячется зимой?

В: Травка прячется под ….

Дети отвечают: под снегом.

Артем К. задает вопрос: Где прячутся червячки?

Дети отвечают: червячки спят в своих домиках.

В: Вы знаете, где живет белка зимой? Заяц? Медведь? Волк? Еж?

Дети рассуждают.

В: Какие животные еще живут в нашем лесу кроме тех, о ком мы поговорили?

Дети отвечают: Кабан, Лось.

В: Еще какие?

Дети задумались.

В зависимости от рассуждений воспитатель задает вопрос: Что вы хотели бы узнать о жизни диких животных с приходом зимы?

-Почему заяц меняет шубку? – Егор.

Воспитатель спрашивает: Что нужно сделать, чтобы узнать?

-в книгах-(Егор)

- в энциклопедиях-(Оля)

- в групповой библиотеке- (Артем)

- в ноутбуке-(Егор)

- спросить у мамы-(Настя)

-спросить у сестры старшей- (Никита)

Составление мыслительной карты.

В: Для того, чтобы стать помощниками лесничего нам нужно знать, что?

Воспитатель предлагает составить план в виде паутинки и предлагает

картинки-схемы.

В: Что знает лесничий о диком животном, чтобы нам тоже об этом знать?

Дети при помощи наводящих вопросов предложили узнать: какой у животного голос; различать по хвосту, по шерсти, по носу; чем питается; какие враги; как готовиться к зиме; что делает в лесу зимой;

Воспитатель просит заполнить детей модель трех вопросов:

В: Что вы знаете о лесничем?

-Живет в лесу-Егор

В: Почему он живет в лесу? Что он делает?

Артем, посмотрев на картину сказал: несет траву животным.

Дети задумались и затрудняются ответить.

В: Что вы хотите узнать о лесничем?

-Что он делает в лесу? – (Артем К.)

- Зачем он несет сухую траву? (Артем В.) (задал вопрос по картине)

Воспитатель просит заполнить детей мыслительную карту:

Дети при помощи наводящих вопросов и картинок-схем предложили узнать: Где живет лесничий? Что он делает в лесу? Что лесничему нужно для работы?

 Воспитатель спрашивает: Что нужно сделать, чтобы узнать?

-спросить у взрослых - (Кристина)

- посмотреть по картинкам - (Артем)

- посмотреть в ноутбуке – (Егор)

-прочитать в книге – (Настя)

-спросит у мамы – (Даша)

Дети находят фотографии.

Дети рассматривают картину и рассказывают о том, что видят на картине.

 

Дети выбирают, называют соответствующие картинки-схемы и помещают на паутинке.

Организовать участие родителей во всех мероприятиях.

Предлагаю родителям на выбор детей побеседовать о  диком животном.

Содержательно – поисковый этап

Понедельник

первая половина дня

Утренний групповой сбор. 

В: Как мы покажем лесничему, что мы готовы стать помощниками?

В зависимости от рассуждений детей предлагаю сделать макет, затем отправить фотографию макета лесничему.

Показываю детям основу под макет.

В: Как будет называться макет? Что будет на нашем макете?

Дети предлагают: деревья, снег кругом, домик лесничего, кормушки для животных и сами животные.

ОД «Записки лесничего» - изготовление блокнотов.

Дидактическая игра «Хищники и травоядные»

Игра-инсценировка «Изобрази животного»

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Чтение рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса;

Дети рассказывают о том, что узнали вместе с родителями.

Изготовление блокнотов.

Предложить  родителям совместно с ребенком создать и заполнять блокнот.

Предложить родителям создать рефераты о зверях.

Предложить родителям сделать совместно с детьми оригами по схеме. Принести сухие ветки.

вторая половина дня

Настольно-печатная игра: «Четвертый лишний»

Слушание голосов диких животных.

Чтение стихотворения «Лесничий»

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у лесничего»

Хороводная игра «Медведь»

Дети рассматривают иллюстрации, книжки, энциклопедии.

Вторник

первая половина дня

Эксперимент «Маскировка» (заяц, белка)

Лепка «Ежик Пых».

 Чтение рассказов «Белкина сушильня» В. Бианки, «Как заяц зимой живет?» Г.Скребицкий.

Дидактические игры «Найди свой домик»

Игра-наблюдение «По следам диких животных» (на прогулке)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Предложить детям развивающее лото «Угадай животных» (загадки, картинки)

Настольная игра «Путаница» (Художник перепутал животных и их жилища)

Предложить родителей сделать домик для лесничего по схеме.

Обращаюсь за помощью к музыкальному руководителю для подбора произведений для слушания.

вторая половина дня

Ручной труд «Снег кругом, кругом»» (изготавливаем зимний лес для макета)

Диалоги-драматизации «Как животные готовятся к зиме».

Хороводная пляска: «Медведь с пирогами».

Чтение Л. Толстой «Бурый медведь»

Подвижная игра «Белки и куница»

Предложить изготовить из предложенного материала шубки для животных. Дети помещают животных в нарисованный зимний лес

Музыкальные произведения для самостоятельного прослушивания.

Среда

первая половина дня

Коллективное рисование «Зимний лес» (поролоном)

Игра-рассуждение «Почему медведь, барсук, суслик зимой спят?»

Дидактическая игра «Кто что любит?»

Чтение сказки «Не хочу носить колючки»

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Предложить детям раскраски-рисовалки, игру «Лото»

Обращаюсь к музыкальным руководителям для того, чтобы подобрать маски для инсценировки.

Предлагаю родителям принести коробки от спичек.

вторая половина дня

Драматизация сказки «Зимовье зверей»

Игровая ситуация «У Зайчонка день рождения»

 

Чтение А.Прокопьев «Белка»

Предложить настольные игры: «Кто, где живет?», «Чей малыш?», «Чей хвост?», «Чья тень?»

Четверг

первая половина дня

ОД Математика. Игровые упражнения: «Спрячь зайца», «Помоги белочке и мышке сделать припасы».

Моделирование геометрических фигур (волк, лиса, заяц, медведь).

Дидактическая игра «Прятки» (предлоги «за», «под», «в», «на»)

Чтение «Белая шубка», «Зайчишке повезло» Г.Скребицкий.

Чтение «Еж и заяц» Братья Гримм

Подвижная игра «Белкин дом»

Игры-лабиринты «Помоги зайцу прийти в гости белке, не встретив лису», «Помоги белке допрыгать до дупла, не встретив куницу», «Помоги медведю прийти к бочонку меда»

Предлагаю родителям сделать совместно с детьми  животных из геометрических фигур. (аппликация)

вторая половина дня

Ручной труд «Кормушки для зверей» (из спичечных коробок)

Музыкальная игра «Кто как голос подает?»

Пальчиковый театр по сказке «Заячья избушка»

Чтение «Лис и мышонок» В.В. Бианки

 

Результативный этап

Пятница

первая половина дня

Утренний групповой сбор.

- составление мыслительной карты. (Что мы знаем о лесничем?);

- презентация «Записки помощников лесничего» по блокнотам и рефератам (Что мы знаем о диком животном?);

-создание макета (заключительный этап);

-вручение значков «Юный лесничий»

Дидактическая игра «Угадай зверя по описанию»

Подвижная игра «Волк, во рву»

Дети рассказывают, что узнали о работе лесничего, а

по блокнотам, что узнали о диких животных.











 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Юные лесничие!».

Уточнение знаний детей о деревьях, их разновидностях. Формирование у детей грамматического строя речи: образование прилагательных.  Воспитание интереса к природе и бережного отношения к ней...

конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Лесник, лесничий- это кто?"

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по теме "Лесник,лесничий- это кто?)  Самостоятельная деятельность детей в центрах развития...

Творческая работа учащихся МБДОУ г. Майкоп, рисунок на тему: "Профессия лесничий", гуашь.

Творческая работа учащихся МБДОУ г. Майкоп, рисунок  на тему: "Профессия лесничий", гуашь....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Знакомство с трудом Лесничего»

Уточнить и расширить представления детей о профессиях. Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении. Расширять представление об использование леса в жизни человека. Развивать умени...

январь 2024 г. Окружающий мир. Тема "В гостях у лесничего"

Данный конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы....