НОД в средней группе по познавательному развитию (ознакомление с природой)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Виноградова Людмила Ивановна

Начало становления экологического мировоззрения приходится на дошкольный возраст. Главная роль здесь принадлежит педагогу. Будет ли организуемая деятельность интересна дошкольнику - от этого зависит, насколько ребенок усвоит знания, как станет проявлять свое отношениек миру , к природе, в частности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по познавательному развитию

Путешествие в лес.

Цель. Воспитание основ экологической культуры дошкольников.

Задачи. Дать детям представление о съедобных грибах (боровик, подберезовик) и несъедобных (мухомор). Развивать умение использовать исследовательские действия для выявления отдельных свойств грибов. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, формировать навыки поведения в лесу.

Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Материал. Игрушка еж, муляжи грибов, лукошко, природоохранительные знаки, подставка, мешочек с сушенными грибами. Группа оформлена как лесная полянка, используется муз. сопровождение.

Предварительная работа. Разучивание с детьми стихотворений, дидактические игры по теме «Осень», наблюдения.

Воспитатель. – Какое сейчас время года? (осень) Почему вы так думаете? (листья пожелтели, опали, стало холодно). Сейчас в лесу очень красиво. Послушайте, как об этом рассказал Александр Твардовский в своем стихотворении:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

     Мы отправляемся с вами путешествовать по осеннему лесу, полюбуемся его красотой и наберем грибов. Вот и лукошко у меня есть. Но сначала мы вспомним, как нужно правильно вести себя в лесу. На опушке развешаны знаки, которые показывают, что нельзя делать в лесу.

Воспитатель показывает природоохранительные знаки, дети называют их. Звучит мелодия, под музыку ребенок читает стихотворение:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Все открой, не утаи:

Что в глуши твоей таится.

Ты же видишь, мы свои!

     Все звери в лесу готовятся к зиме: одни запасают еду, другие готовятся к зимней спячке. -  Какие деревья растут в лесу? - Что происходит с деревьями осенью? Деревья сбрасывают листву и засыпают на зиму, чтобы весной опять порадовать нас зелеными листочками. – Какие деревья остаются всегда зелеными? Елям и соснам не страшны никакие морозы.  

Звучит музыка, изображающая медведя. – Кого напоминает вам эта музыка? Покажем, как ходит медведь: он неуклюжий, тяжелый, ходит медленно, раскачиваясь (моделирование действиями).

Звучит музыка, изображающая зайца. – Кого напоминает вам эта музыка? Покажем, как прыгают зайцы: быстро, легко, тихо, чтобы не услышала лиса (моделирование действиями).

    Дети, вы слышите, шелестит листва. Я посмотрю за деревом. Хотите узнать, кто это, - отгадайте загадку:

Под осинами, под елками

Лежит мешок с иголками. (еж)

Дети подходят к дереву и смотрят на ежа, в руки не берут. Постоим тихо, чтобы не напугать, и посмотрим на него. – Какой еж? (маленький, колючий, свернулся клубком, осторожный) – Что растет под деревом? Ежик, посмотри, какой красивый гриб. (воспитатель показывает на мухомор). Мы с детьми хотим набрать грибов. Дети, еж говорит, что этот гриб брать нельзя, он несъедобный, им можно отравиться. Я загадаю загадку про этот гриб, а вы отгадайте, как он называется:

Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый… (мухомор).

     Мухомор – несъедобный гриб. Трогать и топтать мы его не будем. Пусть стоит и украшает лес своей пестрой шляпкой. А еще им лечатся некоторые животные, и из мухомора делают лекарства. Так, хоть он и несъедобный, но приносит животным и людям пользу.

- Какая шляпка у мухомора? – Какая ножка у гриба? Шляпка у мухомора красного цвета с белыми горошинами, ножка с «юбочкой».

- Посмотрите, какой гриб я нашла. Это съедобный гриб. - Под каким деревом он вырос? Из загадки отгадайте как он называется:

В красивой шапочке расту

Среди корней березовых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подберезовик).

- Какого цвета шляпка у этого гриба? – Какая ножка, ровная ли она? У съедобных грибов нет «юбочки». У подберезовика тонкая длинная ножка.

     А вот еще один гриб (подходят к др. дереву). Его мы можем встретить под любым деревом. Называют его белый гриб или боровик. Посмотрите, вот он «царь грибов», какой важный. – Какая у него ножка, тонкая или толстая? – Какого цвета шляпка? – Есть ли «юбочка» у боровика? Белый гриб – съедобный.

Стихотворение читает ребенок:

Вот он гриб боровик!

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка толстая, как пень.

     Этот гриб называют «царем грибов», потому что он самый вкусный, на вид пышный, важный.

Дети, расскажите, ходили ли вы с родителями в лес? – Что вы там видели? – Собирали грибы? – Что можно приготовить из грибов? Я покажу вам сушеные грибы, понюхайте, какие они ароматные. Из них можно сварить суп, пожарить, сделать начинку для пирогов, засолить.

Игра «Съедобный – несъедобный». Дети под музыку собирают в лукошко съедобные грибы. Можно использовать карточки.

- А этот гриб-красавиц мы возьмем? Мухомор – несъедобный, его мы брать не будем. На полянке, в лесу выросло много грибов: и съедобных, и несъедобных; но мы собрали только съедобные грибы. (дети называют собранные в лукошко грибы).

     Нам поря возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? И мне очень понравилось гулять с вами по лесу. Лес красив и богат. Он одаривает нас всем, что у него есть: и грибами, и ягодами, и чистым воздухом. Поэтому надо беречь лес, и он всегда будет рад нас встретить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром ) «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

Целью занятия является продолжать ухаживать за комнатными растениями;закрепить знания о приемах ухода; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, ответствен...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет (средняя группа) «ОО Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром.

Данное планирование осуществляется в части, формируемой участниками образовательных отношений (в музее ДОО «ГОРНИЦА»)  (1 раз в месяц- 9 занятий)...

НОД с детьми средней группы по познавательному развитию Ознакомление с предметным и социальным окружением В мире стекла по ФГОС

НОД с детьми средней группы по познавательному развитиюОзнакомление с предметным и социальным окружениемВ мире стекла по ФГОС Познавательное развитие  Ознакомление с предметным и социальным ...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию: "Ознакомление с миром природы". Тема: "Путешествие в сказочный лес"

Конспект по ознакомлению с миром природы детей среднего дошкольного возраста. Тема недели: "Дикие животные"....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга».

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга»..Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых, закреплять з...

Викторина (конспект) в средней группе по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) : «Мир животных».

Цель: формировать экологическое сознание дошкольников; закреплять знания детей о диких животных; развивать зрительное и слуховое внимание, связную, речь, память; воспитывать познавательный интерес к д...