«Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с природой.

Человеческая культура рассматривается современными исследователями как творческая созерцательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель этой деятельности -синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой.

Наблюдение считается основным способом ознакомления детей с природой

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой»

(из опыта работы воспитателя И.А. Лесовых)

..Я считаю, что, воспитывая детей, беру на себя огромную ответственность перед их будущим, формируя у дошкольников первоначальные основы экологической культуры, умение осознавать свои действия, поступки, прогнозировать результат своей деятельности в общении с природой. С чего начать? Каждый начинает с того, что ему особенно близко. Меня с природой сблизила поэзия Букина, Пушкина, произведения Тургенева, Аксакова, научили меня видеть красоту и величие природы, блаженство ее форм, красок, запахов. Мы - часть природы. И если мы уважаем себя и заботимся о себе, то необходимо уважать природу, и заботится о ней. Любить природу искренне, пропитаться к ней настоящими и глубокими чувствами. Бездумное, а иногда жестокое отношение к природе бывает чаще всего результатам нравственной невоспитанности детей: когда они не могут понять состояние других людей, а тем более животных и растений, когда не умеют сочувствовать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь. Причина печального отношения к природе у дошкольников - это отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Поэтому осень важно, чтобы уже в детстве дети получали достоверные природоведческие занятия и приобретали практические навыки доброжелательного общения с природой.

Я считаю, что социальные эмоции и навыки, ребенок может приобрести не только в человеческом обществе, но и в большей степени в общении с природой. Общеизвестно, что в век коммерциализации отношений, особенно дефицитными являются чувства эмпатии, толерантности, ответственности и стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир социальной действительности - необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение ребенка с природой. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, росинками на трепещущем листке, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, то ребенок будет стремиться к сознанию красоты своими руками. Если у ребенка появится потребность спасти дождевого червяка, улитку на проезжей части, то можно быть уверенным, что ростки сочувствия и сопереживания зреют в его душе. «Не навреди» одна из заповедей в общении человека с природой. Несорванный цветок, неповрежденная пыльца на крыльях бабочки, не разоренный муравейник позволит ребенку в будущем быть терпимее и уважительнее к людям других религий. Какую помощь может оказать ребенок птицам живущим рядом. Скворечник весной, хлебные крошки насыпанные детьми в зимний период разовьют у дошкольников такие нравственные качества: как милосердие, доброта, забота о наших мелких братьях.

Эти качества проявляются в мире, человеческих отношений, когда повзрослевший ребенок будет заботиться о тех, кто слабее и беспомощнее его! Я, уверена, что вовремя политый ребенком комнатный цветок, вовремя покормленная аквариумная рыбка, приучат его к ответственности за все живое, ведь погибшую от голода рыбку, уже не вернешь. С раннего детства ребенок учится брать на свои хрупкие плечи ответственность и сопричастность со всем, что происходит.

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с природой.

Человеческая культура рассматривается современными исследователями как творческая созерцательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель этой деятельности -синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой.

Наблюдение считается основным способом ознакомления детей с природой. Для активизации мышления задаю им вопросы:

(Почему облетают листья? Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?)

Предлагаю сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

( Какое дерево сбросит листву раньше: тополь или ясень, почему ты так думаешь?)

Закрепляя впечатления использую художественное слово, народные приметы, загадки, ежедневно заполняем с детьми календарь природы. (Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «плошай»

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край. М.А. Познанская.)

«Падают с ветки золотые монетки».

«Дым столбом к морозу».

Наблюдение за живой природой, приносят реальные результаты. Так воочию увидев интенсивную осеннюю миграцию перелетных птиц, дети не только получили необычайно эмоциональные впечатления, но и закрепили знания о том, что гуси, лебеди летят клином, стая уток - линейно, мелкие птицы летят кучно. Раньше дети имели знания об этом явлении по эмоционально эстетическое удовлетворение они смогли получить увидев отлет птиц своими глазами. Впечатления детей были на столько сильными, что они обратились ко мне за дополнительной информацией. И в дальнейшем я посчитала нужным дать детям углубленное знание о птицах в виде занятий

а)        «Птицы наши друзья» родной язык.

б)        «Стая лебедей» аппликация, обрывания.

в)        «Уточки и воробушки» ручной труд, природный материал.

Кроме этого были проведены:

а)        Конкурс «Юных любителей птиц»

б)        Экскурсия в грачевник

в)        С помощью родителей изготовлены кормушки для зимующих птиц. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей у доступных явлениях и предметов природы стараюсь использовать разнообразные игры. Считаю что в них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Широко использую дидактические, подвижные, творческие игры. В ознакомлении детей с природой использую дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, фруктами и овощами («Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Чьи детки на этой ветке»).

Настольно печатные игры («Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Подбери плод», «Растения»).

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, воздухе, на земле».)

Подвижные игры («Уточки и ястреб», «Медведь и пчёлы», «Липкие пенёчки», «Гуси - гуси»).

Творческие игры с природным материалом: песком, снегом, глиной. Труд детей в природе организую в форме индивидуальных поручений и как коллективный труд. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе, что способствует формированию умения принять общую цель, договориться, согласовать свои действия, помочь товарищу (прополка огорода, поливка цветника, сбор семян, дежурство в уголке природы).

Мною замечено, что некоторые дети в игре, в общении со сверстниками замкнуты, отвержены, а трудовая деятельность позволяет им раскрыть свои лучшие качества, и стать востребованными в детском коллективе. В этом виде деятельности они из аутсайдеров переходят в лидеры приобретая при этом социальную значимость, в собственных глазах, а также в глазах других детей.

Таким образом, ребёнок пополняет копилку положительных эмоций, умение адаптироваться в социальном мире, проявлять чувства собственного достоинства.

Наблюдение, опыты, эксперименты, позволяет обогатить опыт ребёнка, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребёнок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребёнка, но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения, эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

(Потрогайте весной ствол берёзы и рябины, сравните какой ствол теплее? Наберите как можно больше семян разных видов и рассмотрите их. Как разнообразны их формы и размеры! Затем подбросьте семена в воздух и проследите, как далеко улетит семечко, прежде чем упасть, интересно, кто стал чемпионом? Опыты с магнитом, водопроницаемость песка и глины, свойство снега, разная потребность растений во влаге.)

Для рассказа детям использовала разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, рассказы известных писателей, очерки из газет и журналов, обязательно сопровождая иллюстративным материалом, фотографиями, картинками. Рассказы стараюсь подбирать занимательные, с ярким, динамичным сюжетом, эмоциональные.

Перед наблюдениями или экскурсией использую предварительную беседу, уточняю опыт детей, устанавливаю связь предстоящего наблюдения с имеющимися у детей знаниями.

Итоговую беседу использую как систематизацию и обобщения полученных фактов, их конкретизацию, закрепление, уточнение. Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнаем грача? Почему грачи прилетают раньше других птиц. Почему не все птицы прилетают одновременно.

В своей повседневной работе сочетаю художественное слово с непосредственными наблюдениями людей. Небольшой рассказ, сказка предшествуют наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению. Например, перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, читаю рассказ «Под снегом на лугу» или сказку «Мороз-Иванович».

Работая в данном направлении, я решила расширить кругозор знаний не только детей, но и их родителей. Особенно актуально это было в случаях, когда ребёнок проявлял открытую агрессию, антипатию к растениям, животным, насекомым. В приватной беседе с родителями таких детей, я выясняла истинную причину такого поведения, проводила консультации для родителей по вопросам экологической культуры, и социальной адаптации ребёнка средствами общения с природой. Чаще основной причиной неадекватного поведения детей в природе, являлось экологическая неграмотность, нравственная глухота некоторых родителей. Таких родителей, я активно привлекала к сотрудничеству

(Дни открытых дверей, занятия, экскурсии, праздники, совместная трудовая деятельность, изготовление скворечников, кормушек для птиц и т.д.) Я активно популяризирую свой опыт работы среди коллег своего ДОУ. Были проведены консультации:

Моя мечта - растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению к людям. И я надеюсь, что уроки добра полученные в детстве, яркие эмоциональные моменты общения с природой, помогут каждому ребёнку стать гармонично развитой личностью, занять достойное место в системе отношения со взрослыми и сверстниками.

Активизируем детскую любознательность

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Родители создают ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Вы можете использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы- предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

•        Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

•        Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

•        Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

•        Как растения защищаются от врагов?

•        Как растения защищаются от зимней стужи?

•        Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?

•        Почему береза не боится весенних заморозков?

•        Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

•        Почему облетают листья?

•        Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?

•        Почему их так называют:        мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник,

тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

•        Почему растения весной быстро растут?

•        Почему нельзя сжигать старую траву?

•        Растет ли дерево зимой?

•        Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

•        Что случится, если не будет растений?

•        Что случится, если на лугах не будет насекомых?

•        Почему растения называют "детьми солнца"?

•        Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?

•        Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Знаете ли вы, что...

...не все водоросли являются растениями? Самые древние - сине-зеленые (те, которым Земля обязана появлением кислорода в атмосфере) - ближе к бактериям, чем к растениям. Они появились в океане за 2,5 млрд. лет до появления наземных растений.

.. .не все водоросли живут в воде? Некоторые водоросли обитают в почве.

.. .самые долгоживущие растения - лишайники? Они очень медленно растут, но и являются рекордсменами долголетия.

... не все цветки растений хорошо пахнут? Есть растения (например, кирказон обыкновенный), которые опыляются мухами. Чтобы привлечь внимание этих специфических помощников, растение создало себе цветок с запахом и цветом тухлого мяса.

...много лет назад на Земле росли папоротники высотой до 30 м? Если лечь в зарослях папоротников лицом вверх, можно представить себе, как выглядела земля в каменноугольный период.

...среди растений есть хищники, которые питаются насекомыми? К ним, например, относятся росянка (обитает в средней полосе России), лиана пепентеса (обитательница тропических лесов Азии), венерина мухоловка (растет в Америке). Эти растения привлекают насекомых сладковатыми капельками клейкого сока на своих листьях или цветках. Насекомое приклеивается к листу, лист сворачивается, растение выделяет едкую жидкость, которая убивает и растворяет жертву. От нее остается лишь пустая шкурка. Растения-хищники обычно живут на болотах, где испытывают "голод" из-за недостатка минеральных солей. Вот и приходится им "промышлять животинкой".

...бананы и ананасы растут вовсе не на пальмах, а на многолетних травах? Банановая трава - высокая, до 15 м в высоту. А ананасовая - небольшая, не выше 60 см.

...дикие бананы невозможно есть из-за обилия косточек в плодах?

...съедобные бананы бывают не только желтого цвета, но и красного? Но нежная мякоть красных бананов не выносит транспортировки, поэтому мы их никогда не видели.

... самое быстрорастущее растение - бамбук? За сутки бамбук вырастает почти на 90 см и может проломить своими ростками асфальт. В старину в Японии существовала казнь бамбуком: приговоренного к смерти клали на побеги бамбука, который за несколько часов прорастал сквозь человека и убивал его.

.. .бамбук цветет один раз в 50-100 лет? После цветения бамбуковые леса полностью погибают. Это настоящее бедствие для владельцев бамбуковых зарослей.

...камышом обычно неправильно называют другое прибрежное растение - рогоз? Это рогоз имеет знаменитые черные "плюшевые" початки, которые так нравятся любителям.

Но и камыш, и рогоз - родственники осоки.

.. .бумагу делают из дерева? В первую очередь на ее изготовление идет еловая древесина.

А предшественником бумаги был папирус. Папирус получил свое название от названия растения, из которого его изготовляли. Родственника циперуса папируса можно часто увидеть среди комнатных растений.

...опылителями растений могут быть не только ветер и насекомые, но и мелкие животные? Цветки баобаба, например, опыляют летучие мыши и лемуры.

.. .цветки гигантов баобабов живут только одну ночь? Расцветают на закате и вянут на рассвете.

.. .резину получают из сока дерева - гевеи бразильской? Этот сок называется каучук. ...корень растения женьшень по форме напоминает человека? Название "жень-шень" происходит от китайского слова, которое в переводе обозначает "человек-корень".

.. .одно дерево баньян может походить на целый лес? Старый баньян со своими корнями, спускающимися от веток к земле, может занимать площадь до 1 га.

Счастье для ребёнка: с папой на рыбалку

Лучшее время для рыбалки, когда идет теплый, равномерный, прямой дождь, а также новолунье. Рыбалка - превосходный и здоровый способ эффективно провести свободное время. Это занятие учит общению с родной природой, пробуждает к её познанию. Собираясь ранним утром на рыбалку с отцом, ребёнок сможет наблюдать восход солнца над водой, пробуждение природы, услышать песни птиц в прибрежных зарослях. Незабываемыми бывают первые встречи с рекой, озером или даже ручейком. Заводь водоема, густо покрыта крошечными зелёными «листочками» - это ряска. Зелёный кружочек - не лист: листьев у ряски нет. Это листовидный стебель - листец, от которого отходит один корешок, служащий больше для равновесия. Окраины водоёма заняли осоки, хвощи, ирисы, стрелолисты. Это пояс мелководных растений, которые при понижении уровня водоёма переходят жить на сушу, и поэтому могут быть названы растениями - амфибиями. На более отдаленном месте от берега, и более глубоком, разрослись камыши, тростники, рогоз. Эти растения часто путают, и называют камышами. Над берегом и водой летают разнообразные насекомые. Очень нежные, хрупкие голубоватые стрекозы называются - стрелками, зеленоватые - лютками, а с фиолетово - синими блестящими крыльями - стрекозами - крылатками. Стрекозы - воздушные хищники. Свою добычу: мух, комаров, бабочек, и других насекомых - они схватывают на лету и пожирают с помощью сильного грызущего ротового аппарата. Стрекоза - полезное насекомое и её не следует уничтожать. Рыбалка - занятие старое как мир. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что наши предки добрых несколько тысяч лет до н.э. использовали костяные крючки. Таким образом, уже успешно ловили рыбу удочкой. Очевидно, водоёмы были чистыми, без ядовитых загрязнений, рыба сама шла на крючок. Поведение рыболова на месте ужения должно быть прежде всего бесшумным и достаточно незаметным для рыбы. Причем, громкий разговор не пугает рыбу, так как звуковые волны, расходящиеся в воздухе, плохо проникают в воду. Но достаточно с сильным нажимом ступить по берегу, ударить чем-либо о лодку и т.д., чтобы распугать всю рыбу. Очень важно правильно прятаться от рыбы, которая видит то, что происходит на берегу, быстро обнаруживает рыболова. К месту ловли следует приближаться медленным легким шагом, наклонившись, располагаться, по возможности, за кустарниками или деревьями, прямо или боком к солнцу, чтобы на поверхности воды в месте предполагаемого лова не появилась ваша тень, которая может испугать рыбу.

Для ужения лучше избегать мест, которые часто посещают рыболовы, а искать места менее доступные. Весной рыбы предпочитают держаться в более глубоких местах. В это время они кормятся около берега, между корягами, в траве, у зарослей камыша, в заболоченных местах.

Вообще, в период с весны до осени основным местом обитания многих видов рыб является водная растительность. Она не только прячет рыб от их постоянных врагов, но и является для них кормом в виде различных водных насекомых, которыми рыба также питается. Кроме того, водная растительность богата кислородом. Понятно, что выбирать для ловли надо именно такие места. Пойманную рыбу лучше всего держать в садке, опущенном в воду. Не нанизывайте ее на ветку или шнур. Никому и никогда нельзя умышленно причинять боль без нужды. Мелкую рыбу лучше выпустить обратно в воду сразу же после подсечки.

Образные средства воспитания у детей

интереса и любви к природе.

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «мама», начнет ходить, откроет первую книжку. В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок начинает путешествие в познание. Этот мир волнуете его, будит интересы, воображение, фантазию.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.

Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании малышей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю, не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Предметом чтения могут стать, прежде всего, произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.

Если дети хотя бы один раз увидели книгу с картинками, услышали чтение доступных их возрасту рассказов или сказок, они уже полюбили книгу.

Выбирая книгу, обратите особое внимание на то, чтобы в ней было как можно больше картинок. Рисунке в книжке подчас более важны для ребенка, чем сам текст, особенное для ребенка 2-3-х лет. Особенно малыши любят сказки. Сказка заняла настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок» Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Детям младшего дошкольного возраста (2 - лет) интереснее сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) доступны и многие волшебные сказки. Своим содержанием сказки вызывают у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу. Сказки можно использовать и в более узких, но очень важных воспитательных целях - в привитии детям санитарно-гигиенических и культурных навыков. Сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» наряду с замечательными стихами В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и А. Барто «Девочка чумазая», могут служить в семье прекрасным и действенным средством воспитания привычки к чисто и любви к порядку.

Дети придирчиво следят за тем, чтобы изображенное не противоречило тому, что видели в жизни.

Дети младшего дошкольного возраста (2-3 года) не всегда могут отличить возможное и невозможное, ведь их опыт еще очень мал.

Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляться очень рано. В младшем дошкольном ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи - потешки, позже в возрасте от 2 до 5 лет - стихи- небылицы.

При выборе книг необходимо учитывать, что дети особенно любят стихи, в которых дети действующие лица. Задача приобщения ребенка к красоте природы решается через изображения растений, животных.

Рисование - один из действенных методов воспитания любви и бережного отношения к природе. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важно как средство активации эстетического восприятия детьми природы. Детям можно предложить раскрасить изображенные листья деревьев, отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают, нарисовать те или иные растения, тех или иных животных.

По-разному можно рассказать детям о животных. Существуют сотни превосходных мультипликационных и кукольных фильмов, диафильмов, записей радиопередач. Содержание образов детского воображения обогащается в играх и развлечениях. Чтобы способствовать развитию у ребенка фантазии нужно создавать все необходимые условия для самой разнообразной творческой деятельности малыша. Ребенку нужны игрушки или то, чем их можно заменит, например: шишки, палочки, кубики и т.п.

Чем богаче опыт ребенка, тем богаче содержание его собственной творческой деятельности, его рисунков, сочиненных им сказок, стихов.

Для того чтобы игры и рисунки детей были разнообразными и содержательными надо позаботиться, чтобы такими же были их впечатления и знания об окружающем мире. А эти знания и впечатления ребенок черпает из совместных с вами прогулок, экскурсий.

И все-таки не книги, не радио, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его развитии.

Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родителей на тему: "Игра, как средство общения ребенка с природой".

Сообщение для родителей на тему: «Игра, как средство общения ребенка с природой». Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток пре...

Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.

Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии»....

занятие для детей подготовительных к школе "Развитие социальных эмоций "Путешествие в страну Эмоционалию""

Занятие для детей подготовительных к школе групп по развитию социальных эмоций...

Консультация "Общение ребенка с природой"

Консультация "Общение ребенка с природой"...

Развитие социальных эмоций у дошкольников

Статья о современных принципах развития социальных эмоций детей дошкольного возраста...

"Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой"

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...