Занятие - Секреты лимона
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_sekrety_limona.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак,

Саратовской области»

Конспект

Проведения познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Барбарики» по теме:

«Секреты лимона»

                                                                      Подготовила и провела:

                                                                             Воспитатель Семенова С.Ю.

                                                                          17.04.2017

Конспект

Возрастная группа: средняя группа «Барбарики»

Тема: «Секреты лимона»

Направление образования и развития (образовательная область):

Познавательное развитие.

Цель: способствовать развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: формировать умения получать сведения о свойствах лимона, экспериментальным путем, способности самостоятельно делать выводы.

Развивающие: закрепить знания детей о лимоне, способах выращивания растений, побуждать детей к практическому применению знаний в повседневной жизни.

Воспитательные: воспитывать качества личности; уважительное отношение; развитие чувств; доброту, любовь к природе, стремление её защищать и заботиться.

Словарная  работа: активизировать в речи слова: кислота, реакция, кислород.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная.

Формы и методы реализации: игровые, наглядные, словесные, практические.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, музыкально ритмические движения, беседа, вопросы, опыты, трудовая деятельность.

Оборудование и материалы: лимоны, кувшин с водой, рисунок лимонного дерева, фартуки, горшочки с землей, палочки, лейки, таблички-подсказки, посылка, письмо, музыкальный центр, корзина с воздушными шарами.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание фрукта, рисование и лепка лимона, дидактические игры, беседы о фрукте.

Ход познавательно-исследовательской деятельности

Структурные компоненты деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель: Ребятки мы с вами любим экспериментировать? А вы хотели бы узнать что-то новое на нашем занятии? А вы часто помогаете, если у вас просят помощи?

Приготовить детей к экспериментам.

Приготовиться к занятию.

Основная часть

Входит почтальон, Печкин приносит письмо.

Печкин: Здравствуйте ребята! Подскажите, я пришел в группу «Барбарики»?

У меня для вас письмо от Незнайки. Он очень взволнован, ему нужна ваша помощь, он очень на нее надеться. (отдает письмо уходит)

Воспитатель: спасибо тебе почтальон.

Ребятки, хотите узнать, почему Незнайка нуждается в нашей помощи. И постараемся ему помочь. (читаю письмо).

Письмо

- друзья принесли мне фрукт, я не знаю, что это за продукт,

Кожура его толста,

Словно Солнышко на ветке,

Он висит в своей жилетке!

Ответ: Лимон

(достаю, показываю рисунок лимона).

Друзья помогите разгадать секреты этого фрукта. Очень надеюсь на вашу помощь.

Воспитатель: вы согласны помочь, Незнайке?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы помочь нужно самим разобраться, и узнать все секреты лимона.

Чтобы узнать лимона секреты

Нужно дать поскорее ответы.

Приглашаю вас подойти к доске.

Кто знает, что это за дерево?

Ответы детей.

Воспитатель: замечательно.

А какие части лимонного дерева вы мне можете назвать? Кто знает тот руку поднимает.

Ответы детей.

Есть один ствол. Есть листья. Есть корни. Есть ветви – умница. У лимонного дерева обязательно есть плоды - лимоны.

Мы назвали все части лимонного дерева. А сейчас кто сможет разложить их по порядку от самой нижней до самой верхней. Мы с вами выложили модель лимонного дерева.

Вы мне сказали, что у лимонного дерева обязательно есть плоды – это лимоны.

Дидактическая игра: «Какой лимон»

Правило: ваш ответ должен начинаться со слова – лимон.

Пример: Лимон – желтого цвета.

Ответы детей (кислый, съедобный, полезный, шершавый, витаминный, большой/маленький, овальный, упругий).

Воспитатель: Молодцы! А хотите узнать все секреты лимона? Для этого мы сегодня с вами станем исследователями.

Вспомним с вами, из чего состоит плод лимона?

Ответы детей. (мякоть, кожура, косточки)

Воспитатель: Исследуем части лимона.

А чем же плод покрыт снаружи? (ответы детей)

Плод покрыт кожурой.

А какая кожура у лимона? (ответы детей)

Желтая, шершавая.

А что внутри у лимона? (ответы детей)

Сочная мякоть, и косточки.

Мякоть, какая? (ответы детей)

Сочная, кислая, полезная.

А что находиться внутри мякоти? (ответы детей)

Косточки.

Какие они? (ответы детей)

Овальные, жесткие, маленькие, гладкие. (предлагаю попробовать на ощупь).

Замечательно, теперь мы с вами знаем из чего состоит лимон! Я уверена, что мы раскрыли не все секреты лимона.

Воспитатель: Давайте подумаем! Где используют лимон?

Познавательная Беседа: «Где используют лимон».

Стол  №1 (кулинария, медицина, промышленности – окраска тканей)

Ответы детей.

Какой витамин содержит?

Ответы детей.

Воспитатель: Витамин - С – укрепляет и защищает наш организм от болезней.

Примета:

Рядом с детьми просто необходим лимон, он развивает тягу к познаниям и увеличивает любопытство.

Воспитатель: А еще содержится лимон  в кремах для кожи. Он смягчает и осветляет кожу.

Но, будьте осторожны: чистый лимонный сок на кожу наносить нельзя, можно получить ожоги и аллергическую реакцию.

Воспитатель:

Лимон желтый и упруг

Знают все ведь это? – фрукт!

Где же чаще всего используют лимон?

Ответы детей.

Воспитатель: В какие блюда добавляют лимон? Для чего добавляют?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие напитки с лимоном  вы знаете?

Ответы детей.

Народная традиция России:

Далеко не всем известен тот факт, что чай с лимоном является чисто русским изобретением, поэтому в некоторых заграничных рецептах его именую не иначе как «Чай по-русски».

Воспитатель: Хотите проверить, что же лимон делает с чаем?

Пройдемте в лабораторию. Мы же помним правила, которые нужно соблюдать в лаборатории?

Ответы детей.

Опыт № 1. «Чай с лимоном»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая.

Я взяла 2 кружки и налила в них крепкий чай. После этого, я положила в одну из кружек кусочек лимона.

Вывод: лимон из-за своей кислоты, обесцвечивает цвет чая.

Воспитатель: Лимон меняет цвет, меняет вкус, меняет аромат чая.

А еще дарит прекрасное настроение, и с таким настроением я приглашаю вас на танец!

Танец- разминка  «Лимонадный дождик».

Воспитатель: Но мы еще не все секреты лимона раскрыли.

Я приглашаю вас вернуться в лабораторию.

Опыт № 2. «Лимон в воде»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон в воде в кожуре и без нее, сравнить.

В чашу с водой опускаем лимон в кожуре, затем очищенный лимон.

Вывод: Пупырышки в кожуре лимона содержат воздух.

Воспитатель: Что мы видим …? Почему, лимон с кожурой тонет, а без кожуры нет? С каким спасательным средством можно сравнить кожуру?

Ответы детей.

Воспитатель: Что внутри у спасательного круга …? Какой вывод мы сделаем …?

Ответы детей.

Вот и еще один секрет лимона мы раскрыли!

А кто из вас знает, как вырастает лимон?

Ответы детей.

Стол № 2. «Лимонное дерево».

Воспитатель: А вы бы хотели вырастить лимонное дерево? Ответы детей.

Чтобы приступить к работе, нам необходимо одеть защитную одежду.

Перед нами горшки с почвой. Что хорошего в том, что они одинаковы. Смелее исследователи. Приступаем к посадке лимона. Нам помогут палочки. Красная отметка покажет, какую глубину ямки нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку. И с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым ему необходима еще и вода. Поливаем.

Что необходимо для роста (свет, вода, почва). Ухаживать за лимонным деревом совсем несложно. Мы с вами сейчас изготовим картинки – памятки. В первом окошечке нужно нарисовать. Что нарисуем? (солнце). Картинку, которая нам будет напоминать, что лимонному дереву необходимо много света. Лимонные деревья не переносят холодных ветров и сквозняков. Холодный сквозняк запрещен. Сквозняк зачеркнут. А какой запрещающий цвет мы выберем. Красный. Лимонные деревья необходимо поливать, понемногу. Каким символом мы изобразим полив? Капельку. А капельку какого размера? Большого или маленького? Маленького. И теперь наши памятки можно поместить в горшочки с почвой и лимоном. Они будут вам напоминать, как правильно ухаживать за лимоном. Мы закончили работу в лаборатории. Горшочки оставьте на столах. Можно снять защитную одежду, наша работа завершена.

Я считаю, что мы разгадали все секреты лимона. Мы сегодня с вами были исследователями. Вам было трудно? Максим, какой опыт тебе запомнился? Артем, какой опыт ты бы повторил дома? Таня вы дружно работали? Анжелика как ты считаешь, мы смогли помочь Незнайке разгадать секреты лимона?

Заинтересовать детей к дальнейшей работе, с помощью персонажа.

Передать с помощью письма, послание Незнайки. Настроить на сотрудничество в работе.

Провести беседу о лимонном дереве. Закрепить состав частей лимонного времени.

Провести дидактическую игру, «какой лимон», закрепить понятие какой.

Провести исследование частей лимона.

Провести познавательную беседу «где используют лимон»

Рассказать детям о полезности лимона.

Предостеречь, от аллергической реакции от лимона.

Предложить беседу о лимоне.

Рассказать о традиции России.

Рассказать правила поведения в лаборатории, подчеркнув их важность.

Через опыт, показать, как ведет себя лимон в чае.

Сделать вывод о влиянии лимона на чай.

Танец-разминка.

Заинтересовать в продолжении исследований.

Через опыт показать, почему лимон с кожурой тонет, а без кожуры нет.

Сделать вывод почему.

Предложить посадить лимонное дерево. Объяснить правила посадки.

Предложить разрешить проблемную ситуацию.

Предложить изготовить, памятки, визуально отражающие уход за деревом.

Подвести промежуточный итог занятия.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Запомнить интересный факт.

Ответы детей

Запомнить интересное о лимоне.

Запомнить, и соблюдать правила.

Понимать сущность опыта, видеть изменения, делать выводы, выражая свои мысли.

Танец- разминка.

Понимать сущность опыта, увидеть разницу, понять причину, сделать выводы, выражать свои мысли.

Ответы детей.

Предложить свои решения проблемы.

Проявить творческие способности.

Ответы детей.

Заключительная часть (рефлексия)

Аня, как ты считаешь, смогли мы помочь Незнайке разгадать секреты лимона? Не торопитесь с ответом!

На столе лежат зеленые и желтые картинки плодов, лимонного дерева, давайте разберемся, смогли ли мы помочь Незнайке, узнать секреты лимона. Если вы считаете что смогли помочь Незнайке, разгадать секреты лимона, то прошу вас прикрепить желтые плоды к дереву, если вы считаете что мы не смогли помочь Незнайке разгадать секреты лимона, то прошу вас прикрепить зеленые плоды к дереву.

Ребятки, а ведь Незнайка прислал нам еще и посылку, мы совсем про нее забыли, давайте ее откроем.

Воспитатель: Мне было очень приятно с вами проводить опыты. Вы прилежно и дружно трудились и секреты лимона нам с вами открылись. Я желаю вам успехов в выращивании лимонного дерева, пусть оно радует вас и ваших друзей. И дарит вам хорошее настроение.

Узнать мнение детей, смогли ли помочь Незнайке.

Сюрпризный момент.

Подвести итог занятия, поблагодарить за сотрудничество.

Ответ на вопрос.

С помощью картинок желтого и зеленого цвета, выразить результат помощи Незнайки.

Поблагодарить за угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия на тему "Секреты лимона"

Образовательная область: познание, занятие по экспериментированию с целью: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и ра...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности "Секреты лимона"

Цель: Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства....

Конспект занятия в старшей группе «Удивительные секреты лимона»

Расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах. В процессе занятия ребята в игровой форме раскроют некоторые секреты лимона....

Конспект занятия в подготовительной группе «Секреты лимона»

Цель: расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследо...

Конспект занятия "Секреты лимона"

Конспект занятия "Секреты лимона"...

Открытое занятие (аттестация)Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности «Секреты лимона»

Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности  «Секреты лимона» Организационная информация1Направление развития детейПознавательное развитие2Доминирующая об...