Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лакомова Ирина Сергеевна

Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы (познавательно – исследовательской деятельности)

Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии».

Цели:  развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного                возраста.

           

 Задачи:

  • Расширить эмоциональный опыт детей.
  • Увеличить границы сознания.
  • Развивать коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения
  • Развивать нравственную саморегуляцию поведения (умение проявлять эмоции, не причиняя вреда окружающим).
  • Формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе,     развивать способность к рефлексии, утверждению собственного Я («Я сам!», «Я сделаю!», «Я сумею!»).
  • Формировать положительную мотивацию к общению.

         

 Актуальность: В работе с детьми использование метода проекта. Основывается на личностно – ориентированном подходе. В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения необходим творческий исследовательский поиск. Результаты, которого обобщаются и объединяются в единое целое. В моей деятельности был создан такой проект, направленный на развитие социальных эмоций.

         

 Этапы реализации:

  • Этап целепологания;
  • Этап разработки проекта;
  • Этап выполнения проекта;

        

Организованная образовательная деятельность

Цель: развитие самосознания детей, минимизация нарушений системы

личностных отношений и негативных вариантов личностного развития

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой в группе;
  • снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы;
  • снизить импульсивность, тревогу, агрессию;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
  • развивать способность к рефлексии;
  • расширить эмоциональный опыт;
  • развивать способность к самоидентификации;
  • диагностировать эмоциональное состояние детей.

Форма работы: подгрупповая.

Количество участников: 6.

Условия проведения: палас, звуковоспроизводящая аппаратура, набор тканей разного цвета, бумага для рисования, цветные мелки.

Описание игр:

  1. Игра «Искорка».

Здравствуйте, ребята! Давайте передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. Искорка будет в виде пожатия руки. Рукопожатие будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем. Искорка вернулась ко мне, пройдя всех! Спасибо!

  1. Знакомство с «волшебным» цветком.

Дети стоят вокруг «волшебного» цветка, задрапированного из тканей следующих цветов:        желтый, красный, синий, голубой, зеленый,

коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый. Дети по очереди называют громко свое имя и становятся на понравившийся «лепесток».

  1. Релаксационное упражнение «Краски и картина».

Воспитатель предлагает детям лечь поудобнее и накрыться выбранным лепестком {включается релаксационная музыка).

  • Посмотрите сквозь лепесток и обратите внимание, каким стал мир вокруг вас..., закройте глаза и представьте, что вы - краска, выбранного цвета. Вы яркие и красивые. Представьте, что кто-то взял вашу краску и нарисовал картину. Постарайтесь увидеть, что нарисовано на ней...

  1. Рисование мелками. Детям предлагается нарисовать представленную картину и описать ее, рассказать какие чувства она вызывает (задание выполняется под музыку).
  2. Игра «Изобрази цвет». Воспитатель предлагает представить, что дети разучились говорить и просит их показать движениями свой цвет.
  3. Рефлексия.

Дети с помощью взрослого осуществляют рефлексию:

  • Что вы чувствовали, работая со своим цветом?
  • Какой цвет ты хотел выбрать, и какой - был вынужден выбрать?
  • Какое настроение у тебя сейчас, какой цвет ты выбрал бы сейчас?
  1. Игра «Прикоснись к цвету».

На счет три дети дотрагиваются до того цвета, который им нравится в данный момент больше всего? Воспитатель фиксирует выборы и обращает внимание детей на то, что у них будет возможность поработать с этим цветом на следующем занятии.

  1. Заключительная игра «Я есть...».

Дети выкрикивают свое имя, соблюдая алгоритм действий:

  • Я (топают правой ногой)
  • есть (топают левой ногой)
  • Аня (выпрыгивают с поднятыми над головой руками).

Список литературы:

1/ Л.Р. Постоева, Г.А. Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. - М.: Книголюб, 2006.

2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

Организованная образовательная деятельность

Цель: развитие самосознания детей, минимизация нарушений системы

личностных отношений и негативных вариантов личностного развития.

Форма работы: подгрупповая.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой в группе;
  • привлечь внимание к цвету;
  • экспресс-диагностика эмоционального состояния;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
  • способствовать идентификации ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения к своему Я;
  • стимулировать творческое самовыражение;
  • развивать способность к рефлексии как определенного понимания и умения оценивать себя;
  • развивать способность к самоидентификации, утверждению собственного

Я.

Количество участников: 6.

Условия проведения:        палас,        звуковоспроизводящая аппаратура,

релаксационная музыка, набор цветных тканей, пластилин, гуашь, мелки, бумага, картон, ножницы, клей.

  1. Приветствие «Ласковые имена».

Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени.

  1. Сказка «Разноцветные имена».

Воспитатель. Мне очень понравилось, как вы ласково друг друга называли по имени. Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об именах. Хотите, я вам ее расскажу.

(Дети свободно располагаются на коврике, а педагог читает сказку.)

* * *

Однажды детки крепко-крепко спали. И приснился им интересный, цветной и очень красивый сон. В этом сне все было разноцветным. И все меняло свои цвета. Небо могло быть синим, потом — оранжевым, голубым и фиолетовым. Могло даже стать серым или черным, если у него было плохое настроение.

Это была волшебная страна! Страна разноцветных имен. Здесь у всех людей были имена разных цветов: красные, синие, зеленые, фиолетовые, желтые, коричневые, голубые и еще разные -разные. Люди очень любили свои имена. И рассказывали всем, какого цвета у них имя. Все имена были красивые. Когда люди встречались, они спрашивали друг у друга, какого цвета у них имя. Потому что каждый день имена бывали разного цвета, смотря какое настроение было у этого человека.

И жили в этой стране брат и сестра Тим и Тома. Они не любили свои имена. И когда бабушка звала их домой с улицы, они не откликались. Их имена загрустили и стали серого, а потом черного цвета. А однажды совсем ушли. Утром брат и сестра опоздали в детский сад, потому что мама не разбудила их, ведь у них не было имен. Как же их будить? На улице ребята не звали их играть, потому что не знали, как их называть. Бабушка не смогла их позвать на обед, и они остались голодные. Они даже не могли поговорить друг с другом, ведь брат не з: как назвать свою сестру, а сестра — брата. А вечером был большой праздник и папа раздавал всем замечательные подарки. Он говорил: «Это маме Марине это папе Сереже, это бабушке Даше, это деду Гене». А мальчику и девочке досталось подарков, потому что они были для Тимы и Томы, а таких имен в доме не было. Загрустили брат и сестра. И когда вечером пошли спать, стали просить прощения у своих имен. Они обещали их любить и называть друг друга только ласковыми именами, а не так, как раньше, — Тимка и Томка. Утром услышали, как мама будит их: «Тим, Тома вставайте, пора в детский сад». Они так обрадовались возвращению своих имен, что их имена засверкали разными цветами, как радуга, а может быть — как солнышко или как блестящий дождик, а может — как полянка с цветами или как красивая бабочка.

Имена всех-всех людей могут быть разноцветными. И если вы любите свое имя, оно будет ярким и красочным. А если вы кого-нибудь называете грубым именем: Маринка или Вовка, то их имена могут обидеться и стать черного цвета, а кому хочется, чтобы у него было черное имя. Давайте же не будем обижать имена ни свои, ни чужие, пусть они всегда будут разноцветными, тогда в будет весело и счастливо жить!

Ваши родители так любят вас и ваши имена! Когда они вас называют ласковыми именами, то имена становятся теплыми и пушистыми. Когда вам нравится, как называют вас родители, обязательно прижмитесь к маме или папе, бабушке или дедушке, к брату или сестре. И они почувствуют, какими вы стали теплыми и ласковыми. Может, тогда они еще чаще будут вас так называть.

  1. Упражнение «Какого цвета твое имя?» (с цветными тканями - « лепестками»).

Представьте, каких цветов и на что похожи сейчас ваши имена. Можете встать и немного потанцевать под музыку, но сначала возьмите ткань того цвета, которое похоже на ваше имя.

4. Релаксационное упражнение «Мое имя».

(Музыкальное сопровождение меняется).

Воспитатель: Слышите волшебные звуки музыки... Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя, как оно выглядит, из чего оно сделано, как оно пахнет, как двигается.

  1. Творческая мастерская «Наши имена».

Воспитатель: А теперь, используя эти волшебные предметы (пластилин, гуашь, мелки, бумагу, картон, ножницы, клей и т.д.), попробуйте смастерить свое имя. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе.

Под музыку дети выполняют задания. После завершения работы они садятся в круг и представляют свои имена.

Список литературы:

1/ JI.P. Постоева, Г.А. Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. - М.: Книголюб, 2006.

2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

4/ Н.Ю. Куражева. Цветик-семицветик. - СПб.: Речь, 2011.

Организованная образовательная деятельность

Цель: развитие самосознание детей, минимализация нарушений системы личностных отношений вариантов личностного развития

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой в группе;
  • привлечь внимание к цвету;
  • экспресс-диагностика эмоционального состояния;
  • формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения;
  • стимулировать творческого самовыражения;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
  • способствовать получению позитивного двигательного опыта, снятие психомышечного напряжения;
  • развивать двигательную произвольность;
  • развивать способность к рефлексии;
  • развивать способность к самоидентификации.

Форма работы: подгрупповая.

Количество участников: 6.

Условия проведения:        палас,        звуковоспроизводящая аппаратура,

релаксационная музыка, набор тканей.

Описание игр:

1. Приветствие «Ласковые имена».

Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени.

  1. Упражнение «Выбери лепесток».

Дети стоят вокруг «волшебного» цветка, задрапированного из тканей следующих цветов:        желтый, красный, синий, голубой, зеленый,

коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый. Дети по очереди называют громко свое имя и становятся на понравившийся «лепесток».

  1. Упражнение «Подарок» (из ткани).

Педагог предлагает детям подарить друг другу свои лепестки с добрыми пожеланиями.

  1. Упражнение «Моя волшебная страна» (с тканями).

Детям предлагается присесть на свой лепесток и представить свою «Волшебную страну» и описать ее. Например, мой лепесток белого цвета

  • это снежное поле, оно сверкает на солнце ... (задание выполняется под музыку).

Воспитатель подытоживает, какие волшебные страны придумали дети и предлагает отправиться в путешествие по ним.

  1. Психодинамическая медитация «Путешествие».

Каждый ребенок приглашает остальных в свою Волшебную страну. Педагог помогает детям перевоплотиться, вербализируя детские представления.

/Сказочный лес. Мы в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем к болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягивает из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам... а сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают ноги.

Вода. Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она теплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошел дождь. Это сказочный дождь, он дает силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника. Но вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через нее.

И так далее.

  1. Игра с волной (тканью голубого цвета).

'' Педагог изображает волну при помощи ткани. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» {ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».

  1. Рефлексия.

Дети с помощью взрослого осуществляют рефлексию:

  • Что вы чувствовали, работая со своим цветом?
  • Какой цвет ты хотел выбрать, и какой - был вынужден выбрать?
  • Какое настроение у тебя сейчас, какой цвет ты выбрал бы сейчас?
  1. Заключительная игра «Я есть...».

Дети выкрикивают свое имя, соблюдая алгоритм действий:

  • Я (топают правой ногой)
  • есть (топают левой ногой)
  • Аня (выпрыгивают с поднятыми над головой руками).

Список литературы:

1/ Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002.

2/ О.А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

3/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.

4/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001.

Научный руководитель: Шубина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».

В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию.  Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...

Игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Игры по развитию социальных эмоций направлены на многообразие переживаний, значимые для ребёнка, в процессе игры происходят глубокие преобразования эффектных тенденций и замыслов, сложившихся в его жи...

Игры, упражнения для развития базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

    Изучение эмоции начинается с теоретического обсуждения с детьми изучаемой эмоции....