Я познаю мир: этот удивительный воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Боровская Зоя Николаевна

Занятие выстроено в форме игры-путешествия. позволяет познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_vozduh.docx26.68 КБ
Package icon prezentatsiya1.zip536.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Я познаю мир: этот удивительный воздух»

Форма занятия: групповая

Цель занятия - это  создание условий для развития  познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования.

    Задачи:

Образовательные

  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
  • формировать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление,  внимание, память, речь;
  •  повышать  интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные:

  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • развивать умение работать в группе и  паре, не мешая друг другу

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

В

В

О

Д

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

Эмоциональный настрой

Игра "Передай улыбку"

Приглашаю детей встать в круг.

- Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнѐмся

Дети передают улыбку друг другу по кругу

Игровая мотивация детей на выполнение задания.

-  Ребята, а вы любите получать подарки?

- А когда люди дарят друг другу подарки?

  - Вот и у  меня для вас есть одна история про день рождение. Хотите её увидеть?

Показываю отрывок из мультфильма "Винни Пух"

 Организую обсуждение ситуации из мультфильма

- Ребята, скажите, а  какое настроение у ослика и Пяточка?

 -  А как вы думаете, почему они грустные?

 - А вы хотите,  исправить ситуацию и помочь  им стать весёлым?

- У меня как раз по этому случаю есть воздушный шарик.  

Показываю детям зелёный воздушный шарик (сдутый)

Участие в беседе

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

  Целеполагание

- Посмотрите внимательно на воздушный шарик,  какого он цвета?

- А как вы считаете, почему он зелёный?

- А какого размера был шарик  у Пяточка?

- А вот этот шарик, какого размера?

- Чего в нем не хватает?

- А что вы знаете о воздухе?

- А хотите ещё больше узнать о воздухе?

 - Тогда я предлагаю вам,  отправится в  волшебную страну, где  мы сможем   найти воздух для нашего шарика и узнать много нового про воздух.

-  Для того чтобы мы очутились в волшебной стране нам нужно произнести волшебные слова: " Раз, два, три. Мы на месте покружились и в волшебной  стране мы очутились" (звучит волшебная музыка, на слайде появляется карта) 

- Вот, ребята мы и оказались в волшебной стране и чтобы мы не заблудились,  у нас есть карта.  Посмотрите внимательно на карту. На ней обозначены три волшебных места.  Очутившись там, мы будем проводить опыты.

Участие в обсуждении темы занятия

Эксперимент №1 «Может ли человек увидеть воздух?"

Посмотрите  на нашу карту, первая остановка:   "Можно увидеть воздух?»  

На экране появляется слайд

Обращаю внимание детей на шаги, которые нужно будет сделать: 1 шаг – делаем предположение, 2 шаг – проводим опыт, 3 шаг – сравниваем свои предположения с результатами опыта, 4 шаг – делаем вывод

- Ребята, делаем первый шаг, высказываем свои предположения.  Как вы считаете,  воздух можно увидеть?

Фиксирую предположения детей с помощью карточек. 

- Что мы должны сделать, что бы узнать, верны ли наши предположения?

Предлагаю детям поделиться на пары и самостоятельно выбрать набор предметов для проведения эксперимента.

     1 набор предметов: стаканчик с водой и трубочкам;

     2 набор предметов: стаканчик с водой и губками для мытья посуды;

    3 набор предметов: стаканчик с водой и различными предметами

 По завершению проведения опытов, даю детям возможность представить результаты проделанной работы. Затем мы сравниваем полученные результаты с предположениями детей и  делаем вывод.

 - Ребята, посмотрите, здесь нам оставили волшебную коробочку, но чтобы она открылась, мы должны похвалить друг друга за работу.

После того, как дети похвалили  друг друга за работу, открываю коробочку и показываю им шарик, на котором нарисованы глазки.

- Скажите, а почему на шарике нарисованы глазки?

 Фиксирую вывод, сделанный детьми,  через демонстрацию надутого шарика, на котором изображены глазки

 

Участвуют в беседе,

работают в парах, проводят опыты.  Делают выводы

Динамическая пауза.

"Глазки"

 Провожу упражнение «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

Вращают глазками по кругу по 2-3 секунды.

Массируют  верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Эксперимент №2  «Может ли человек услышать воздух?"

- Итак, вы хотите отправиться  дальше  в путь за воздухом для нашего  шарика?

- Посмотрим на карту.

На слайде появляется карта

- Но пойдём мы не обычным способом.

Демонстрирую детям ходьбу «Перекрёстные шаги».

Вторая остановка: "Воздух можно услышать?"

Появляется слайд

Фиксирую предположения детей с помощью карточек.

- Что мы должны сделать, что бы узнать, верны ли наши предположения?

Предлагаю детям поделиться на пары и самостоятельно выбрать набор предметов для проведения эксперимента.

     1 набор предметов: дудочки, свистки;

     2 набор предметов: фольга, листы бумаги; 

    3 набор предметов: воздушный шарик без воздуха.

 По завершению проведения опытов, даю детям возможность представить результаты проделанной работы. Затем мы сравниваем полученные результаты с предположениями детей и  делаем вывод.

 - Ребята, посмотрите,  и здесь нам оставили волшебную коробочку. Что мы должны сделать,  чтобы она открылась? Правильно,  мы должны похвалить друг друга за работу.

После того, как дети похвалили  друг друга за работу, открываю коробочку и показываю им шарик, на котором нарисованы глазки и ушки.

- Скажите, а почему на шарике  появились ещё и ушки?

 Фиксирую вывод, сделанный детьми,  через демонстрацию надутого шарика, на котором изображены глазки и ушки.

Участвуют в беседе,

работают в парах, проводя опыты.  Делают выводы

Динамическая пауза.

"Ушки"

Ушки сильно разотрем,

И погладим и помнем.

Массируют  мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растирают ушки руками.

Эксперимент №3 «Может ли человек почувствовать воздух?"

- Итак, вы хотите отправиться  дальше  в путь за воздухом для нашего  шарика?

 - Давайте посмотрим на нашу карту, куда же мы дальше пойдём.

На слайде появляется карта

Третья остановка: "Воздух можно почувствовать?"

Появляется сл

Фиксирую предположения детей с помощью карточек.

Что мы должны сделать, что бы узнать, верны ли наши предположения?

Предлагаю детям поделиться на пары и самостоятельно выбрать набор предметов для проведения эксперимента.

     1 набор предметов: веера;

     2 набор предметов:  насосы; 

    3 набор предметов: трубочки.

 По завершению проведения опытов, даю детям возможность представить результаты проделанной работы. Затем мы сравниваем полученные результаты с предположениями детей и  делаем вывод.

 - Ребята, посмотрите,  и здесь нам оставили волшебную коробочку. Что мы должны сделать,  чтобы она открылась? Правильно,  мы должны похвалить друг друга за работу.

После того, как дети похвалили  друг друга за работу, открываю коробочку и показываю им шарик, на котором нарисованы глазки и ушки и ручки.

- Скажите, а почему на шарике  появились ещё и ручки?

 Фиксирую вывод, сделанный детьми,  через демонстрацию надутого шарика, на котором изображены глазки, ушки и ручки.

Участвуют в беседе,

работают в парах, проводя опыты.  Делают выводы

З

А

К

Л

Ю

Ч

Е

Н

И

Е

Закрепление полученных знаний.

Итог занятия.

- Молодцы ребята, вы удачно справились с заданиями. Нашли воздух для нашего шарика. Давайте посмотрим на него и вспомним, что же вы сегодня узнали про воздух.

- А теперь пришло время возвращаться назад. Для того чтобы мы  вернулись нам опять нужно повторить волшебные слова: "Раз, два, три. Мы на месте покружились, и домой мы возвратились"

(звучит волшебная музыка, на слайде появляется изображение  улыбающихся ослика Иа и Пяточка)

- Посмотрите внимательно, какое теперь настроение у наших героев?

- А какое у вас сейчас настроение? Что вам больше всего понравилось?

-  Ребята, мы помогли сегодня Пяточку сделать подарок своему другу. Я вам тоже предлагаю подарить воздушный шарик своему другу.

Демонстрирую подарочную коробку, открываю  её вместе с детьми. И  даю детям возможность подарить воздушные шарики своим друзьям.

Участвуют в беседе. Делают общий вывод. Оценивают своё эмоциональное состояние

 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 3 2

Слайд 2

Можно увидеть воздух? 1 2 3 4 = ?

Слайд 3

1 3 2

Слайд 4

Воздух можно услышать? 1 2 3 4 = ?

Слайд 5

1 3 2

Слайд 6

Воздух можно почувствовать? 1 2 3 4 = ?

Слайд 7

1 3 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Этот удивительный воздух"

Знакомство со свойствами воздуха в опытно-экспериментальной деятельности....

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности...

Этот удивительный воздух

Воспиывать позитивное отношение к окружающему миру, расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты с ним....

"Этот удивительный воздух" презентация

Расширить представления детей о воздухе и его свойствах...

Детская лаборатория. «Этот удивительный воздух».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей....

Этот удивительный воздух

Познакомить детей с понятием воздух, дать понятие ветра....

Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...