Главные вкладки

    ООД "Загадки русской избы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Голубева Ирина Михайловна

    Организованная образовательная деятельность по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "Загадки русской избы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Загадки русской избы"31.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности

    по окружающему миру

    "Загадки русской избы"

    Цель: 

    закрепление знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа.

    Задачи:

    • Образовательные: закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
    • Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
    • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое,  художественно-эстетическое  и социально-коммуникативное.

    Методы и приёмы:

    Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

    Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации  старинных вещей); Практические (дидактическая «Что сейчас, а что - раньше», народная игра «Лапти»).

    Словарная работа: лапти, печь, сундук, чугун, ухват, самовар, зыбка, рушник, изба.

    Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что сейчас, а что - раньше»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

    Ход образовательной деятельности.

    Хозяйка избы  (воспитатель, одетая в русский народный костюм):

     - Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

    Горница у меня небольшая,

    Да красивая какая!

    Теплый дух идет от печки,

    А в углу сундук стоит.

    Много он добра хранит.

     - "Сядем рядком, да поговорим ладком".

    «Русь деревянная – края дорогие,

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют»…

    Звучит русская народная песня.

    Хозяйка: 

     -  А знаете, почему Русь называли деревянной? (выслушивает ответы детей).

      - Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и даже посуда.

     - Народные умельцы из обыкновенного полена могли вырезать ложки, разделочные доски, игрушки. Даже вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения.

     - А моя шкатулка не простая, она с секретом. В ней живут загадки.

     - Слушайте первую загадку:

    Она стоит в русской избе

    От неё тепло везде

    Вы поймете, о чём речь

    Это русская... (печь)

     - Правильно -  это печь.

     - Не случайно о ней говорили:  

    «Печь всему голова» (воспитатель начинает поговорку, а дети заканчивают).

     - Голова – значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная?  (потому что она греет, сушит, лечит, кормит).

    Правильно, «без печи изба - не изба».

     - Мы часто встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка? (ответы детей).
    Хозяюшка: 

     - Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди.

    РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ

    Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка сестрицу с братом? (Пирожком).

     А где бабка испекла колобка? (В печке).

     А в сказке «Маша и медведь» чем Маша хотела угостить бабушку и дедушку? (Пирожками).

     - А главной пищей были - щи да каша.

    Так и говорили на Руси: «Щи да каша – пища наша». (воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).

     - А варили щи да кашу вот в таких чугунах. Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю следующую загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

    Рогат, да не бык

    Хватает, да не сыт

    Людям отдаёт,

    А сам отдыхать идёт.

    (Ухват)

    Ребёнок находит ухват и с его помощью ставит чугун в печь.

    Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:

    Под крышей четыре ножки,
    А на крыше суп да ложки.

      (Стол)

    - Раньше делали длинные и большие столы. А зачем? (Чтобы поместилась вся большая семья).

     - Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”(воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).

    Отгадайте следующую загадку:

    И шипит, и кряхтит
    Воду быстро кипятит,
    Он наелся угольков,
    Вот для нас и чай готов.
    Кран на брюхе открывает,
    Кипяточек разливает.
    (Самовар)

    Показ старинного самовара с трубой.

    - А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым).

     - А кто знает поговорку про самовар? 

    Дети:

    Самовар кипит – уходить не велит!

    С самоваром - буяном чай важнее, беседа веселее.

    Хозяюшка: 

    Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку:

    Прячет бабушка там вещи
    Сапоги, кафтан, сюртук. .
    Вы мне дружно все скажите
    Этот шкаф зовут ...(сундук)

     - Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

    (дети дают предположительные ответы).

     - Что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

    Открывается сундук, и оттуда достают русский народный  сарафан.

     - Ребятушки, посмотрите что это? (ответы детей)

    - Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

    - В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки) а также…

    читает загадку:

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным - давно носили!

    Влезут дети на полати

    У печи оставят......( лапти).

     - Раньше, самой распространенной обувью на Руси были лапти. Как вы думаете, в какое время года их носили? (Ответы детей)

     - Лапти на самом деле носили и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались.  Летом лапти снашивались быстрее потому, что люди много работали, и им приходилось далеко ходить. Ребята, а как ласково можно назвать лапти  (лапоточки)

     НАРОДНАЯ ИГРА "ЛАПТИ"

    Дети по кругу передают лапоть и приговаривают:

    Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
    Лапти липовые,
    Вы не бойтесь, ходитё,
    Тятька новые сплетёт!

    У кого по окончании слов окажется лапоть, тот рассказывает любую пословицу.

    - Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было (ответы детей).

     - Для грудных деток делали зыбку или колыбельку. Их подвешивали к потолку, качали. Чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни.  

    - Что же это за песни? Для чего их поют? (ответы детей). 

     - Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать.

     - А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).

     - Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную:

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю,

    Придет серенький волчок,

    Он ухватит за бочок,

    И утащит во лесок.

    Он утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    К нам, волчок, не ходи,

    Нашу детку не буди.

    Хозяюшка: 

    У меня для вас, ребятки,

    Есть ещё одна загадка:

    Маленькое, горбатенькое

    Два воза везет.

    (Коромысло).

     - Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух. Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.
     - Кто хочет попробовать пронести ведерки? (желающие пробуют пронести вёдра с помощью коромысла).

    Хозяюшка: 

     - Ребята, вам понравились  загадки? Сегодня  мы с вами узнали,  как жили люди раньше.

    И в завершении хочу поиграть с вами ещё в одну игру. Я буду показывать картинки предметов, которыми мы пользуемся сейчас,  а вам нужно подобрать (найти )  картинку предмета,  какими пользовались раньше.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «ЧТО  - СЕЙЧАС, А ЧТО - РАНЬШЕ»

    Плита - печь, шкаф - сундук, ковёр - половик, сапоги - лапти, чайник - самовар, кастрюля - чугун,  стул - лавка, расчёска - гребень, дом - изба.

    Используемая литература:

    1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс»,2004.

    2. Козлова С. А. Мой мир – М., 2000.

    3. Кутьина Н. Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культуры» - СПб.: «Детство-пресс», 2004.

    4. Моя страна. // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    5. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.

    7. Интернет-ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

    Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

    Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

    Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

    Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

    Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

    «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

    Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...

    «Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

    Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...