Конспект занятия по экологии на тему "Лесные жители"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Крикян Марина Мартиросовна

Конспект занятия по экологии на тему "Лесные жители"

Цель. Познакомить детей с дикими животными; дать представление о том, что такое млекопитающие животные; научить классифицировать их по осо­бенностям пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные; расска­зать о лосе, рыси, белке (внешний вид, повадки, среда обитания): подвести к осознанию взаимосвязи живой и нежи­вой природы. Активизировать словарь (млекопитающие, травоядные, грызу­ны, хищники, всеядные, копыто, обо­няние, грациозный).

Материал. Иллюстрации, изображаю­щие лося, рысь, белку; их следы на снегу.

Ход занятия.

Воспитатель. Дедушка Знай, узнав от меня, что эта страничка нашего журна­ла будет посвящена различным живот­ным, прислал рассказ, который помо­жет вам ответить на мои вопросы. (Читает рассказ Ю. Дмитриева «Лесные малыши».)

«В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие, а бывают ма­ленькие.

Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Лось большой. Медведь тоже большой. Волк — поменьше, но тоже большой зверь. Заяц — маленький. А мышка — совсем маленький зверек.

Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других — коротенькие; у одних есть рога, а у других нет; у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.

Одни животные едят листья и траву. Они так и называются... (Дети должны сами назвать слово «травоядные»). У всех травоядных на ногах копыта.

Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэ­тому все они — и зайцы, и белки, и мыши — называются грызунами.

А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных. (Как можно назвать этих зверей? Воспитатель помогает детям найти ответ — хищники.)

Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины — ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел — с большой охотой будет есть мед. Очень уж любит мед косола­пый мишка! А нет малины или меда — будет отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. И научит этому своих малышей медвежат.

Дикая свинья — кабаниха — научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих котят охотиться.

Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, ма­мы кормят их молоком. Вот почему все — и травоядные, и хищники, и грызу­ны — млекопитающими называются».

Воспитатель. А как вы бы назвали животного, который питается всем? (Всеядным.) Какого зверя из рассказа можно отнести к всеядным? Как назы­ваются животные, питающиеся травой? А на кого охотятся хищники? Каких хищников вы знаете? Почему белку и зайца называют грызунами? А теперь подумайте: какие зубы должны быть у

травоядных, хищников и грызунов? Почему?

Воспитатель показывает детям кар­тинки, на которых изображены лось, рысь, белка и следы этих животных на снегу, и предлагает решить логическую задачу «Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат и почему).

Далее проводится игра «Что я знаю и чего не знаю о диких животных» в форме беседы, в ходе которой высказы­вания детей чередуются с дополнения­ми и уточнениями воспитателя. В результате выполнения домашнего за­дания и сведений, сообщаемых воспи­тателем, дети должны находить ответы на следующие вопросы:

Почему лося называют сохатым?

Зачем лосю длинные ноги и раздваи­вающиеся копыта?

С каким домашним животным мож­но сравнить лося и почему?

Как выглядит малыш-лосенок?

Чему его учит мама?

Чем отличается рысь от домашней кошки?

Что между ними общего?

Какими появляются на свет детены­ши рыси?

Чему и как учит их мать?

Как охотится рысь?

Как выглядит белка?

Почему о ней говорят, что она резва и непоседлива?

Что помогает белке прыгать на боль­шое расстояние?

Зачем белке пушистый длинный хвост?

Почему белка запасает корм на зи­му?

Где живет белка?

В конце занятия воспитатель подво­дит итог: дикие животные сами о себе заботятся, они всем образом жизни приспособлены к месту своего обита­ния, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они добывают. Да, дикие животные могут жить без чело­века, но человек должен помнить: в его силах не разрушать их дом — лес.

В свободное время можно продол­жить чтение рассказов о диких живо­тных и через некоторое время еще раз провести игру «Что я знаю и чего не знаю о диких животных».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_na_temu.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии на тему "Лесные жители"

Цель. Познакомить детей с дикими животными; дать представление о том, что такое млекопитающие животные; научить классифицировать их по особенностям пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные; рассказать о лосе, рыси, белке (внешний вид, повадки, среда обитания): подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы. Активизировать словарь (млекопитающие, травоядные, грызуны, хищники, всеядные, копыто, обоняние, грациозный).

Материал. Иллюстрации, изображающие лося, рысь, белку; их следы на снегу.

Ход занятия.

Воспитатель. Дедушка Знай, узнав от меня, что эта страничка нашего журнала будет посвящена различным животным, прислал рассказ, который поможет вам ответить на мои вопросы. (Читает рассказ Ю. Дмитриева «Лесные малыши».)

«В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие, а бывают маленькие.

Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Лось большой. Медведь тоже большой. Волк — поменьше, но тоже большой зверь. Заяц — маленький. А мышка — совсем маленький зверек.

Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других — коротенькие; у одних есть рога, а у других нет; у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.

Одни животные едят листья и траву. Они так и называются... (Дети должны сами назвать слово «травоядные»). У всех травоядных на ногах копыта.

Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они — и зайцы, и белки, и мыши — называются грызунами.

А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных. (Как можно назвать этих зверей? Воспитатель помогает детям найти ответ — хищники.)

Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины — ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел — с большой охотой будет есть мед. Очень уж любит мед косолапый мишка! А нет малины или меда — будет отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. И научит этому своих малышей медвежат.

Дикая свинья — кабаниха — научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих котят охотиться.

Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему все — и травоядные, и хищники, и грызуны — млекопитающими называются».

Воспитатель. А как вы бы назвали животного, который питается всем? (Всеядным.) Какого зверя из рассказа можно отнести к всеядным? Как называются животные, питающиеся травой? А на кого охотятся хищники? Каких хищников вы знаете? Почему белку и зайца называют грызунами? А теперь подумайте: какие зубы должны быть у

травоядных, хищников и грызунов? Почему?

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены лось, рысь, белка и следы этих животных на снегу, и предлагает решить логическую задачу «Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат и почему).

Далее проводится игра «Что я знаю и чего не знаю о диких животных» в форме беседы, в ходе которой высказывания детей чередуются с дополнениями и уточнениями воспитателя. В результате выполнения домашнего задания и сведений, сообщаемых воспитателем, дети должны находить ответы на следующие вопросы:

Почему лося называют сохатым?

Зачем лосю длинные ноги и раздваивающиеся копыта?

С каким домашним животным можно сравнить лося и почему?

Как выглядит малыш-лосенок?

Чему его учит мама?

Чем отличается рысь от домашней кошки?

Что между ними общего?

Какими появляются на свет детеныши рыси?

Чему и как учит их мать?

Как охотится рысь?

Как выглядит белка?

Почему о ней говорят, что она резва и непоседлива?

Что помогает белке прыгать на большое расстояние?

Зачем белке пушистый длинный хвост?

Почему белка запасает корм на зиму?

Где живет белка?

В конце занятия воспитатель подводит итог: дикие животные сами о себе заботятся, они всем образом жизни приспособлены к месту своего обитания, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они добывают. Да, дикие животные могут жить без человека, но человек должен помнить: в его силах не разрушать их дом — лес.

В свободное время можно продолжить чтение рассказов о диких животных и через некоторое время еще раз провести игру «Что я знаю и чего не знаю о диких животных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по экологии во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»

Методическая разработка конспекта занятия по экологии во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»...

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»

Данное занятие поможет педагогу познакомить малышей с животными леса....

Конспект занятия по экологии «Помощь жителям цветочного городка »

Конспект  занятия по экологии Тема: «Помощь жителям цветочного городка »...

конспект занятия по экологии "Помощь жителю с другой планеты"

Материал предназначен для работы с детьми старшей группы по экологическому воспитанию....

Конспект занятия по экологии в средней группе «Вернем лесных жителей домой»

Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.Цель:дать детям представление о необходимости бережного отношения к природе.Задачи:1.Обучающие:— приобщать детей к основам...