Опыт работы по опытно - исследовательской деятельности в ДОУ ( материал для педагогов)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Говорова Ирина Александровна

 

Представляю свой опыт работы в области детского экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 16 г. Можайска

Опыт работы

по опытно – исследовательской деятельности

воспитателя

Говоровой  Ирины Александровны

Можайск, 2017

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги. Представляю вам опыт работы с детьми по опытно – исследовательской деятельности.

   Как показали результаты длительной работы (более 30-ти лет) Л.В. Рыжовой (автора «Методики детского экспериментирования») по использованию экспериментирования в дошкольных учреждениях, дошкольники с большим энтузиазмом, увлечённостью и серьёзностью относятся к исследовательской деятельности. У них вырабатываются прочные технологические навыки в организации и проведении опытов, экспериментов, в прослеживании результатов и фиксации их с помощью наглядных средств: эталонов, символов, условных знаков, моделей, схем, диаграмм.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет.

Я оборудовала зону экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наша зона постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание зоны экспериментирования входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. Самые простые предметы могут вызвать у детей познавательный интерес, например, магниты. (ПОКАЗ)

 В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Например: на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. И продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.  Маленькие исследователи, играя с воздухом, открывали для себя элементарную закономерность: воздух есть везде, им дышит все живое, он легкий, невидимый, его можно увидеть в воде в виде пузырьков, поймать в пакет (ПОКАЗ), движение воздуха - это ветер (ПОКАЗ).

Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования. Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь– это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы:лейку, пипетку или просто свои ладошки. А ещё дождь можно показать вот так (ПОКАЗ)

   К экспериментированию привлечены и родители. После проведения собраний, консультаций, родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

Мною были разработаны и реализованы проекты по исследовательской деятельности: «Хочу всё знать», «Чудо – дерево», « Яйцо». Эксперименты с водой, почвой, песком, воздухом, деревом, льдом и снегом, позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Дети научились анализировать результаты экспериментов и делать простые умозаключения. В процессе реализации проектов были созданы наглядные пособия «Чудесные бутылочки», «Вулкан». (показ)

Хотелось бы отдельное внимание уделить разработке российских ученых, которые облегчили нам, воспитателям, работу в сфере детского экспериментирования, делая интереснее и разнообразнее опыты проводимые детьми.  На 15 Всероссийском педагогическом марафоне в 2016году группой ученых была представлена уникальная детская лаборатория, которая называется «Наураша в стране Наурандии». Конечно, как у человека увлеченного и творческого, мои глаза «загорелись», а в голове промелькнула мысль: «Вот бы и нам такую!» Но, к сожалению, в детском саду, в котором я работала на тот момент, такой лаборатории не было. Волею судьбы, через некоторое время, я пришла работать в  детский сад № 16 г. Можайска. В этом саду есть та самая лаборатория! Прошло совсем немного времени, как мы начали работу с ней, и мы  еще только знакомимся, но детям очень нравится делать эксперименты, предлагаемые виртуальным мальчиком-ученым Наурашем. Мною было составлено примерное тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста по опытно – экспериментальной деятельности с использованием ИКТ (нашем случае это цифровая лаборатория).

«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников с использованием датчиков в качестве контроллеров.

В игровой форме вместе с главным героем дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры  также увлекательны и интересны и для взрослых. (ПОКАЗ)

         В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.

Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициати...

Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».

Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...

опыт работы т."«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Обобщение педагогического опыта работы по теме:«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»воспитателя МБОУ Вельяминовской СОШ им.Л.С ФилинаМорозовой Натальи ЕвгеньевныОбос...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...