Конспект НОД "Моя Москва" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Болотенкова Ольга Егоровна

Конспект НОД "Моя Москва" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_o_moskve.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Москва-столица нашей Родины»

Цель
: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, гимн, куранты.

Предварительная работа: познание (рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова); коммуникация (беседа «История Москвы в пословицах и поговорках»);

Материал: пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии Москвы.

Ход занятия:

1. Организационный момент (игра с мячом в кругу с детьми)

- Какие города России вы знаете? (ответы детей)

- А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

- Как называется главный город нашей страны?

Сегодня мы поговорим о городе Москве – столице нашей большой и великой страны. Кто из вас был в этот красивом городе? (ответы детей).

2. Педагог приглашает детей занять свои места, объявляет:

- Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Педагог читает стихи Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

3. Повествовательный рассказ педагога:

- Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, каким он есть сейчас?

Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

Воспитатель показывает детям старинное изображение города Москвы .

Ребенок: Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

Ребенок: Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ изображения). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

— Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

— Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

- А это Спасская башня Кремля. Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год). (Слушаем бой Курантов).

У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.(Показываю изображение)

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного). (Показ изображения) Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

- Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет (открытка). Он был основан очень давно по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

- Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – (открытка). Государственной Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя. Предлагаю вам прогуляться по этой галерее, и посмотреть, какие красивые картины находятся в ней. (Дети встают, проходят и рассматривают картины).

Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

- Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в цирк (наглядное пособие).

Вика Я.: В цирке сердца замирают у нас, если летает воздушный гимнаст

В цирке всю публику клоун смешит, здесь даже купол от смеха дрожит.

Полина Б.: просто глаза разбегаются здесь, от разноцветных, волшебных чудес. Как же нам нравится цирк Шапито, цирк Шапито не забыть ни за что!

Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

Физминутка. Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (). Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (наглядное пособие).

У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну (прослушивание гимна).

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! (наглядное пособие). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь-пушка всем пушкам пушка! (наглядное пособие). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.

Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе Москве?

Ответы детей:

Москва — сердце России.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой-столицей весь народ гордится.

Москва от глаз далека, да сердцу близка.

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Подведение итога:

- Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

- что нового и интересного вы узнали?

- что вам больше всего понравилось?

- почему?

Воспитатель вручает детям сувениры на память о прошедшем мероприятии (магниты с изображением достопримечательностей г. Москвы).
-На этом наше знакомство с Москвой не закончено.Я предлагаю вам раскраски с изображением достопримечательностей нашей столицы.Вы можете выбрать понравившуюся вам и раскрасить.

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая)

Образовательная область«Познавательное развитие»

Тема НОД«Экскурсия по Москве»

Планируемый результат: у ребёнка сформированы представления о столице нашей Родины, её достопримечательностях; ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; может отражать свои впечатления в продуктивной деятельности

Цель: расширение знаний детей о столице нашей родины – Москве.

Задачи:

развитие познавательного интереса к истории и культуре России;

- закрепление навыков диалогической речи;

- обогащение словарного запаса детей («столица, достопримечательности, Кремль, белокаменная», названиями архитектурных сооружений);

- ознакомление с пословицами и стихами о Москве;

- формирование умения применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности;

- воспитание патриотических чувств и любви к Родине.

Тип НОД: ФЦКМ с элементами интеграции

Форма организации обучения: фронтальная, общегрупповая, индивидуальная.

Используемые технологии: проблемно – игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Москва – столица нашей Родины», минусовка песни к кинофильму «Я иду, шагаю по Москве»«бой курантов», указка.

Виды деятельностипознавательная, коммуникативная.

Предварительная работа: разучивание стихов о Москве И. Токмаковой

Методы и приёмы: проблемно – поисковый (выявлена проблема, находят пути решения, наглядный (показ презентации, словесный (беседа, рассуждение, практический (применение полученных знаний в изобразительной деятельности).

Ход занятия

I.Организационный момент

Под музыку из кинофильма «Я иду шагаю по Москве» дети располагаются на ковре

- Ребята, узнали эту мелодию? О чём эта песня?

Подсказка:

Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины –.

- Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Москве.

II. Поиск проблемы и путей её решения

- Ребята, у каждой страны есть свой главный город - столица. А вы были в нашей столице - Москве? Хотите там побывать? Как мы можем сейчас это сделать?

- Тогда садимся в поезд и едем в Москву.

Дети импровизируют движение на том виде транспорта, который выбрали, садятся на стульчики.

- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? Достопримечательность - это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего.

- Каким видом транспорта будем передвигаться по городу? Поехали.

III. Развитие сюжета - открытие детьми новых знаний

Презентация «Москва – столица нашей Родины»

1 слайд

- Первая остановка - Московский Кремль. С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль - это значит крепость, в которой есть высокие стены и башни, для защиты города от врагов.

2 слайд

-Сначала Кремль был построен из дерева. Частые пожары разрушали его.

3 слайд

-В 15веке был построен Кремль из Красного Кирпича. Но все называли Москву белокаменной, почему?

- Потому что все постройки белили известью.

4 слайд

Спустя многие века известь осыпалась и мы видим, что современный Кремль - красного цвета.

5 слайд

- А это - главная башня Кремля – Спасская. Внимательно рассмотрим её. Какого цвета башня? Какой формы стены? (прямоугольной) На что похожи зубцы стен? (на букву М) Из каких фигур состоит башня? (прямоугольника, квадрата, треугольника)

- Что находится на вершине башни? (рубиновая звезда)

Что ещё находится на башне? (большие часы). Какой они формы? (круглой).

- На ней располагаются большие часы – куранты. Эти часы самые точные, по ним вся страна проверяет время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать.

Бой курантов

6 слайд

Красная площадь – главная площадь страны. На ней проходят праздники и военные парады.

7 слайд

- Одной из достопримечательностей Московского Кремля является Покровский собор или как его ещё называют храм Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия русскими воинами города Казань.

Перед храмом находится памятник Минину и Пожарскому, которые возглавили восстание русского народа и изгнали поляков из Москвы.

8 слайд

- На Красной площади мы увидим Царь – пушку. Как вы думаете, почему её так назвали?

- Для защиты столицы царь задумал создать такое оружие, которое бы наводило панический страх на противника. В результате в 1586 году русским мастером из чугуна была отлита пушка, превосходившая по размеру все оружие, существовавшее в то время. Поэтому её и назвали Царь- пушкой. Правда из этой пушки никогда не стреляли.

9 слайд

- А это Царь – колокол! Он очень большой и очень тяжёлый! Кто знает, что с ним произошло?

- Царь – колокол отлили по приказу императрицы Анны. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. В это время в Кремле случился пожар. Во время его тушения, на раскалённый колокол попала вода и он раскололся. Именно этот осколок колокола стоит рядом. Поэтому этот колокол то же никогда не звонил.

И Царь - колокол и Царь - пушка – это памятники русским мастерам.

-А теперь мы с вами покидаем Красную площадь. Следующая остановка – станция Спортивная.

Физкультминутка «Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Звонко песни распеваем. ля-ля-ля

Впереди течет река,

В небе солнце, облака.

Как грибы, дома растут,

Есть деревья там и тут.

В этом городе живут

Все Москва его зовут!

-Продолжаем нашу экскурсию.

10 слайд

- Следующая станция – Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна?

- Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и других стран. Ведь недаром есть такая пословица«Говорят в Москве, а слышно по всей стране».

- Едем дальше.

11 слайд

- Станция – Большой театр – это главный театр страны.

12 слайд

- Театр оперы и балета. Что такое опера? А балет? Артисты этого театра гастролируют со своими спектаклями по всему миру.

13 слайд.

- Остановимся на станции – Московский зоопарк

Этому зоопарку более 150 лет.

14 слайд

- В его коллекции представлены 1132 вида животных. Которые содержатся в хороших условиях.

- Едем дальше.

15 слайд

- Следующая остановка – знаменитый цирк на Цветном бульваре.

Там работал самый известный клоун нашей страны – Юрий Никулин. Перед театром стоит железный памятник Юрию Никулину. Люди часто фотографируются около этого памятника.

16 слайд

- Артисты цирка выступают практически во всех известных цирковых жанрах. Ребята, а люди каких профессий работают и выступают в цирке? (жонглёры, дрессировщики, иллюзионисты, гимнасты, клоуны.)

17 слайд

- Вот уже наступает вечер. И мы с вами попадаем в вечернюю Москву. Посмотрите как много огней в этом городе. Москва – это большой город?

- Да – это самый большой и красивый город нашей страны. В нём проживает более 12 миллионов человек. Есть поговорка – «Кто в Москве не бывал — красоты не видал».

- Наши ребята знают стихи о Москве

Дети читают выученные стихи

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени — город Москва,

Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало,

Но сколько здесь было отважных людей —

Пожалуй, нигде не бывало!

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

Тут встретишь гостей из столицы любой:

Парижа, Софии, Каира!

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира.

IV. Рефлексия и анализ.

- Вот и закончилась наша экскурсия. В каком городе мы сегодня мы побывали?

-Какие достопримечательности вам больше всего запомнились?

- Как называется главная башня Московского кремля?

-Вам понравилась сегодня экскурсия? Если да – то прикрепите на доску весёлого смайлика, а если нет – то грустного.

V. Развитие

-Многие художники рисуют этот город и Кремль в своих картинах. Вы тоже можете стать художниками и нарисовать Кремль. Это будет вашим домашним заданием. Когда вы подрастёте и поедете в Москву, вы можете взять свой рисунок и сравнить ваш Кремль и настоящий Московский Кремль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа

Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Конспект НОД разновозрастная группа (старшая и средняя группы) Тема: «Спасем Буратино»

Упражнять  детей в  умении  пользоваться числами и циф­рами с целью обозначения количества. Формировать умение детей подлезать под дугу (ст. возраст), проползать под дугу (ср. возраст)....