ООД "Загадки русской избы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Голубева Ирина Михайловна

Организованная образовательная деятельность по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "Загадки русской избы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Загадки русской избы"31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по окружающему миру

"Загадки русской избы"

Цель: 

закрепление знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
  • Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое,  художественно-эстетическое  и социально-коммуникативное.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации  старинных вещей); Практические (дидактическая «Что сейчас, а что - раньше», народная игра «Лапти»).

Словарная работа: лапти, печь, сундук, чугун, ухват, самовар, зыбка, рушник, изба.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что сейчас, а что - раньше»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход образовательной деятельности.

Хозяйка избы  (воспитатель, одетая в русский народный костюм):

 - Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит.

Много он добра хранит.

 - "Сядем рядком, да поговорим ладком".

«Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют»…

Звучит русская народная песня.

Хозяйка: 

 -  А знаете, почему Русь называли деревянной? (выслушивает ответы детей).

  - Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и даже посуда.

 - Народные умельцы из обыкновенного полена могли вырезать ложки, разделочные доски, игрушки. Даже вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения.

 - А моя шкатулка не простая, она с секретом. В ней живут загадки.

 - Слушайте первую загадку:

Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская... (печь)

 - Правильно -  это печь.

 - Не случайно о ней говорили:  

«Печь всему голова» (воспитатель начинает поговорку, а дети заканчивают).

 - Голова – значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная?  (потому что она греет, сушит, лечит, кормит).

Правильно, «без печи изба - не изба».

 - Мы часто встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка? (ответы детей).
Хозяюшка: 

 - Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ

Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка сестрицу с братом? (Пирожком).

 А где бабка испекла колобка? (В печке).

 А в сказке «Маша и медведь» чем Маша хотела угостить бабушку и дедушку? (Пирожками).

 - А главной пищей были - щи да каша.

Так и говорили на Руси: «Щи да каша – пища наша». (воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).

 - А варили щи да кашу вот в таких чугунах. Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю следующую загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

Рогат, да не бык

Хватает, да не сыт

Людям отдаёт,

А сам отдыхать идёт.

(Ухват)

Ребёнок находит ухват и с его помощью ставит чугун в печь.

Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.

  (Стол)

- Раньше делали длинные и большие столы. А зачем? (Чтобы поместилась вся большая семья).

 - Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”(воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).

Отгадайте следующую загадку:

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)

Показ старинного самовара с трубой.

- А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым).

 - А кто знает поговорку про самовар? 

Дети:

Самовар кипит – уходить не велит!

С самоваром - буяном чай важнее, беседа веселее.

Хозяюшка: 

Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку:

Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук. .
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)

 - Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

(дети дают предположительные ответы).

 - Что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Открывается сундук, и оттуда достают русский народный  сарафан.

 - Ребятушки, посмотрите что это? (ответы детей)

- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки) а также…

читает загадку:

Эту обувь не забыли,

Хоть давным - давно носили!

Влезут дети на полати

У печи оставят......( лапти).

 - Раньше, самой распространенной обувью на Руси были лапти. Как вы думаете, в какое время года их носили? (Ответы детей)

 - Лапти на самом деле носили и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались.  Летом лапти снашивались быстрее потому, что люди много работали, и им приходилось далеко ходить. Ребята, а как ласково можно назвать лапти  (лапоточки)

 НАРОДНАЯ ИГРА "ЛАПТИ"

Дети по кругу передают лапоть и приговаривают:

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходитё,
Тятька новые сплетёт!

У кого по окончании слов окажется лапоть, тот рассказывает любую пословицу.

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было (ответы детей).

 - Для грудных деток делали зыбку или колыбельку. Их подвешивали к потолку, качали. Чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни.  

- Что же это за песни? Для чего их поют? (ответы детей). 

 - Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать.

 - А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).

 - Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Хозяюшка: 

У меня для вас, ребятки,

Есть ещё одна загадка:

Маленькое, горбатенькое

Два воза везет.

(Коромысло).

 - Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух. Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.
 - Кто хочет попробовать пронести ведерки? (желающие пробуют пронести вёдра с помощью коромысла).

Хозяюшка: 

 - Ребята, вам понравились  загадки? Сегодня  мы с вами узнали,  как жили люди раньше.

И в завершении хочу поиграть с вами ещё в одну игру. Я буду показывать картинки предметов, которыми мы пользуемся сейчас,  а вам нужно подобрать (найти )  картинку предмета,  какими пользовались раньше.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «ЧТО  - СЕЙЧАС, А ЧТО - РАНЬШЕ»

Плита - печь, шкаф - сундук, ковёр - половик, сапоги - лапти, чайник - самовар, кастрюля - чугун,  стул - лавка, расчёска - гребень, дом - изба.

Используемая литература:

1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс»,2004.

2. Козлова С. А. Мой мир – М., 2000.

3. Кутьина Н. Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культуры» - СПб.: «Детство-пресс», 2004.

4. Моя страна. // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...