Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лето

Наблюдение  № 1

За солнцем

       

          Дать представление о том, что солнце является источником тепла. На солнце тепло или даже жарко. Долго находиться на летнем солнце опасно, особенно без головного убора, можно не только обгореть, но и получить солнечный удар. Сравнить температуру воздуха в пасмурный день, когда солнце спрятано за облаками.

 

Художественное слово:           Побежало Солнце

                                                      Золотой дорожкой,

                                                      И попало Солнце

                                                      Прямо к нам в окошко!

                                                      Вместе мы отправились

                                                      С Солнцем в детский сад.

Приласкало Солнышко

Сразу всех ребят!

Вопросы к детям:

- Почему нельзя выходить на прогулку без головного убора?

- Почему под деревом намного прохладнее?

Обогащение словаря:    солнечный зайчик, лучики, солнечный удар, жара, солнечный ожог, ярко, светит, освещает, греет, нагревает, согревает, ласкает, обжигает…

 

(Игры с зеркальцами «Поймай солнечного зайчика»).

Наблюдение  № 2

За солнцем (световой день)

       

             Понаблюдать за движением солнца в течении дня. Отметить, где солнце встает, а где садиться. Дать представление о солнце как источнике света. Обратить внимание детей на лучи солнца, пронизывающие утреннюю дымку. Определить, когда тень самая короткая.

Художественное слово:  Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это – лето

На все лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Все длиннее, что ни день,

Ну а ночи, ночь от ночи,

Все короче и короче…

Вопросы к детям

- В какое время года бывает самый длинный день?

- От чего зависит длина тени?

Обогащение словаря:   световой день, восход, закат солнечный зайчик, лучики, высоко, прибывает, ярко, светит, освещает, греет, нагревает, согревает, ласкает…

 (Ведение календаря светового дня по схеме-моделе.)

Лето

Наблюдение  № 3

За облаками

           

           Обратить внимание детей на облака, напомнить, что облака состоят из капелек воды. Чем больше, темнее, плотнее облако тем в нем больше капелек воды (влаги). Предложить детям пофантазировать и ответить, куда и зачем плывут облака, на что они похожи.

Художественное слово:    

Солнце всходит над сводом                                Облаков золотые волокна

Раскаленных от зноя небес;                                Ввечеру весь облягут закат,

Пахнет липа душистая медом,                        И с полей в раскаленные окна

И шумит полный сумрака лес.                        Понесется сильней аромат.

Вопросы к детям:

- Чем отличается облако от тучи?

- Есть ли крылья у облака? Почему оно двигается?

Обогащение словаря:   кучевые, перистые, плывут, клубятся, небеса, синева, небосклон, небосвод, лазурь, ясен, ласкаясь…

.Рисование на асфальте «Самое красивое, удивительное облако»)

Наблюдение  № 4

За небом

       

              Обратить внимание детей на красоту летнего неба.  Летнее небо высокое, яркое, чистое, ясное. По небу плывут легкие, пушистые, похожие на перышки облака. В очень жаркий день небо как будто в дымке.

Художественное слово:        Дождались мы светлого лета,

Цветы и деревья цветут,

И по небу синему, тая,

Румяные тучки плывут.

                                                   

Вопросы к детям:

- Какими красками можно нарисовать небо?

- В какое время суток небо окрашивается в красный цвет?

Обогащение словаря:  небо, небеса, небосклон, небосвод, дымка, высокое, чистое, ясное, яркое, плывут, клубятся, легкие, пушистые, перистые…

 (Словесная игра «Угадай по описанию»).

Лето

Наблюдение  № 5

За ветром

        Летний ветер теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.

       

Художественное слово:    Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

         

Вопросы к детям:

- Есть ли сегодня ветер? Как об этом узнать, не выходя на улицу?

- Как определить направление ветра?

Обогащение словаря: сильный, слабый, порывистый, верховой, теплый, холодный, раскачивает, расходится, играючи…

(Изготовление вертушек, султанчиков, флажков. Игры с ними.)

Наблюдение  № 6

За радугой

           Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда из-за туч выглянет солнце, только в стороне, противоположной солнцу.      

Художественное слово:          Ах ты, радугу-дуга!

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, колоколнышко!

Вопросы к детям:

- Сколько цветов у радуги?

- Что такое радуга?

Обогащение словаря:  радуга, дуга, коромысло, яркая, праздничная, семицветная, отражаются, преломляются…

 (Опыт с брызгами воды при ярком солнце «Сделаем радугу»).

Лето

Наблюдение  № 7

За туманом

           

             Предложить детям понаблюдать за таким явлением как туман. Туман стелется над землей. Это мельчайшие капельки воды, повисшие в воздухе, остывая, они опускаются на траву, кусты росой или испаряются когда пригреет солнышко.

Художественное слово:         Опускается туман на дороги, на дома.

                                                    Скрылась речка, скрылся луг,

                                                    И пруда не стало вдруг.

                                                    Мгла надвинулась густая…

                                                    Вот и я во мгле растаю.           

           

Вопросы к детям:

- Что такое туман?

- Почему иногда туман называют молоком?

Обогащение словаря: туман, роса, стелется, опускается, мельчайшие, мгла густая, испаряются,  тают…

 (Чтение сказки «Ежик в тумане».)

Наблюдение  № 8

За росой

        Обратить внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава, кусты – мокрые. Предложить каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обратить внимание детей, как красивы капли росы, особенно, когда они переливаются под лучами солнца. Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

Художественное слово:          Дремлет чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Вопросы к детям:

- Откуда берется роса?

- На что похожи капельки росы?

Обогащение словаря:  роса, сияет, сверкает, искрится, светится, переливаются, испаряется, опускаются, превращаются …

(Словесная игра «Чья капля красивее?».)

Лето

Наблюдение  № 9

За дождевой тучей

       

           Обратить внимание детей на то, что вдруг стало темнее. Кажется, будто средь белого дня наступил вечер. Это тяжелая, темная туча низко весит над землей. Дождя еще нет, но все уже стараются спрятаться – люди в зданиях, птицы забиваются в деревья, под крыши домов.

 

Художественное слово:  Туча к солнышку подкралась,

Хвать за луч: «Ага, попалась!»

Ты зачем шлешь засуху?

И, мгновенно рассердясь,

Спрятала за пазуху.

А потом под перебой

Громовых раскатов

Окатила нас водой –

С головы до пяток.

Вопросы к детям:

- Почему говорят «туча тяжелая»?

- Какими бывают тучи? (дождевая, снеговая)

Обогащение словаря:    туча дождевая,   снеговая,   влага,  гром,  тяжелая,   темная,  прогремел,  нависла,   наползает…

 (Повторение стихов, загадок, пословиц).

Наблюдение  № 10

За дождем

         Идет дождь – шумит, стучит по крыше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава и цветы. Вода быстро уходит в землю. Напомнит, что, выходя на улицу в дождь, люди надевают сапог и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекают в одно место и образуют лужи.

Художественное слово:              Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

Вопросы к детям:

- Все ли дожди одинаковые? Какие бывают дожди? (кратковременный, облажной…)

- Бывает ли дождь веселым или грустным?

Обогащение словаря: капал, моросил, припустил, барабанил, ливень, идет стеной, проливной, слепой, обложной…

(Рисование  «Портрет дождя».)

Лето

Наблюдение  № 11

За слепым дождем

     Дать детям представление о том, что дожди бывают разные. Рассказать о том, что такое слепой дождь, почему он так называется. Понаблюдать за дождевыми каплями, за солнечными лучиками пронизывающими дождь.

Художественное слово:        По опушке лето шло,

Ведра с дождиком несло.

Оступилось на пригорке –

Опрокинулись ведерки.

Ведра с дождиком, оно

До села не донесло.

А цветное коромысло

Убежало в небеса

И над озером повисло. Чудеса!

Вопросы к детям:

- Какие еще бывают дожди?

- Откуда произошло слово «капель»?

Обогащение словаря: капал, моросил, припустил, барабанил, ливень, идет стеной, проливной, слепой, обложной…

 (Предложить детям послушать песню дождя, а потом самим ее исполнить (быстро, медленно, звонко, глухо…)).

Наблюдение  № 12

За ливневым дождем

       Дать детям представление о том, что такое ливневый дождь. Очень сильный дождь, кратковременный, идущий сплошной стеной, через которую ничего не видно, потоки воды смывают все на своем пути. Люди, птицы, животные, растения промокли насквозь.

Художественное слово:        Сильный гром прогремел,

Туча пронеслась,

Чистой влагою дождя

Травка налилась.

Охватила всю даль

Радуга дугою

Брызнул солнечный луч

Ярко над землею.

Вопросы к детям:

- Как не промокнуть под дождем?

- Куда исчезнет вода после дождя?

Обогащение словаря:  капал, моросил, припустил, барабанил, ливень, идет стеной, проливной, слепой, обложной…

 (П/игра «Солнышко и дождь»).

Лето

Наблюдение  № 13

За ручьями

       

       После небольших дождей и сильных ливней кругом бегут ручьи. Из маленьких ручьев образуются большие, и они текут к рекам, озерам, наполняют их дождевой водой. Обратить внимание детей на то, что то склонам вода течет быстрее, по равнине – медленнее.

Художественное слово:              Бегут, как змейки, по двору

Ручьи и ручейки,

Веселые и звонкие,

Бегут вперегонки.

Вопросы к детям:

- Откуда берутся ручьи?

- Как выбирает ручеек себе дорогу?

Обогащение словаря: ручьи, реки, озера, пригорок, лучистый, серебристый, разговорчивый, свергает, дрожит, звонко льется…

(Изготовление корабликов из бумаги и бросового материала.)

Наблюдение  № 14

За лужами

          Обратить внимание детей на то, как много воды после дождя. Прошел дождь, бегут ручьи собираются в лужи.  Лужи бывают большие и маленькие, глубокие и мелкие, чистые, прозрачные и грязные, мутные.

Художественное слово:       Из ореховых скорлупок

Вышло десять легких шлюпок…

Спичка с красным лоскутком –

Мачта посередочке.

И поплыли ручейком

Лодочки – лебедушки…

                                                   

Вопросы к детям:

- Откуда берутся лужи?

- Куда исчезают лужи?

Обогащение словаря:  мелкая, глубокая, мутная, прозрачная, шлепает, колышется,  булькает,  отражается, плавает…

 (Провести опыт «Как измерить глубину лужи»).

Лето

Наблюдение  № 15

За травой

        Предложить детям понаблюдать, в течение нескольких дней, за ростом, изменением внешнего вида травы. Проходит немного времени и травы становится все больше, она становится ярче и гуще. Обратить внимание на разнообразие трав (внешние данные).

Художественное слово:       Как по лугу, лугу,

По зеленому лугу

Разливается вода,

Расстилается трава,

Расстилается трава,

Трава шелковая.

     

Вопросы к детям:

- Какие травы вы знаете?

- Для чего нужна трава?

Обогащение словаря:    травушка, мурава, газон, шелковая, мягкая, мать-и-мачеха, подорожник, лопух, осока, мокрец, клевер…

 (Предложить детям собрать гербарий из трав. Зарисовать самые интересные образцы.).

Наблюдение  № 16

За сорняками

       

        Дать детям представление о том, что такое сорняки, почему они вредны, почему от них нужно избавляться; о том, что сорняки вредны на огороде, в поле, на клумбах, но они никому не мешают в лесу, на лугу.

Художественное слово:          Злая, как волчица, жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же…крапива.

Вопросы к детям:

- Какую «вредную» траву вы знаете?

- Как нужно вести с сорняками?

Обогащение словаря:  сорняк,   крапива,   осока,   пырей,   лопух,   мокрец,   осот,   вредный,    истребляет,    глушит,    мешает,

(Чтение стихов о лете.)

Лето

Наблюдение  № 17

За лекарственными травами.

             Закрепить знания детей о лекарственных травах (подорожник, ромашка, мать-и-мачеха, тысячелистник, пижма…). Рассмотреть внешний вид, рассказать как и какую траву нужно правильно использовать.

 

Художественное слово:      Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Вопросы к детям:

- Чем отличается подорожник и мать-и-мачеха?

- Какая трава поможет зажить ранке?

Обогащение словаря: подорожник, ромашка, мать-и-мачеха, тысячелистник, пижма бутон, цветок, семена, стебель, листья резные, лепестки лучиками, лекарственная, пушистый, ароматный, шелковистый…

(Словесная игра «Хорошо – плохо» (ядовитые и лекарственные травы).)

Наблюдение  № 18

За одуванчиком

         Предложить детям длительное наблюдение за ростом и развитием одуванчика (бутон, цветы, семена). Предложить детям «поздороваться» с одуванчиком – наклониться, понюхать, бережно провести ладонью по цветку (он пушистый, мягкий, шелковистый). Познакомить детей с особенностью одуванчика раскрываться утром и закрываться вечером в одно и то же время. Они могут предсказывать погоду – если днем одуванчик закрывается, значит, будет дождь.

Художественное слово:       Белый одуванчик

На солнышке блестит

И легкою пушинкой

По воздуху летит!

           

Вопросы к детям:

- На что похож одуванчик?

- Почему насекомые кружатся над одуванчиком?

Обогащение словаря: бутон, цветок, семена, стебель, листья резные, лепестки лучиками, пушистый, ароматный, шелковистый…

(П/игра «Пчелы и одуванчик».)

Лето

Наблюдение  № 19

За цветами

          Дать детям представление о цветах, о красоте внешнего вида (строение, цвет, форма листьев и лепестков, высота стебля), аромате. Напомнить о правилах выращивания цветов.

Художественное слово:        У Иры на клумбе растут георгины,

Фиалки, тюльпан, гладиолус, малина,

Астры, ромашки и мандарины.

Чего не должно быть на клумбе Ирины?

Вопросы к детям:

- Из чего вырастает цветок?

- Ч то нужно растениям для быстрого роста?

Обогащение словаря:  георгины, анютины глазки, календула, тюльпан, астра, соцветие, бутон, лепестки, аромат, душистый, яркий, прополка, взрыхление, полив…

 (Провести опыт.. Зарисовывать один и тот же цветок через определенные промежутки времени. Сравнить рисунки.).

Наблюдение  № 20

За цветущими деревьями и  кустарниками (черемуха)

           

             Предложить детям понаблюдать за деревьями и кустарниками (черемуха, сирень, ранетка). Уточнить, что появилось на их ветвях после цветения. Понаблюдать за ростом плодов и семян. Рассмотреть окраску, форму.

Художественное слово:        Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным-полным-полно.

Черемуха качается,

Пчела жужжит.

А лето не кончается

И ласточка летит.

Вопросы к детям:

- Почему пчелы кружатся над цветущими деревьями?

- Чем отличаются летние деревья от осенних?

Обогащение словаря:  черемуха, сирень, акация, ранетка, кисть, бутоны, цветы, цветение, аромат, окраска, форма, душистые, золотистые…

 (Выполнение эстампов с использованием засушенных листьев, кистей цветущих деревьев).

Лето

Наблюдение  № 21

За березой

       

               Обратить внимание детей, как выделяется своей белизной гладкий шелковистый ствол березы, как весят на ее ветвях толстые сережки, похожие на гусениц. Предложить детям дотронутся до листочков, погладить ствол, вдохнуть аромат березки.

Художественное слово:  Береза моя, березонька, береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты березонька, посреди долины;

На тебе березонька, листья зеленые,

Под тобой, березонька, травка шелковая.

Вопросы к детям:

- Есть ли семена у березы?

- Что такое крона?

Обогащение словаря:    ствол, корни, ветви, листва, почки, сережки, крона,    белоствольная, гладкая…

 (Рисование березы с натуры на асфальте).

Наблюдение  № 22

За елью

       

               Наблюдая за хвойными деревьями обратить внимание на появление на кончиках хвойных деревьев молодых зеленых побегах с желтыми шишечками. Рассмотреть ель, подобрать слова признаки, ласковые слова.

Художественное слово:             Сладко пахнут еловой смолой

Разогретые старые пни

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

 

Вопросы к детям:

- Отличается ли летняя елочка от зимней?

- Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Обогащение словаря:    ель, ельник, бор, ствол, крона, кора, ветви, лапник, еловая лапа, хвоя, хвойное…  

(Изготовление поделок из шишек.)

Лето

Наблюдение  № 23

За насекомыми

         Наблюдая за насекомыми, можно обратить внимание детей на то место, где они наиболее часто бывают, на способы их передвижения, особенности внешнего строения, отметить яркую окраску некоторых из них. Надо научить детей различать жуков, бабочек, мух…

Художественное слово:

Бабочка, давай дружить!                        Ну а дождь пройдет над садом –

Веселее в дружбе жить.                        Волноваться зря не надо!

Есть в саду у нас цветы,                        Ни о чем не беспокойся –

Полетай над ними ты!                                Под моей панамой скройся!

Вопросы к детям:

- Какое главное правило общения с насекомыми? (только наблюдать)

- Какие насекомые полезные, какие вредные?

Обогащение словаря:     насекомые, жук, бабочка, стрекоза, муравей, пчела, лапки, усики,  брюшко, крылышки…

(Подвижная игра «Пчелы и медведь».)

Наблюдение  № 24

За божьей коровкой

       

          Предложить детям рассмотреть божью коровку, описать ее внешний вид, рассказать какую пользу приносят божьи коровки, где чаще всего их можно обнаружить. Напомнить детям о том, что мы должны оберегать все живое и насекомых в том числе.

Художественное слово:    Божья коровка, алая спинка

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным шагом ползет по стебельку

К пахнущему яркому цветку.

Поедает быстро коровка вредных тлей

И цветок душистый спасибо скажет ей

Вопросы к детям:

- Почему божья коровка так называется?

- Что есть у всех насекомых?

Обогащение словаря: божья коровка, насекомые, тля, пчела, лапки, усики,  брюшко, крылышки…

(Игра-забава «Божья коровка».)

Лето

Наблюдение  № 25

За перелетными птицами.

       Вспомнить с детьми перелетных птиц. Дать представление о том, чем птицы заняты летом. Основная цель перелетных птиц вырастить птенцов и подготовиться к перелету в теплые края осенью. Вспомнить и назвать внешний вид птиц, напомнить о том, какую пользу приносят птицы лесу, людям.

Художественное слово:     Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем:

- С добрым утром!

- С ясным днем!

Вот как славно мы живем!

Вопросы к детям:

- Как объяснить пословицу «Худо лето, когда солнца нету»?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Обогащение словаря: перелетные, грач, ласточка, стриж, жаворонок, зяблик, скворец, скворечник, гнездо, дупло, стая, птенец, вьют, выводят, поют, купаются…

(Повесить на дереве, расположенном на участке группы, скворечник. Скворечник построенный совместно родителями и детьми.)

Наблюдение  № 26

За зимующими птицами.

       

       Вспомнить с детьми зимующих птиц. Дать представление о том, чем птицы заняты летом. Вспомнить и назвать внешний вид птиц, напомнить о том, какую пользу приносят птицы людям в городе, в деревне, какой вред.

Художественное слово:          Среди белых голубей

Скачет шустрых воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка

Откликайся, воробей…

Вылетай-ка, не робей!

Вопросы к детям:

- Нужна ли наша помощь птицам летом?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

 Обогащение словаря: зимующие, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, птенец, перышки, клюв, крылья, прыгает, кружится, взъерошил, распушил…

 

 ( Пальчиковая игра «Птицы»).

Лето

Наблюдение  № 27

За животными

             Предложить детям понаблюдать за животными летом, кошками, собаками. Как они греются на солнышке. Сообщить детям, что животные чувствуют тепло, радуются ему.

 

Художественное слово:            Кошечка с котятами греется на солнышке,

                                                       Весело мурлыкает, песенку поет. 

                                                       И виляя хвостиком Жучка быстроногая

                                                       Поймать себя мальчишкам не дает.

Вопросы к детям:

- Чем занимаются летом звери в лесу?

- Каких домашних животных вы знаете?

Обогащение словаря:    чувствуют,  греются,   мурлыкает,   ласкается,  радостно,    шерсть,    виляет…

(Подвижная игра «Котята и щенята».)

Наблюдение  № 28

За одеждой людей

          Обратить внимание детей на то, как стали одеваться взрослые и дети. Учить  определять, как нужно одеваться в разную погоду (солнечную, ветреную, дождливую…), делать вывод от чего это зависит. Напомнить о том, что в солнечную погоду обязательно нужно носить головной убор.

 

Художественное слово:         Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетелся.

Вопросы к детям:

- Что такое прогноз погоды?

- Можно ли гулять под дождем? Почему?

Обогащение словаря:   прогноз, погода, температура, дождливо, ветрено, солнечно, купальники, панамы, майки, шорты, галоши, сапоги, куртка, капюшон, плащ, шляпа, зонт…

(Повторение стихов, загадок, пословиц о лете. Подвижная игра «Солнышко и дождь»).

Лето

Наблюдение   № 29

За трудом взрослых

         

               Предложить детям понаблюдать за летними работами по выращиванию растений и уходу за ними: прополка, полив, рыхление приствольных кругов. Закрепить знания детей о том как и зачем нужно ухаживать за растениями, о том может ли человек существовать без растений, животных.

Художественное слово:      У тропинки около калитки

Ждут – пождут Наташу маргаритки.

- Принеси Наташа, нам напиться

Хороша холодная водица!

И анютин темненький глазок

Тоже просит: «Дай глотнуть разок!»

В лейке дождь я принесла.

На цветке качается пчела.

Льется дождь из лейки на цветы.

Каждый просит: «Дай и мне воды!»

Напились, умылись, стали краше.

Хорошо им в садике Наташи!

Вопросы к детям:

- Чем мы можем помочь цветам в цветнике?

- Как называется профессия людей занимающихся озеленением города?

Обогащение словаря:     газон, цветник, семена, озеленение, высадка, посадка, взрыхление, полив, подкормка,…

(Рисование «Придумай свой волшебный цветок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.

Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....

«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержани...

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....

Наблюдения с детьми на прогулке весной

Подобран материал для наблюдения с детьми, как на прогулке ДОУ, так и вместе с родителями....

Консультация для родителей «Наблюдение с детьми за природой летом»

Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравс...