Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Радуга и ее волшебные цвета" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Никитина Н.Ю.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Радуга и ее волшебные цвета" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Непрерывно-образовательная деятельность

по познавательному развитию

«Радуга и ее волшебные цвета»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель

Воспитатель: Никитина Наталия Юрьевна

I квалификационная категория

СПб

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи                                                                                                                                                     Обучающие

- формировать у детей знания явлении природа, как радуга;

- закрепить знания детей основных цветов радуги и значением каждого из них;

- показать детям роль тёплых и холодных тонов в формировании настроения человека;

-показать детям зависимость погоды от цвета и формы радуги                                           -формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.                                                                                                                                                       Развивающие

-развивать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире;

- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, расширения кругозора;                                                                                                                

 - способствовать развитию связной речи, в ответах на вопросы, умение вести диалог

 и расширению словарного объема детей;

- способствовать развитию моторики рук.

Воспитательные                                                                                                                                  воспитывать чувство единства человека и природы.                                                                  

- приобщать к любознательности, взаимовыручке, самостоятельности.                     Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «социально- коммуникативное развитие».                                                                                                                  Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. Используемые технологи                                                                       Технология проектной деятельности;                                                     Технология исследовательской деятельности;                                                    Игровые технологии;                                                                       Информационно-коммуникативные технологии.

Материалы и оборудование

Разрезная радуга, состоящая из 7 цветных полосок, картинки для игры «Подарки для радуги» (солнце, свечи, новогодняя ёлка, светофор, волк, лев, подснежник, звёзды, месяц, Золушка, гном), «ковёр-самолёт», презентация «Радуга-дуга» мультимедиапроектор, экран, юла, спектральный круг, ванночки с водой, зеркала, фонарик, листы бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с природными явлениями. Чтение художественной литературы «Все обо всем», «Энциклопедия для детей».                                                                            Экспериментальная деятельность на тему «преломление и отражение света».                             «Цвета спектра, их последовательность». Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

 Ведение календаря погоды. Выставка детских работ «Подарки для радуги»

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по необычной стране.                 Вы любите путешествовать?                                                                            -Но прежде послушайте загадку. О чём она?

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

-Правильно. Это радуга. (Показ слайда) Давайте сегодня совершим путешествие на ковре-самолете в волшебное царство Цвета, где живёт радуга.                            Царица Радуга, впусти

Нас в свой волшебный мир,

Свои лучи нам подари,

О них нам расскажи!                                                                   - Ребята, нам открылись ворота в царство Цвета, давайте войдём во дворец, где живёт царица Радуга. (Показ слайда.)                                              - А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, вовремя или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько слайдов-картинок с изображением радуги) Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Вспомните известное выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге? Первая буква каждого слова указывает на определенный цвет, давайте проверим вместе.                                    А сейчас давайте поиграем в игру «Выложи радугу». Подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху в низ.                                                       -Какой по счёту зелёный цвет? Синий?    1-ый какой цвет? 6-ой? 7-ой?                                                 -Ребята, а на что похожа радуга?

-Ребята, а в древности радугу так и называли – мостом между небом и землёй.

-А ещё радуга имеет свойство предсказать погоду. Например, люди замечали, что, чем зеленее радуга, тем больше будет дождя. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью. (Показ слайдов)

- Ребята, а какое у вас настроение, когда вы видите радугу?

- Правильно. Весёлое, радостное.

- Ребята, представьте себе на минутку, что мир, окружающий нас, потерял своё разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Как вы думаете, какое настроение у вас тогда было бы?

В природе всё связано между собой, и то, что в окружающем нас мире существует множество цветов и оттенков, тоже не случайно

Я вам предлагаю поиграть в игру «Цветные слова».                                                                      Ребята, скажите, а на что похож      красный цвет? Правильно, а еще, красный-это цвет тепла, радости, веселья.    Как вы думаете, какое настроение он даёт?

Правильно, он даёт хорошее настроение. Ещё считают, что он может предохранять от беды. Ребята, человек – это часть окружающего мира. Ещё древние люди заметили, что цвет имеет большое значение для человека, разные цвета по-разному влияют на настроение человека. Каждый цвет имеет своё значение

- Ребята, скажите, зелёный цвет на что похож?

Он похож на траву, листву- это цвет природы. Вспомните, как поднимается настроение, когда после зимы всё начинает пробуждаться и появляется зелёная трава.

-А голубой, синий и фиолетовый, на что похожи? Правильно на воздух, воду – это холодные цвета, они дают человеку спокойствие. Фиолетовый цвет – это цвет сказок и чудес.

-А что вам напоминает оранжевый цвет? Правильно это цвет солнца, его считают цветом храбрецов.

А что вы представляете, когда видите желтый цвет? Правильно, а еще, древние люди считали, что если вы устали, посмотрите на жёлтый цвет и начнут прибавляться силы. У вас много сил? Тогда в нашем путешествии физминутка.

Дети отвечают.

Дети отгадывают загадку.

Дети садятся на ковер-самолет, закрывают глаза, слушают стихотворение и под музыку отправляются в путешествие.  

                         

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан)

Дети перечисляются слова по порядку.                        

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети отвечают.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Физминутка.                                                                                                                                        Гляньте: радуга над нами                                                                                                                 Над деревьями
(Нарисовать рукой над головой полукруг),
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами
(Руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной
(Нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы.)

 -А теперь ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Подарки для радуги».

Посмотрите внимательно на картинки и разложите их так, чтобы они соответствовали значению каждого из семи цветов радуги. Но сначала давайте еще раз повторим значение каждого из семи цветов.                                              Почему появляется радуга? Хотите узнать?
-Назовите свойства воды.
-Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет?
- Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом).
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду                               - Я вам предлагаю провести опыт.
Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Расскажите, что мы видим теперь?
-Правильно. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу
- Вы справились с заданием, а теперь скажите какой луч ты бы взял себе, а какой подарил бы мне.

 - Наше путешествие на ковре-самолете подошло к концу, мы возвращаемся в группу, давайте поблагодарим радугу за гостеприимство. (Показ слайда)

Дети повторяют значение каждого из семи цветов и раскладывают картинки соответственно цветам радуги.

Ответы детей

Преломляет свет, отражает лучи света

Состоит из 7 цветов спектра

Преломляется

На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки

Дети выполняют задание (детское экспериментирование).

Дети рассказывают о том, почему они выбрали тот или иной луч для себя и для подарка воспитателю.

Дети благодарят радугу и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Правила дорожного движения) в старшей группе «Наша улица»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Правила дорожного движения) в старшей группе «Наша улица»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа

Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Синичкин день» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) ДОУ

Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. Материал разработан для расширения представлений детей дошкольного возраста об экологических праздниках; для приобщения детей и их родителей к Всероссийской ак...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для педагогов в старшей группе «Знатоки родной природы»

Цель: расширение представлений о диком животном – зайце, домашнем животном – кроликом,  на основе наблюдения за живым объектом....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...