Экспериментально - исследовательская деятельность «Научная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Тимофеева Ирина Александровна

 

Цель: Овладение элементарными навыками работы с микроскопом.

Задачи:

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, пинцет, предметное стекло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_laboratoriya_zanyatie.docx234.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 1 «Алёнушка»»

Туринского городского округа

 

Экспериментально - исследовательская деятельность

 «Научная лаборатория»

 C:\Users\1\Desktop\111_FUJI\DSCF1093.JPG

                                                   Составитель: воспитатель -   

                                                             Тимофеева Ирина Александровна  

г. Туринск 2015

Экспериментально - исследовательская деятельность

 «Научная лаборатория»

Цель:

• Овладение элементарными навыки работы с микроскопом.

Задачи:

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, пинцет, предметное стекло.

 Ход:

В - Ребята,   ответьте на вопрос - как называется этот предмет? Кто знает? (рассматривание микроскопа)

Д - Этот предмет называется микроскоп!

В - Верно!   микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?

Д - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!

В - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей .

 С помощью микроскопа мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят.  

 Для работы с микроскопом нам понадобится:

пинцет - с его помощью мы берём и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;

предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;

покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.

Совсем оборудованием надо работать аккуратно, чтобы не поранится.

Сейчас мы с вами  будем работать в  научной лаборатории,  одеваем специальную одежду (халаты)

В нашу лабораторию  пришла посылка, в ней письма с вопросами.

Первое письмо от Маши и медведя. (открывает и читает письмо)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Воспитатель: Где встречается вода?  (ответы детей)

Маша и медведь решили выпить чаю, но не знают от, куда можно   набрать воды для чая, чтобы не заболеть.

Поможем Маше и медведю!

Какую воду можно пить?

Опыт 1: Рассматривание готовых образцов вода, из лужи, из крана

Цель: сравнение образцов воды;

Воспитатель: обращает внимание на банки. (В одной банке – вода из крана, другой банке из лужи) и предлагает сравнить воду в них:

 - Одинаковая ли вода?

- Чем отличается вода?

- А как вы думаете, какая вода хорошая?

Из какой можно заварить чай?

Чтобы узнать, какая вода чище, в этом нам поможет микроскоп.

Рассматривание воды в микроскоп

Вывод: самая чистая вода  из крана

- А если нет воды?

 Как грязную воду превратить в чистую?

   Опыт 2: очистка воды:

        Цель: ознакомление с методами очистки воды;

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта (работа детей)

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой (проделать два раза)

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

 а теперь давайте посмотрим очищенную воду в микроскоп

Вывод: Вода после фильтра стала чище.

Следующее письмо от ребят из детского сада.

Помогите, пожалуйста, разобраться!  Почему из глины у нас получают   человечки, а из песка  нет?

Опыт 2:

Цель:    сравнение песка и глины;

Возьмём баночку с песком и аккуратно высыплем немного песка   в стаканчик (работают дети) Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из баночки глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глину нельзя так легко высыпать из баночки, как песок.  

Попробуйте слепить из песка и глины. Из чего лучше лепится? А почему лучше лепить из глины мы узнаем, разглядев в микроскоп.

С помощью  микроскопа  внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».

А в глине  частички, которые можно увидеть, намного меньше песчинок,  они слипшиеся,   поэтому можно сказать, что глина пластичная из неё легко лепить

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, вот по этому из глины легче лепить фигурки, чем из песка.

 Игра «Песок-глина» на слово песок- дети разбегаются

на слово глина - берутся за руки

      В следующем письме от фиксиков загадка:

«Вжик!» - застегнули джинсы. «Вжик!» - застегнули свитер. «Вжик-вжик!» - застегнули куртку   «Вжик!» - застегнули обувь. Что это такое?

Но почему то там лежит птичье пёрышко, чем связана молния и перо птицы? Вы хотите узнать?

Опыт3:                                                                                                                                                                  Цель: ознакомление с энциклопедической информацией.                                                                                                                                        

Есть одна легенда, давним  давно у оного учёного был друг, и он поранился, ему  было трудно шнуровать ботинки. И тогда учёный решил помочь своему другу он изобрёл  застёжку-молнию, а  подсказало изобретателю принцип работы застёжки строение птичьего пера?                                             

Ведь птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застёжки-молнии.                        

Вот только, к сожалению, разглядеть их можно только под микроскопом.

Давайте рассмотрим: у пера есть стержень, от него в разные стороны  отходят волосинки, которые зацепляются друг за друга крючками как в застёжке молнии

Давайте попробуем. Проведите пальцами по перу. Чувствуете, что волосинки достаточно крепко держаться друг за друга?

А теперь попробуйте разъединить их. Получилось? При этом пришлось затратить некоторое усилие

Теперь попробуйте восстановить соединение, для этого указательный палец расположите снизу, а большой сверху пера, и, сжимая пальцы, проведите ими вдоль разрыва, как будто застёгиваете застёжку-молнию.  Восстановить соединение удаётся? А если не получается, значит, крючочки уже сломались, ведь они такие хрупкие.

Птицы восстанавливают соединение  «застёгивая» их с помощью клюва. Чтобы «застёжка» работала исправно, птица тщательно ухаживает за своими перьями. О том, как они это делают,  родители.

Вывод: между пером и застёжкой молнией есть сходства - одинаковые соединения с помощью крючков, можно застегнуть и расстегнуть.

Итог: Что мы с вами сегодня делали? Что такое микроскоп? Для чего он нужен?

Вам понравилась работать в нашей лаборатории? А что вам больше всего понравилось?

Наша лаборатория закрывается, если вы к нам придёте, то увидите много удивительного и интересного.

Приложение

C:\Users\1\Desktop\письмо\eefd7ba0c8b5.jpg

C:\Users\1\Desktop\письмо\pic640.jpg

C:\Users\1\Desktop\письмо\img17.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в детской лаборатории старшей группы

Разработанный план предпологает ознакомление с окружающим миром и природой через опытно-экспериментальную познавательную  деятельность детей....

Непосредственно- образовательная деятельность «Научно- исследовательская лаборатория Знайки»

закрепить знания о свойствах воды : - отсутствие собственной формы;- прозрачная;-вода- растворитель;- не имеет запаха.---познакомить с ее новыми свойствами в соприкосновении с другими вещес...

Проект по исследовательской деятельности "Научные забавы"

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»

Конспект занятия – сомнения по исследовательской деятельности «Научная лаборатория воды»...