Главные вкладки

    Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Провозина Эльвира Николаевна

    Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_rekom.docx24.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Посмотри, мой милый друг,
    Что находится вокруг?
    Небо светло-голубое,
    Солнце светит золотое.
    Ветер листьями играет,
    Тучка в небе проплывает.
    Поле, речка и трава,
    Горы, воздух и листва,
    Птицы, звери и леса,
    Гром, туман и роса,
    Человек и время года –
    Это все вокруг природа.

    Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит через систему сезонных ежедневных прогулок.

    В процессе образовательной деятельности на прогулках у детей формируются основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.

    Общаясь с природой во время прогулки, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают детей заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.

    В пособии представлена система разработанных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста, сформированных по принципу тематизма. Материал отобран с учетом  национально-регионального компонента. Наблюдения за природными объектами и явлениями, а также простейшие опыты и эксперименты построены в соответствии с сезонными изменениями Белгородского региона. Для того чтобы помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», в содержание прогулок включены подвижные игры Оскольского края (и Белогорья в целом), а в качестве художественного слова использованы литературные произведения поэтов Белгородчины.

    Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, может быть полезно для родителей дошкольников.

    Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

    Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

    Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы.

    Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

    Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

    Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

    Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

    Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

    Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

    Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей

    Элементарные опыты и эксперименты – практические методы

    ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    В условиях детского сада расширение компетенций дошкольников о явлениях природы, о последовательности изменений в живой и неживой природе формируются не только через наблюдения, но благодаря опытам и экспериментированию на прогулке.

    Использование этих практических методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

    Ребенок в подготовительной группе более активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, почему идет дождь или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе самый эффективный метод познания и развития ребенка. Спасибо, объявление скрыто. Задачи познавательно-исследовательского процесса Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ: Увеличивать количество знаний об окружающей среде. Обучить детей рационально распределять время, составлять план действий, уметь сделать вывод. Научить детей пользоваться приборами для экспериментов. Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи. Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований. Виды познавательно-исследовательской деятельности Можно выделить два вида такого рода деятельности: Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес. Источники организации исследовательской деятельности К таким источникам можно отнести: События, происходящие в настоящее время: общественные или явления природы. Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом, задавая наводящие вопросы. Вымышленные события из художественного произведения, которое воспитатель читал детям. Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в группу и, особенно, заинтересовали сверстников. Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и экспериментировать с неживыми. Технологические аспекты исследовательской работы Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство. Спасибо, объявление скрыто. Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской деятельности: Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения. Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения. Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие пространства и соотношение разных миров, стран. Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками, рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в настоящее. Любой вид деятельности, выбранный из вышеуказанного списка, необходимо правильно организовать. Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать. Чем больше организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи, находить их решение, искать закономерности, изучать происхождение различных явлений. Задача воспитателя - помогать в поиске ответов, изучении, исследовании всего того, что заинтересовало детей. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые сделают еще один шаг навстречу взрослой жизни. Как проводится экспериментирование В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: Поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты. На какие вопросы нашли ответы? Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность прежде всего дает возможность ребенку найти ответы на следующие вопросы: Как это происходит? Почему именно так? Зачем проводить только такие действия? Каков будет результат действий? Почему так, а не иначе? Оборудование для экспериментирования Когда организовывается познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе, для экспериментов понадобится оборудование, оно может быть следующим: Разнообразные емкости. Измерительные приборы: весы, ложка, рулетки, линейки, песочные часы, термометр. Сито. Резиновая груша. Трубочки из пластика или резины. Лопатки, шпателя, палочки. Контейнеры из пластика. Цветные стеклышки. Материалы для исследований Какие материалы можно исследовать, когда проводится познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе: Вещества, которые повседневно используются в быту, например, соль и сахар, мука и чай. Шоколад. Средства гигиены. Природные материалы: шишки, семена растений, скорлупа орехов, желуди. Глина, почва. Кора, ветки деревьев. Разноцветная бумага. Поролон, ткань, мех. Вата, нитки. Кусочки резины. Правила безопасности для детей при экспериментировании Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так: Проводить опыты только в присутствии воспитателя. Начинать опыт только с разрешения. Если хочешь что-то сделать, сначала спроси. Материалы сыпучие брать только ложкой. При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками. Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности. Направленность исследовательской деятельности Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними. Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности: Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их свойств. Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света, электричества, звука). Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее. Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа). При планировании должны быть охвачены все темы в течение учебного процесса. Еще несколько слов о задачах ДОУ Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность в ДОУ - это решение, прежде всего, следующих задач: Необходимо создавать все условия для развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельного мышления. Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания и умения. Необходимо создавать преграды, побуждая ребенка к борьбе, достигать желаемого, найти ответ на вопрос с помощью творческих новых идей. Пополнять знания ребенка умениями, возможностью их совмещать. Вызывать интерес к нахождению зависимостей между вещами. При помощи познавательных коллективных игр учиться общению с другими детьми, искать рациональные решения, оказывать помощь или организовывать опыты. Как поддерживать интерес ребенка Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только, стимулировалась в ребенке. Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы новые знания, впечатления. Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное и помогать в этом. В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент, надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа. Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить все до конца. Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их формулировать. Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и любознательного человека

    Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Вывод. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

    В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ЛЕТОМ. ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ

    Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети ...

    Элементарные опыты и эксперименты – практические методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих...

    НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ как часть экологического образования детей дошкольного возраста.

    Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста  заключается в том, что большинство современных детей редко общаются с природой. В наше время, большинство родителей, уделяет ма...

    Методы ознакомление детей дошкольного возраста с природой вне занятий

    В материале описаны методы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой: наглядные, словесные и практические....

    Игра-метод по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

    Материал данной статьи указывает на важность формирования экологически целесообразного поведения личности, воспитании соответствующего отношения к природе....