Опыты
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель:
познакомить детей с песком, его свойствами, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
- Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
- Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
- Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.
Методы и методические приёмы:
- беседа;
- наблюдение;
- создание проблемной ситуации;
- исследовательский;
- экспериментально-опытный;
- объяснительно-иллюстративный;
- моделирование (схемы свойств песка);
- игровой;
- совместная деятельность с детьми.
Возраст
Опыты и эксперименты
Старший дошкольный возраст
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа, подносы с песком, поднос с мокрым песком, различные формочки, сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход занятия
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Здравствуйте дорогие мои ребята! Сегодня мы с Вами будем проводить опыты и не простые опыты, а волшебные! Кто из Вас может мне сказать, что такое опыт?
Дети отвечают: «Опыт – это способ получить новые знания»
Молодцы, ребята! Угадайте, ребята, почему опыты у на будут волшебными?
Дети отвечают
Правильно, потому, что мы с вами будем узнавать новые игры с песком, да не просто игры, а игры, которые похожи на настоящие фокусы волшебника!
Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.
Он и желтый, и сыпучий
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь можешь брать,
И в «куличики» играть.
Дети. Песок.
Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.
А теперь давайте с Вами проведем опыт, с помощью которого мы с Вами узнаем, откуда берется песок.
Опыт 1«Откуда берётся песок»
Ребята! Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыплется? (песок)
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
- Как мы получили песок? (терли камни друг о друга)
- Как в природе появляется песок? (камни разрушаются от солнечного тепла, вода и ветер тоже разрушают камни)
Молодцы, ребята, правильно, ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Как Вы думаете, ребята, а что будет с песком, если мы нальем в чашку с ним воды? (он намокнет). Да, верно, песок, как губка, впитает в себя воду.
Опыт 2. Пироги
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Ребята, рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Таким образом, нам с Вами удалось установить, что мокрый песок не сыпется, он лепится.
Дети делают «пироги».
Моделируется свойство – песок лепится.
Опыт 3 «Легко ли сыпется песок»
А теперь, ребята, давайте наберем в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?
Дети выполняют задание. Да сухой песок легко сыпется.
Таким образом, мы с Вами выяснили, что сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Устали? (да) предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать зарядку!
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Опыт 4 Песок или глина лучше пропускает воду?
Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.
В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).
Опыт 5. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
А сейчас, ребята, давай те с Вами проверим, примет ли песок любую форму, которую нам захочется ему придать? Давайте насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
- Какие фигурки получились?
- Из какого песка удалось сделать фигурки?
Таким образом, в результате проведенного нами опыта нам удалось установить, что мокрый песок принимает любую форму.
Опыт 6. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Сейчас мы с Вами проверим, остаются ли отпечатки рук на сухом и мокром песке. Давайте начнем с сухого песка.
- Хорошо видны отпечатки? (нет, плохо)
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
- Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Следовательно, на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итоговое мероприятие: «Песочная фантазия» (рисование сухим песком)
Наше с Вами занятие подходит к концу и остался всего лишь один опыт
Перед вами рисунок, давайте с вами обведем его клеящим карандашом (дети выполняют задание). А теперь давайте насыплем на рисунок сухой песок. (дети выполняют задание).
Хотите посмотреть, что из этого получится? (да) Тогда давайте стряхнем лишний песок с рисунка на поднос (дети выполняют задание).
Красивые рисунки у нас с Вами получились? (да). Таким образом, нам с Вами удалось опытным путем установить, что сухим песком модно рисовать!
Опыт 7. Вода и песок
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
Иллюстрация колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок)
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
Моделируем свойство пропускаемости воды
- А что еще. Рассказ: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.
- Хотите проверить?
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Молодцы ребята! На этом наше с Вами сегодняшнее занятие закончено. Понравилось Вам проводить опыты с песком? (да).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-516558-1420653406.jpg)
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-472004-1422254897.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-593104-1478949020.jpg)
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...