Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зима.

Наблюдение № 1.

За солнцем (световой день).

Зимой солнце светит мало и световой день совсем короткий. Утром, когда дети идут в детский сад и вечером, когда уходят домой, темно, а к концу зимы становится все светлее. Утром можно наблюдать восход солнца, на вечерней прогулке обратить внимание на яркие краски зори, на сияние звезд, луны.  

Художественное слово: Стали дни короче,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозы-

И зима настала.

Вопросы к детям:

- Как объяснить пословицу: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»?

- Почему звезды не видно днем?

Обогащение словаря:  восход солнца, звезды, луна, зоря…

(Придумывание загадок на тему: «Зима».)

Наблюдение № 2.

За солнцем.

   В морозный солнечный день обратить внимание детей на то, что небо ясное, солнце светит ярко, но на улице сильный мороз. Сделать вывод, что зимой солнце светит, но не греет.

Художественное слово:  Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши –

Очень рады солнышку.

Вопросы к детям:

- Какое солнце было летом? Какое сейчас?

- В какие игры можно играть с солнышком?

 

Обогащение словаря:  морозный, солнечный…

(Игра с зеркальцами «Чей солнечный зайчик быстрее?».)

Зима.

Наблюдение № 3.

За небом.

   Отметить, что небо зимой в основном серого цвета, имеет мрачный вид. По небу часто проплывают тяжелые, темные снежные тучи.

Художественное слово:  Как по небу с севера

                                        Плыла лебедь серая,

                                        Плыла лебедь серая

                                        Вниз кидала, сыпала

                                        На поля, озерушки

                                        Белый пух да перышки.

Вопросы к детям:

- Какое сегодня небо?

- Что может плыть по небу?

Обогащение словаря:  серое, мрачное, тяжелое, темное, кидала, сыпала, пух, перышки…

(Игра-фантазия «Нарисуй небо».)

Наблюдение № 4.

За облаками.

 

   Обратить внимание детей на облака, напомнить, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно?  На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Художественное слово:  Я сегодня видел сам:

                                        Слон летел по небесам!

                                        В синеве он важно плыл,

                                        Даже солнце заслонил.

                                        А потом случилось чудо:

                                        Превратился он в верблюда.

Вопросы к детям:

- О каких слонах и верблюдах говорится в стихотворении?

- Кто управляет облаками?

Обогащение словаря:  кучевые, перистые, плывут, клубятся, небеса, синева…

(Словесная игра «На что это похоже?»).

Зима.

Наблюдение № 5.

За ветром.

  Обратить внимание детей на то, как снежные струи «бегут» по дорогам. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль и над землей стелется пелена – это поземка. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью.

Художественное слово:  Буря мглою небо кроет,

                                        Вихри снежные крутя;

                                        То, как зверь, она завоет,

                                        То заплачет, как дитя.

Вопросы к детям:

- Есть ли сегодня ветер? Как вы определили?

- Чем отличается зимний ветер от осеннего? Что они несут с собой?

- Помогает или мешает ветер бежать?

Обогащение словаря:  поземка, метель, снежная буря, струи, пыль, пелена, мгла, стелется, крутит, кроет…

(Познавательная игра «Где можно спрятаться от ветра?)

Наблюдение № 6.

За снежинкой.

   

   Предложить детям рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, сколько у них лучиков, на что они похожи. Предложить найти одинаковые, нарисовать снежинку веточкой на снегу.

Художественное слово: Светлопушистая, снежинка белая

                                       Какая чистая, какая смелая!

                                       Дорогой бурною легко проносится –

                                       Не в высь лазурную – на землю просится…

                                       Но вот кончается дорога дальняя,

                                       Земли касается звезда кристальная.

Вопросы к детям:

- Можно ли снежинку занести в группу?

- Почему снежинку сравнивают со звездой?

Обогащение словаря: светлопушистая, лучистая, лазурная, кристальная, дорога бурная…

(Поймать снежинку на цветную бумагу и рассмотреть через лупу). 

Зима.

Наблюдение № 22.

За трудом взрослых.

   Обратить внимание детей на труд взрослых на улицах города зимой (на территории детского сада). Понаблюдать за уборкой снега. Предложить детям рассмотреть инвентарь.

Художественное слово:  Мы лопатой снег копали,

Возле дома убирали.

А потом в сугроб упали,

Долго-долго хохотали.

Вопросы к детям:

- Зачем нужна работа дворника?

- Какие машины помогают людям убирать снег с улиц города?

- Как объяснить поговорку «Зима лодыря морозит»?

Обогащение словаря:  дворник, снегоуборочные, скребок, лодырь, копать, мести, скрести…

(Уборка снега на своем участке. Помощь малышам. Стряхивание снега с ветвей кустов и деревьев.) 

Наблюдение № 23.

За одеждой людей.

   Отметить, что мороз заставил людей тепло одеться: в шапки, шубы, валенки, варежки, шарфы… Одежда – меховая, шерстяная, утепленная.

 

Художественное слово:  Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки-самокаточки.

 

Вопросы к детям:

- Что означает поговорка «Зима – не лето, в шубу одета»?

- Какие части тела прячет от холода шуба?

Обогащение словаря:  мороз, стужа, холод, меховая, шерстяная утепленная, валенки, унты, саночки-самокаточки…

(Оформить зимний букет, дополнив его свечой; вечером собраться на ковре, выключить свет, зажечь свечу, представить ночной сказочный лес.) 

Зима.

Наблюдение № 7.

За снегопадом (в теплую погоду).

 

    В теплый день снег падает большими хлопьями и всюду быстро ложится снежный покров. Посмотрев на здание детского сада, на деревья видно, что снег падает густо, через сплошную его завесу ничего не видно. Это благодаря теплой погоде, снежинки прилипают друг к другу и образуют хлопья разной величины.

Художественное слово:  Тихо, тихо, как во сне,

                                        Падает на землю снег.

                                        С неба все скользят пушинки –

                                        Серебристые снежинки.

                                        Кружатся над головой

                                        Каруселью снеговой.

Вопросы к детям:

- Нужен ли нам снег? Для чего?

- Что можно слепить из снега?

Обогащение словаря:  скользят пушинки, серебристые, каруселью снеговой, хлопья, густо, сплошной завесой…

(Предложить детям слепить большого красивого снеговика.) 

Наблюдение № 8.

За снегопадом (в морозный день).

   В морозный день снег легкий, снежинки вьются в воздухе. Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чем-нибудь рассказывает? Например, как на морозе застыли снежинки-хрусталики и ломаются под ногами.

Художественное слово: Нахмурилось небо (наверно, не в духе!)

                                       Летают, летают белые мухи!..

                                       И носятся слухи, что белые мухи

                                       Не только летают, но даже – не тают.

Вопросы к детям:

- Почему хрустит снег?

- Какой снег? Можно ли из него слепить снежную бабу?

Обогащение словаря:  вьются, хрустят, ломаются, нахмурилось небо, снежинки-хрусталики…

(Подвижная игра «След в след»).

Зима.

Наблюдение № 9.

За снегом.

   Обратить внимание детей на красоту снежного пейзажа. Зима развесила снежные кружева на кустах и деревьях, нахлобучила белые шапки на крыши домов, замела-запорошила тропинки и дорожки. Предложить детям потрогать снег, определить его свойства. (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, липкий…)

Художественное слово:    Как на горке – снег, снег,

                                          И под горкой – снег, снег,

                                          И на елке – снег, снег,

                                          И под елкой – снег, снег.

                                          А под снегом спит медведь.

                                          Тише, тише, не шуметь!              

Вопросы к детям:

- В какой снег легче провалиться рыхлый или плотный?

- В какие игры можно играть со снегом?

Обогащение словаря:  рыхлый, плотный, пушистый, хрустящий, липкий, пейзаж, кружева, замела-запорошила…

(Подвижная игра «Два Мороза»)

Наблюдение № 10.

За снегом. (цвет).

   Предложить детям определить цвет снега. Вспомнить всегда ли он одинаков или меняется. Сравнить цвет снега в солнечную погоду и в пасмурный день, днем и вечером. Подвести детей к тому, что цвет снега от освещения, есть оттенки серого, голубого, фиолетового, розового.

Художественное слово:  Снег сегодня белый-белый,

                                        А вчера был голубой.

                                        Он искрился, серебрился

                                        Веселил он нас с тобой.

 

Вопросы к детям:

- Какой сегодня снег?

- Какую бы вы взяли краску, что бы нарисовать снег на белом листе?

Обогащение словаря:  искрится, серебрится, оттенки, серый голубой, фиолетовый, розовый, освещение…

(Сюжетно-ролевая игра «Взятие снежного городка».)

Зима.

Наблюдение № 11.

За снегом (глубина снежного покрова).

 Отметить места, где снег едва припорошил землю, а где лежит сугробом; измерить глубину снежного покрова палочкой, встав в снег ногами.

Художественное слово: На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Вопросы к детям:

- Почему снежный покров не везде одинаковой глубины?

- Что такое снег?

Обогащение словаря:  снежный покров, измерить, припорошил, намело, гроздья.

(Провести опыт «Где теплее? Под снегом или на снегу? »)

Наблюдение № 12.

За сугробами.

   Обратить внимание детей на то, что возле построек, заборов, кустов,  деревьев снежный покров намного больше, снег глубже, чем на открытом месте. Это сугробы. Дать представление о том, что такое сугробы, откуда они берутся, чем отличаются от только что выпавшего снега.

Художественное слово:  Смотрите-ка, какой сугроб:

                                        Вот это у сугроба – лоб,

                                        Вот это – лапы, это нос.

                                        «Ты кто?» - задай ему вопрос.

                                        И, притвориться не сумев,

                                        Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

Вопросы к детям:

- Кто собрал снег в сугробы?

- Сколько сугробов у нас на участке?

- На что похож сугроб?

Обогащение словаря: сугроб, снежный покров, намело, надуло, укутал…  

(Подвижная игра «Санный поезд».)     

Зима.

Наблюдение № 13.

За следами на снегу.

 

   Показать детям приметы, по которым можно узнать о жизни животных и людей – это следы на снегу. Предложить рассмотреть место птичьей «столовой», следы вороны или собаки, кошки, ребенка или взрослого, грузовика или автомобиля, следы от лыж и лыжных палочек.

 

Художественное слово: Снег – снежок, снег – снежок

                                       Весь в следах от птичьих ног.

                                       Воробьи вокруг скакали.

                                       Видно корм себе искали.

Вопросы к детям:

- На что похож след вороны?

- В какую сторону прошел человек?

Обогащение словаря:  птичья «столовая», лыжня, след шин, направление, следопыты, отпечатки…

(Рисование на снегу следами ног).

Наблюдение № 14.

За снежными узорами на окнах.

 Обратить внимание детей на узоры на окнах. Это теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики, соединяются между собой, превращаясь в удивительные рисунки.

Художественное слово:  

Удивительный художник у окошка побывал.

    Удивительный художник нам окно разрисовал.

                Пальмы, папоротники, клены… На окошке лес густой,

              Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.

Вопросы к детям:

- Кто рисует морозные узоры на стекле?

- На что похожи рисунки Дедушки Мороза?

Обогащение словаря:  снежные, морозные узоры, удивительный художник, пары воды, кристаллики льда, небесная вышина…

(Рисование снежных узоров.)

Зима.

Наблюдение № 15.

За инеем.

  В холода скамейки, камешки, деревья и другие предметы покрыты инеем. Иней это твердая роса. В ночное время поверхность земли сильно охлаждается, к утру становится еще холоднее. Если в воздухе много водяных паров, то они соприкасаясь с охлажденными предметами, оседают на них в виде мельчайших водяных капелек, которые смерзаются в острые ледяные иголочки, образуя иней. Обычно иней появляется после оттепели при резком похолодании в тихую погоду.

Художественное слово:  …В серебре огни и блестки,

                                        Целый мир из серебра!

                                        В жемчугах горят березки,

                                        Черно-белые вчера.

Вопросы к детям:

- Что произошло с веткой, с ладонью? (после прикосновения к ветки рукой).

- Куда исчез иней? Почему?

Обогащение словаря:  иней, серебро, жемчуга, пар, роса, оттепель, охлаждаются, смерзаются…

(Словесная игра «Слова-признаки». К слову «иней».)

Наблюдение № 16.

За гололедом.

 

   После оттепели дорожки покрыты льдом, на улице гололед. Поэтому сложно передвигаться и следует быть осторожнее во время ходьбы. Обратить внимание детей на особенности поверхности льда, ледяной горки, попробовать проткнуть ее палочкой как сугроб.

Художественное слово:    Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато прекрасно падается!

Почему ж никто не радуется?

Вопросы к детям:

- Откуда взялся лед на дорожках?

- Чем отличается ледяная горка от сугроба?

Обогащение словаря:  гололед, гололедица, оттепель, подтаял, твердый наст, гладкий, шершавый.

(Украшение горки цветными кусочками льда)

Зима.

Наблюдение № 17.

За почками на деревьях.

   Предложить детям рассмотреть почки на деревьях и кустарниках. Напомнить, что зимой деревья не погибают, они отдыхают. Как только наступит тепло, из почек разовьются листочки. Убедиться в этом можно срезав веточку березы и поставив ее в воду. В теплом помещении на веточке из почек появятся зеленые листочки.

Художественное слово: 

           На заборах, на крылечке               Нарядилась и рябинка

           Все блестит и все бело!                В белый праздничный наряд.

           Нет свободного местечка -            Только гроздья на вершине

           Всюду снега намело.                     Ярче прежнего горят.

Вопросы к детям:

- Зачем «укутывают» снегом корни деревьев?

- Что такое «почка»?

Обогащение словаря:  почки, кора, корни, ствол, разовьются листочки, деревья отдыхают…

(Игра «Найди знакомое дерево» (по коре, расположению ветвей, оставшимся плодам).)

Наблюдение № 18.

За деревьями.

   Обратить внимание детей на красоту деревьев в зимнем уборе – в снегу, в инеи. Напомнить, что деревья находятся в стоянии покоя, «спят». Предложить рассмотреть кроны, ветви деревьев, структуру и цвет коры. Ветви деревьев зимой очень хрупкие, легко ломаются, нельзя сгибать или ломать их во время игр.

Художественное слово:  Деревья зимою, деревья зимою

                                        Пронизаны ветром и стужей самою.

                                        И старые сосны, и острые ели

                                        Встают, как солдаты, навстречу метели.

                             

Вопросы к детям:

- На каких деревьях больше снега? (хвойных, лиственных).

- Почему деревья не растут зимой?

Обогащение словаря: стужа, сосны, ели, крона, ствол, кора, хрупкие, пронизаны…

 (Помощь деревьям. Аккуратно стряхнуть снег с ветвей, «укутать» стволы деревьев и кустов снегом.)

Зима.

Наблюдение № 19.

За березой.

Обратить внимание детей на красоту белоствольной красавицы в зимнем уборе. Предложить дотронуться до ствола дерева рукой, прислониться к нему щекой, обхватить березу руками, рассмотреть ее на расстоянии, отметить, что осенью сквозь золотую крону ничего не было видно, а сейчас просвечивает голубое небо, хорошо видны тонкие веточки и серебристые от инея сережки.

Художественное слово:

          Белая береза                              И стоит береза

          Под мои окном                          В сонной тишине,

          Принакрылась снегом                И горят снежинки

          Точно серебром.                        В золотом огне.

          На пушистых ветках                  И заря лениво,

          Снежною каймой                       Обходя кругом,

          Распустились кисти                   Обсыпает ветки

          Белой бахромой.                        Новым серебром.  

Вопросы к детям:

-Чем отличается зимняя березка от осенней?

Обогащение словаря:  кисти, бахрома, кайма, серебро, принакрылась, обсыпает, заря лениво, золотой огонь…

(Слов.  игра «Добрые слова». Придумать разные добрые слова для березки.)

Наблюдение № 20.

За елкой.

 

  Предложить детям пойти в гости к елочке, поблагодарить ее за новогодний праздник. Отметить красоту снежного убора, пышность еловых лап. Сравнить елочку с березкой.

Художественное слово:  На землю падают снежинки,

Как будто с яблонь лепестки.

И тонут ели и тропинки,

И слепнут в окнах огоньки.

И в сквере заискрилась хвоя

И радость поровну на всех.

Вопросы к детям:

- Какими игрушками были украшены елочки у детей дома?

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Обогащение словаря:  новогодний, еловые лапы, хвойные, лиственные, тонут, слепнут, заискрилась…

(Поводить вокруг елочки хоровод или, если нет возможности, просто спеть песенку «В лесу родилась елочка».)

Зима.

Наблюдение № 21.

За птицей.

   Обратить внимание детей на повадки зимующих птиц; показать нахохлившихся воробьев, сидящих на ветвях деревьев, синиц, в декабре – снегирей на кустах сирени. Все эти птицы зимой перебираются ближе к жилью человека. Предложить детям ежедневно подкармливать, прилетающих на участок птиц.

Художественное слово:  Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

- Прилетайте к нам, подружки,

Стайки разных птиц!

Снегири, за ними следом,

К нам спешите под окно!

Мы покормим вас обедом –

Есть и просо, и пшено.

Вопросы к детям:

- Что птицы ищут зимой около жилья?

-Какие птицы прилетают на кормушку?

Обогащение словаря:  снегири, синицы, повадки, нахохлились, подкармливать, зимующие…

(развешивание кормушек. Кормление птиц.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.

Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....

«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержани...

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....

Цикл наблюдений для подготовительной группы за зимующими птицами

В цикл входит 6 наблюдений за зимющими птицами....

Наблюдение за птицами на прогулке зимой.

Знакомство детей с зимующими птицами. Наблюдение на прогулке за птицами возле кормушки, помогает детям расширить их представления о птицах, учит о них заботиться....