Опыты
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Радькова Татьяна Александровна

Опыты с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

познакомить детей с песком, его свойствами, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:        

  • Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
  • Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
  • Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Методы и методические приёмы:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • создание проблемной ситуации;
  • исследовательский;
  • экспериментально-опытный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • моделирование (схемы свойств песка);
  • игровой;
  • совместная деятельность с детьми.

Возраст

Опыты и эксперименты

 Старший дошкольный возраст

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа, подносы с песком, поднос с мокрым песком, различные формочки, сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход занятия

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Здравствуйте дорогие мои ребята! Сегодня мы с Вами будем проводить опыты и не простые опыты, а волшебные! Кто из Вас может мне  сказать, что такое опыт?

Дети отвечают: «Опыт – это способ получить новые знания»

Молодцы, ребята! Угадайте, ребята, почему опыты у на будут волшебными?

Дети отвечают

 Правильно, потому, что мы с вами будем узнавать новые игры с песком, да не просто игры, а игры, которые похожи на настоящие фокусы волшебника!

Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать,

И в «куличики» играть.

Дети. Песок.

Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.

А теперь давайте с Вами проведем опыт, с помощью которого мы с Вами узнаем, откуда берется песок.

Опыт  1«Откуда берётся песок»

Ребята! Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется? (песок)
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок? (терли камни друг о друга)
  • Как в природе появляется песок? (камни разрушаются от солнечного тепла, вода и ветер тоже разрушают камни)

Молодцы, ребята, правильно, ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Как Вы думаете, ребята, а что будет с песком, если мы нальем в чашку с ним воды? (он намокнет). Да, верно, песок, как губка, впитает в себя воду.

Опыт 2. Пироги

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода). 

Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. 

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Ребята, рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Таким образом, нам с Вами удалось установить, что мокрый песок не сыпется, он лепится.

Дети делают «пироги».

Моделируется свойство – песок лепится.

Опыт 3 «Легко ли сыпется песок»

А теперь, ребята, давайте наберем в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?

Дети выполняют задание. Да сухой песок легко сыпется.

Таким образом, мы с Вами выяснили, что сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Устали? (да) предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать зарядку!

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Опыт 4  Песок или глина лучше пропускает воду?

Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.

В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).

Опыт 5. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

А сейчас, ребята, давай        те с Вами проверим, примет ли песок любую форму, которую нам захочется ему придать? Давайте насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Таким образом, в результате проведенного нами опыта нам удалось установить, что мокрый песок принимает любую форму.

 

Опыт 6. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Сейчас мы с Вами проверим, остаются ли отпечатки рук на сухом и мокром песке. Давайте начнем с сухого песка.

  • Хорошо видны отпечатки? (нет, плохо)

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Следовательно, на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная фантазия» (рисование сухим песком)

Наше с Вами занятие подходит к концу и остался всего лишь один опыт

Перед вами рисунок, давайте с вами обведем его клеящим карандашом (дети выполняют задание). А теперь давайте насыплем на рисунок сухой песок. (дети выполняют задание).

Хотите посмотреть, что из этого получится? (да) Тогда давайте стряхнем лишний песок с рисунка на поднос (дети выполняют задание).

Красивые рисунки у нас с Вами получились? (да). Таким образом, нам с Вами удалось опытным путем установить, что сухим песком модно рисовать!

Опыт 7. Вода и песок

Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).

Иллюстрация колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок)

- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)

Моделируем свойство пропускаемости воды

- А что еще. Рассказ: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.

- Хотите проверить?

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Дети делают самостоятельно.

Молодцы ребята! На этом наше с Вами сегодняшнее занятие закончено. Понравилось Вам проводить опыты с песком? (да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...