Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осень

Наблюдение №1

За солнцем ( световой день)

       Солнце все ниже, тени длиннее, сокращается длительность светового дня.

 Тень измеряется в одно и тоже время по одному ориентиру (столбик). Изменение длительности светового дня поможет увидеть схема-модель.

Приход в д\с      завтрак     занятия      прогулка     сон     ужин    уход

Путь солнца укорачивается, день уменьшается.

   

           Художественное слово: Дни стали короче,

                                                  Длиннее стали ночи,

                                                  Урожай собирают,

                                                   Когда это бывает?

   

        Вопросы к детям:      

    - В какое время дня тень самая короткая?

    - В какое время года самый длинный световой день?                                                                                                                  

     Обогащение словаря световой день, тень, длиннее, короче, солнце ниже, измерение тени …

    (П/И «День и ночь».).

Наблюдение №2

За солнцем.

   

  Солнце не такое яркое, не такое теплое. Когда оно прячется за облако, становится прохладно, сумрачно. Даже в солнечные дни солнышко греет все меньше и меньше.

           Художественное слово: Лучик солнца я поймаю

                                                  Зеркальцем своим

                                                  И в зайчишку превращая

                                                  Поиграю с ним.

        Вопросы к детям:      

    - В какие игры можно поиграть с солнышком?

    - Можно ли смотреть на солнце и когда?                                                                                                                  

 Обогащение словаря лучик, солнечный зайчик, сумрачно, не греет, прохладно 

    (Игра с зеркальцем «Поймай солнечного зайчика».).

Осень

Наблюдение №3

За небом

    Хмурится осеннее небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи.

 Художественное слово: Белый день недолог.

                                       Вечера длинней.

                                       Крики перепелок

                                       Реже и грустней.

                                       Осень невидимкой

                                       На землю сошла,

                                       Сизо-серой дымкой

                                       Небо облекла…

Вопросы к детям:  

    - На что похожи облака?

    - Кто несет облака по небу? Быстро или медленно двигаются облака?  

   

 Обогащение словаря: день не долог, осень невидимкой сошла, сизо-серой дымкой, плывут облака, хмурится, клубятся, наползают …  

   

    ( Предложить детям нарисовать на асфальте проплывающие облака.) 

Наблюдение №4

За дождевой тучей

   Туча наползает тяжелая, темная, низко весит над землей. Кажется, будто средь белого дня наступил вечер.  Дождя еще нет, но все уже стараются спрятаться – люди в зданиях, птицы забиваются в деревья, под крыши домов.

    Художественное слово: По небесной высоте туча, посмотрите,

                                           Носит воду в решете, в решете и в сите.

                                           Донести надеется, да дождики сеются!

                                            И бранится туча - целый день гремуча!

     Вопросы к детям:  

    - Чем отличается облако от тучи?

    - Почему туча называется дождевой?  

   

    Обогащение словаря: небесная высота, вода в решете, дождинки сеются, туча -гремуча, наползает, висит над землей …  

   

    ( Подвижная игра « Солнышко и дождь».) 

Осень

Наблюдение №5

За ветром

   Осенью чаще дуют холодные ветра. Ветер срывает листья с деревьев, гонит их по дорожкам. В ветреную погоду очень трудно смести, собрать листья в кучу.

    Художественное слово: Осторожно ветер из калитки вышел,

                                           Постучал в окошко, пробежал по крыше,

                                           Поиграл немного ветками черемух,

                                            Пожурил за что-то воробьев знакомых.

    Вопросы к детям:  

    -Как определить есть ли ветер, не выходя на улицу?

    -Как можно определить направление ветра?  

    Обогащение словаря: ветер дует, воет, гонит, срывает, свистит, завывает

  (Изготовление вертушек. Игры с ними).

Наблюдение №6

За туманом, утренней росой

    Осенью часто стелятся туманы. Туманы - мельчайшие капельки воды, повисши в воздухе, остывая, они опускаются на траву, кусты росой. Солнышко поднимается выше, пригревает и роса высыхает, испаряется.

   

   Художественное слово: Загадка.

                                         

                                          Молоко над речкой плыло,

                                          Ничего не видно было.

                                          Растворилось молоко,-

                                          Стало видно далеко!

 

    Вопросы к детям:  

    - Из чего состоит туман?

    - На что похожи капельки росы?  

    Обогащение словаря:  туман, роса, стелется, остывает, опускается, испаряется…

  (Игра - фантазия «Нарисуй туман».)

Осень

Наблюдение №19

За перелетными птицами

    Птицы собираются в стаи, усиливается их гомон- это первый признак приближения осеннего перелета. Готовятся к нему птицы по-разному. Скворцы, например, начинают тренировку, часто собираются общей стаей на проводах. В теплые солнечные дни, некоторые певчие птицы пробуют свой голос. При перелете для каждого вида птиц характерно свое построение.

         Художественное слово: Скоры белые метели, снег подымут от земли

                                                Улетают, улетели, улетели журавли.

                                                Не слыхать кукушки в роще,

                                                И скворечник опустел.

                                                Аист крыльями полощет-

                                                Улетает, улетел!

   Вопросы к детям:      

    - Каких перелетных птиц вы знаете?

    - Почему и куда они улетают?                                                                                                                  

  Обогащение словаря: скворец, скворечник, журавль, аист, ласточка, грач, стая, косяк, крыльями полощет, перелет, гомон …

  (С/ и «Добрые слова». Придумать разные добрые слова для улетающих птиц).

Наблюдение №20

За зимующими птицами

   

   Предложить детям несколько минут посидеть тихо и послушать, не поют ли птицы. Отметить, что пения не слышно, потому что птиц теперь мало. Напомнить детям о перелете птиц, объяснить, что птицам страшнее голод, чем холод. Зимующие птицы осенью переселяются из леса ближе к людям. Следует приучать ребят ежедневно подкармливать птиц.

   Художественное слово: Воробушек – воробей,

                                          Ты не бойся, не робей!

                                          Прыгай с веточки сюда,

                                          Дам я вкусного зерна,

                                          Дам я крошки со стола.

   Вопросы к детям:  

    -Каких зимующих птиц вы знаете?

    - Нужна ли наша помощь птицам? Какая и зачем?  

    Обогащение словаря: зимующие, воробей, синица, голубь, снегирь, ворона, крошки, зерно, подкармливать …

  (Изготовление кормушек).

Осень

Наблюдение №22

За трудом взрослых

   

   Осенью идет уборка урожая, (хлеба, овощей), производится посадка деревьев, уборка осенних листьев, перекопка земли под кустами. В парках города убирают отцветшие растения, перекапывают клумбы.

    Рассказать детям о том,  как взрослые заботятся о красоте родного города.

Художественное слово: Грабли дружно мы возьмем

                                       Листья собирать пойдем

                                       Листья кружатся, летят

                                       Собираться не хотят.

Вопросы к детям:      

- Какие овощи собирают на грядках в огороде?

- Зачем убирают опавшие листья?

Обогащение словаря: урожай, уборка, перекопка, посадка, цветник, клумба…

(Совместная уборка участка от опавших листьев; наведение порядка в цветнике).

                

Наблюдение №23

За одеждой людей.

      Обратить внимание детей, как одеты взрослые, как одеты они сами, сравнить летнюю одежду с осенней. Закрепить у детей понятие взаимосвязи состояния погоды с выбором одежды.

     Художественное слово: Кроет уж лист золотой

                                            Влажную землю в лесу…

                                            Смело топчу я ногой

                                            Вешнюю леса красу.

                                            С холоду щеки горят:

                                            Любо в лесу мне бежать,

                                            Слушать, как сучья трещат,

                                             Листья ногой загребать!..

     Вопросы к детям:  

   - Почему люди так одеты?

   - В какой обуви удобней в сырую погоду?  Почему?

     Обогащение словаря: сырая, ветреная, дождливая, дождевик, галоши, перчатки, зонты…

( Словесная игра  « Когда это бывает?»).

Осень

Наблюдение №7

За дождем

   Осенью часто идет дождь. Дождь бывает мелкий, затяжной, бывает ливневый. Предложить детям понаблюдать, как капли дождя стекают по стеклу, пузырятся в лужах, послушать стук по крыше, по карнизу или по зонтику.

  Художественное слово: Дождь! Дождь! Надо нам

                                         Расходится по домам!

                                         Гром, гром, как из пушек.

                                         Нынче праздник у лягушек;

                                         Град! Град! Сыплет град!

                                         Все под крышами сидят,

                                         Только мой братишка в луже

                                          Ловит рыбы нам на ужин.

    Вопросы к детям:  

    - Почему нельзя гулять под дождем?

    - Какой идет дождь?  

    Обогащение словаря: небесная высота, мелкий, затяжной, ливневый, пузырится, гром, сыплет град, праздник у лягушек…

  (Предложить детям самим объяснить пословицы: «Весной дождь растит, осенью - гноит», «Осень идет, дождь за собою ведет».)

Наблюдение №8

За лужами после дождя

   

    После дождя предложить детям рассмотреть лужи. Лужи похожи на маленькие озерца, на зеркала. В них отражаются небо, деревья, люди. В них как кораблики плавают опавшие листья.

    Художественное слово: Что делать после дождика?

                                           По лужицам скакать!

                                           Что делать после дождика?

                                            Кораблики пускать!

                                            Что делать после дождика?

                                            На радуге качаться!

                                            Что делать после дождика?

                                            Друг другу улыбаться!

   

   Вопросы к детям:  

    - Из чего сделаны лужи и кто их сделал?

    - Из чего можно сделать кораблики?  

    Обогащение словаря: лужи, озерца, зеркала, отражаются, плавают…

  (Изготовление корабликов из природного материала).

Осень

Наблюдение №9

За заморозками

   Ночи стали холодней и пришли первые заморозки. Белым налетом (инеем) покрыты трава и деревья, лавочки и крыши домов. На лужах тонкий лед. Но все это хрупко, до первых лучей солнца. Иней превращается в капельки воды, лед тает.

   Художественное слово: Пора пришла, осенние морозы

                                          Уже заходят в лес пред утренней зарей,

                                          Чтоб инеем украсить лист березы

                                          И коркой лужицу задернуть ледяной…

                                          В лесной траве по сторонам тропинок

                                          Кое-где еще виднеются цветы,-

                                          Но по утрам уж нити паутинок,

                                          Усеянных алмазами росинок,

 Соединяют  ветви и кусты…

     Вопросы к детям:  

    - На что похож иней?

    - Откуда взялся лед на лужах?    

    Обогащение словаря: заморозки, иней, серебрится, хрупкий, ломкий, налет, ледяная корка, алмазы росинок…  

   

    ( Подвижная игра «Заморожу»).         

Наблюдение №10

За первым снегом

     Выпал первый снег, вокруг стало бело и светло. Снег лег на землю, крыши домов, кусты и деревья.

    Художественное слово:

Что такое за окном?                                    На заборах, на крылечке

Сразу в доме посветлело!                    Все блестит и все бело!

Это снег лежит ковром,                       Нет свободного местечка-

Самый первый, самый белый!              Всюду снега намело.

Вот о чем всю ночь свистел                 Нарядилась и рябина

За моим окошком ветер!                      В белый праздничный наряд.

Он про снег сказать хотел                    Только гроздья на вершине

И про то, что зиму встретил.                Ярче прежнего горят.

                   

     Вопросы к детям:  

    - Что такое снег?

    - Что можно сделать из снега?    

    Обогащение словаря: посветлело, лежит ковром, свистел ветер, блестит, бело, намело, нарядилась, искрится…

   

    ( Потрогать снег на ощупь, подобрать определения. С/И «Слова-признаки».) 

Осень

Наблюдение №17

За цветами

     

   Цветы отцветает, появляются семена, листья и стебли желтеют от земли. Выкупать куст календулы или бархатцев, пересадить в горшок и занести в помещение, вести сравнительное наблюдение за цветами на улице и в помещение. Подвести детей к самостоятельному выводу.

             Художественное слово: Осыпаются астры в садах,

                                                    Наш цветник под окошкам тускнеет

                                                     И холодный туман на лугах

                                                     Укрывает ромашку и клевер.

       Вопросы к детям:      

    -Что нужно растению для хорошего роста?

    -Из каких частей состоит цветок?                                                                                                                  

  Обогащение словаря: полив, перестановка в теплое, светлое место, тускнеет, туман на лугах, календула, бархатцы, клевер, …

  (Предложить детям собрать семена цветов для будущих посадок).

Наблюдение №18

За срезанными цветами

      Срезать цветы и поставить в вазу, следить за состоянием. Первые дни любуются ими, нюхают, рассматривают цветы. Заботятся о цветах (наливают воду в вазу, меняют ее). В последующие дни отмечают скорое увядание растений в вазе, устанавливают причину- отсутствие корней и земли.

             Художественное слово: Загадка

                                         Белая корзинка,

                                         Золотое донце.

                                         В ней лежит росинка

                                         И сверкает солнце.

        Вопросы к детям:      

    -Какие садовые цветы вы знаете?

    -На что похожи лепестки календулы?                                                                                                                  

     Обогащение словаря: календула, бархатцы, астры, георгины, ромашки, васильки, стебель, корни, соцветие, бутон …

  (Рисование с натуры « Букет в вазе»).

Осень

Наблюдение №11

За деревьями (начало осени)

     Зеленые листья блекнут, изменяется их цвет (время расцвечивания и цвет листьев у разных деревьев имеет свои особенности). Предложить детям сравнить листья клена и березы по цвету, форме, величине. Попробовать найти два одинаковых листочка при кажущейся идентичности осенних листьев почти не возможно найти хотя бы два одинаковых.

   Художественное слово: Лес, точно терем расписной,

                                          Лиловый, золотой, багряный,

                                          Веселой, пестрою стеной

                                          Стоит над светлою поляной.

                                          Березы желтою резьбой

                                          Блестят в глазури голубой,

                                          Как вышки, елочки темнеют,

                                          А между кленами синеют

                                          То там, то здесь в листве сквозной

                                          Просветы в неба, что оконца…

    Вопросы к детям:      

    - Назовите лиственные деревья? Почему они так называются?

    - Как называются деревья, на которых растут яблоки, ранетки и сливы?              

 Обогащение словаря лес расписной, лиловый, багряный, резной, сквозной, лазурь, просветы…

    (Предложить детям собрать гербарий из осенних листьев.).

Наблюдение №12

За деревьями (поздняя осень)

   Деревья обнажены, на месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу»- покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму. У лиственных деревьев ярче просматриваются особенности ствола (цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнать. На голых ветках деревьев можно увидеть, опустевши гнезда птиц, которые летом трудно отыскать.

     Художественное слово: Загадка.

                                 В шубе летом, а зимой - раздеты

                                 Их весной и летом видим мы одетыми.

                                 А осенью с тропинок сорвали все рубашки      

                                 Но зимние метели, в меха их разодели.

    Вопросы к детям:      

    - Какое чувство вызывают у вас голые деревья? Почему?

    - Какую пользу приносят деревья?

    Обогащение словаря  почки, чешуйки, лиственные, хвойные, рельефность, толщина коры…

    (Рисование деревьев мелками на асфальте.).

Осень

Наблюдение №13

За березой

   Обратить внимание детей на красоту белоствольной красавицы. Предложить дотронутся до ствола дерева рукой, прислониться к нему щекой, понюхать, обхватить березу руками, рассмотреть ее на расстоянии, отметить высоту, характерную крону, цвет ствола, веток, листьев.

     Художественное слово: В белом сарафане

                                            Стоишь ты на поляне

                                            Стройная березонька

                                            Распустила косоньки

    Вопросы к детям:      

    - Чем береза отличается от осины, тополя, клена, ранетки?

    - Какими словами можно описать березы?                                                                                                                  

    Обогащение словаря шероховатый, гладкий, ствол, крона, белый сарафан, распустила косоньки…

    (Составление композиций из листьев и веточек березы.).

Наблюдение №14

За листопадом

 

    Предложить детям понаблюдать, как падают листья, как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие. Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины – стремительно вниз, у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.

    Художественное слово: Опавшей листвы разговор еле слышен:

                                         - Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы с вишен…

                                           С осинки… С черемухи… С дуба… С березы…

                                           Везде листопад: на пороге морозы.

        Вопросы к детям:      

    -Что такое листопад?

    -Почему деревья сбрасывают листья?                                                                                                                  

     Обогащение словаря: листопад, осина, клен, яблоня, дуб, черемуха, вишня, кружатся, шуршат …

  (Ходьба по опавшим листьям, разные способы ходьбы: скользящим шагом, крадучись, подкидывая листья ногами, кружась на месте и др. Обратить внимание на разные звуковые эффекты.).

Осень

Наблюдение №15

За травой

     Трава желтеет, появляется сухостой. Объяснить, что трава сохнет и погибает, только верхней частью(над землей), а корни остаются и после зимнего отдыха прорастет молодая и зеленая травка.

           Художественное слово: Осень наступила,

                                                   Высохли цветы,

                                                   И глядят уныло

                                                   Голые кусты

                                                   Вянет и желтеет

                                                   Травка на лугах,

                                                   Только зеленеет

                                                   Оземь на полях.

        Вопросы к детям:      

    - Какая польза от травы?

    - Что такое луг?                                                                                                                  

     Обогащение словаря:  сухостой, луга, оземь, уныло, голые, вянет …

    (С/И «Что я вижу в траве, на траве…».).

Наблюдение №16

За плодами, семенами деревьев и кустарников

      Отметить, что осенью цветов становится меньше, зато количество плодов возрастает: густо увешаны крылатыми плодами липы, клены, краснеют гроздья калины, рябины, ранетки. Попробовать ягоды рябины, отметить их горечь, сказать, что после заморозков вкус их изменится. Дать детям представления о назначение плодов и семян.

     Художественное слово: Весною сад богат цветами,

                                            А осенью богат плодами.

                                            Веселым жарким летом богат зеленым цветом

                                            Зимой пушистый сад надеждами богат.

Вопросы к детям:      

    -Что такое семена?

    - Кто разносит семена по земле?                                                                                              

    Обогащение словаря  семена, плоды, грозди, горечь, заморозки…

    (Игры с семенами и плодами. Запуск «вертолетиков» кленовых, нахождение по описанию..).

Осень

Наблюдение №21

За насекомыми

    Насекомые прячутся от холода. Скопление жуков можно обнаружить под камнями, бабочек- в щелях. Нужно отметить исчезновения комаров и мух, рассмотреть свернутые сухие листья плодовых деревьев, которые висят на концах веток: в них можно найти много живых существ. В погожие солнечные дни много летающей паутины – это один из признаков осени. Паучок, перебегая в воздухе по нити, заставляет паутину то опускаться, то подниматься.

     Художественное слово: На смолистой ели

                                            Новые качели,

                                            Это дед-паучок

                                            Их повесил на сучок-

                                            Пусть качаются внучата,

                                            Озорные поучата.

   

      Вопросы к детям:  

    - Куда и почему прячутся насекомые?

    - Какие насекомые вредные, какие полезные?  

    Обогащение словаря:  погожие, летающая паутина, скопление жуков, смолистые, озорные паучата, в щелях, под карой, вредные, полезные …

  (Подвижная игра «Пчелы и медведи».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.

Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....

«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержани...

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....

Планирование наблюдений с детьми старшей группы. Осень.

Планирование наблюдений за живой неживой природой на прогулках....

Наблюдения с детьми на прогулке весной

Подобран материал для наблюдения с детьми, как на прогулке ДОУ, так и вместе с родителями....