Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
    конспект занятия по экологии "Помощь жителю с другой планеты"

    Гирушева Юлия Геннадьевна

    Материал предназначен для работы с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                            Конспект НОД по экологии в старшей группе.

                                                  Тема: « Помощь жителю с другой планеты».

    Задачи:

    1.ОО «Познавательное развитие»

       Уточнять и расширять знания детей о воде, о её роли в жизни человека и живых организмов.

        Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса,  формы, цвета, испаряется, замерзает.  

         Формировать знания детей  об источниках загрязнения воды, его последствиях.

    Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.

         Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.    

          Формировать бережное отношение детей к воде.   Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности  и  поведении.

    2. ОО «Речевое развитие»

      Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями  по теме, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом, способствовать развитию мышления, любознательности.

    3.ОО «Социально – коммуникативное развитие»

    Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

    Формировать умение готовить своё рабочее место, и убирать материал после занятия.

     4. ОО «Художественно – эстетическое развитие».

     Развивать чувство ритма, умение передавать через движения  характер музыки.

    Формы работы: беседа, исследовательская работа  с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода», моделирование.                                                                                                                                                                  

    Оборудование: картинки для составления модели свойств воды, пустые стаканы и стаканы с грязной водой на каждого ребенка, бумажные салфетки, воронки по количеству детей; картинки  для дидактической игры «Кому нужна вода», мяч для игры «Хорошо - плохо»,  памятка «Берегите воду!», разные картинки по содержанию, костюм инопланетянина.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание поговорок о воде, потешек, стихов; отгадывание загадок, проведение опытов с водой, по изучению свойств воды, зарисовка опытов, рассматривание картинок на тему «Вода», беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Что произойдёт на планете, если исчезнет вода?». Чтение сказок «Приключения  Кап  Ли» Т. А. Шорыгиной.  Проведение дидактических игр      « Утонет, не утонет», «Растворится, не растворится», « Какой бывает снег», « В реке, в океане».              

        Ход:

    - Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем беседовать, вам нужно отгадать загадку:

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам верный друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

     Без чего не может мама,

     Ни готовить, ни стирать?

    Без чего, мы скажем прямо,

    Человеку умирать? (вода)

    Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде. Хотите? Как вы считаете это важная тема? Почему?

    Вывешивается на доску 1 картинка  – капелька. ( Все картинки на магнитиках)

    Раздаётся стук в дверь. Заходит инопланетянин. ( Кланяется, разговаривает жестами, воспитатель переводит)

    - Здравствуйте земляне, я прилетел к вам с планеты Сантурия, чтобы познакомиться с  планетой Земля и нашёл незнакомое вещество, которого нет на нашей планете. Вижу здание большое, но туда ли я попал. Помогут мне здесь узнать, что это? ( Показывает колбу с водой).

    Воспитатель. Дорогой инопланетянин, вы попали в детский сад. К нам пришли как раз вовремя, и мы вам поможем. Правда, ребята? Присоединяйтесь к нашей беседе, и вы многое узнаете для себя нового.

    Инопланетянин. Сейчас, всё запишу на диктофон, чтобы не забыть. (В дальнейшем инопланетянин участвует в работе наравне с  детьми)

    -  Ребята, какое вещество принёс нам гость?

    Дети. Это жидкость, называется вода.

    - Как ласково можно назвать воду (водичка, водица)

    -  Где встречается вода? (высказывания детей)

    -  Какая вода?

     Давайте вспомним свойства воды. Поиграем в игру « Передай мяч».

    Вы передаёте мяч друг другу по кругу. Тот ребёнок у кого мяч называет свойство воды и доказывает, что это действительно так, то есть вспоминает опыты, которые  мы проводили, остальные дети дополняют ответы.  

    - А я выкладываю на магнитной доске из картинок модель свойств воды.

    Дети передают мяч и рассказывают:

    - вода прозрачная; если в неё опустить ложку её видно.

    - вода  жидкая; проливается из стакана на пол и растекается по полу, течёт из крана.

    - вода бесцветная, но хорошо растворяет краску, если в нее добавить красную краску, она будет красной, налить молоко будет белой.

    - вода не имеет запаха, но приобретает  запах того вещества, которое  лежит в воде. Если в воду положить апельсин, то вода пахнет апельсином.

    - вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

    - вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится;

    - вода испаряется, если в блюдце налить немного воды, то через некоторое время её там не будет, мокрое бельё становится сухим.

    - вода при низкой температуре превращается в лёд:  зимой река замерзает, если вынести зимой воду на улицу, она превращается в лёд.

    - вода при кипении превращается в пар: в чайнике вода кипит и из носика выходит пар

    - Вот дорогой инопланетянин мы познакомили вас со свойствами воды и выложили  формулу этих свойств из картинок.

    Послушайте стихотворение, которое выучили ребята.

    1. Кто, ребята, знает. Какой вода бывает?

        Горячей словно кипяток!

        Я руку чуть ей не обжег.
    2. Холодной, просто ледяной-

        В глубокой проруби зимой.

        Вода бывает дождевой,

        Отвечу без подсказки.

    3. Бывает мертвой и живой

        В старинной русской сказке.

        И еще я не сказала,

        Что вода бывает талой!

        Когда солнышко печет,

        Когда тает снег и лед.

    4. Но вот, что интересно:

        Вода бывает пресной-

        В озере, и в роднике,

        И в реке, и в ручейке.

    5. И, конечно, каждый знает,

        Что в морях воды без края,

        Но пить ее нельзя-

        Она соленая, друзья!

    6.  Вода бывает чистой

         Прозрачной, ключевой

         Сверкающей, лучистой,

         На солнце золотой!

     - Вот видите, какая разная бывает вода.

    - Где мы встречаем воду в природе? (высказывания детей)

    -Какая вода  может быть в природных водоёмах? (чистая и грязная)

    -Почему она может быть грязная? (ответы детей)

    2 картинка. Завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку, мусор в реке.

    - Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему? (Ответы детей)

     3картинка. Последствия загрязнения воды.

    - А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

    4 картинка.

    Чтобы очистить воду в водоёмах, люди придумали специальные очистные сооружения.

    Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, в кранах.

    5 картинка.

    В нашем городе есть специальная  лаборатория, где проверяют воду на загрязнение. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы с вами сейчас отправимся в нашу лабораторию. Поплывём туда по реке. Дети берутся за руки цепочкой и выходят на середину.

    Музыкальная физминутка – Танец « Реченька».

    Вот мы и приехали в нашу лабораторию.

    Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках?  - (Нет) Почему? (Высказывания)  Давайте попробуем  очистить ее через фильтр. Как вы думаете, из чего можно сделать фильтр. ( Предположения детей).  Фильтр, мы сделаем из бумажных салфеток. ( Работа детей) Теперь посмотрим, очистилась наша вода или нет.

    Вывод:  вода очистилась,

    В такой воде могут жить  рыбки и другие речные обитатели?  (  Да.)

    А можно ли её пить? (Рассуждения детей.) Вывод – воду можно пить кипячёную.

     Воспитатель:   Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! А сейчас ребята вернёмся в нашу группу и поиграем в игру «Кому нужна вода». Дети встают цепочкой и под музыку возвращаются на свои места.

    Проводится дидактическая игра. На доске вывешиваются разные картинки.

    - Инопланетянин, хочешь с нами поиграть?  Нужно отметить  капелькой воды картинки, кому нужна вода, а ребята тебе помогут. Инопланетянин  ошибается, дети помогают  ( растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым, грибам).

    - Вывод. Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо.

    Как мы должны относиться к воде?

     - Бережно!

    - Что это значит? (Высказывания детей)

    - Вот вам дорогой гость на память капелька, на ней правила бережного отношения к воде.

     - При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

    - Закрывать хорошо кран после употребления.

    - Не загрязнять водоемы.

    - Бережно относиться к природе. Запомни эти правила.  

    Итог:  Что нового ребята, вы сегодня узнали? Какой сделали вывод из опытов? Где вам может пригодиться, опыт по очищению воды? (Высказывания)  О чем мы должны помнить всегда?

      Что  для вас было самым интересным сегодня? А что самым трудным?

     Вывод.                  

    Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно.

    - Инопланетянин. Спасибо ребята, я многое сегодня узнал о воде, расскажу об этом на своей планете. До свидания. Дети дарят воду инопланетянину и прощаются с ним.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию мышления "Полёт на планету Ялмез".

    Конспект занятия "Полёт на планету Ялмез" представляет итоговое занятие кружка "Размышляйка"  по развитию мышления у детей подготовительной группы. Детям предлагается космическое путешествие. Для...

    Конспект занятия на тему "Если с другом вышел в путь"

    Конспектоткрытого просмотразанятия со старшими дошкольникамипедагога-психологаКостиной А.С.МДОУ детский сад № 2на тему«Если с другом вышел в путь»     Цель : развитие коммуникативных н...

    Конспект занятия по ФЕМП "Привет с планеты счетоводов"

    Цель: Развивать фантазию и творческие способности ребёнка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей. Задачи:·        Закрепить предста...

    Конспект занятия по образовательной области "Познание" Тема : Планета "Детство".

    Конспект занятия по познавательному развитию с использованием народной этимологии....

    Конспект занятия на тему: «Путешествие на другую планету. Звуки Р-Л».

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Актиивзация словаря по теме Космос, развитие звуко-буквенного анализа, навыков чтения, дифференцияция звуков Р-Л....

    Конспект занятия по математике "Привет с планеты счетоводов"

    Конспект занятия для подготовительной группы, на повторение пройденного....