Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Яхина Гузель Тагировна

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Поэтому возникла идея дать  более углубленные знания об экологической проблеме нашего края  совместно «воспитатель и родитель». Воспитатель дает знания об экологических проблемах Республики Башкортостан, затем ведет целенаправленную работу на освоение информации, родители дома закрепляют знания детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон по усвоению знаний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан сад № 39

Исследовательский практико-ориентированный проект.

«Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность»
«Красная книга республики Башкортостан».

Яхина Гузель Тагировна,

Андреева Лилия Анатольевна

                                                                                  воспитатели

МАДОУ детский сад №39

                                                  Нефтекамск, 2017г.

Содержание.

Ведение………………………………………………………………………… 3

I.План реализации проекта…………………………………………………….5

1.1.Подготовительный этап……………………………………………….6

        1.2. Этап реализации проекта……………………………………………..7

        1.3.Заключительный этап………………………………………………....9

II.Ожидаемые результаты……………………………………………………...10

III. Обеспечение проектной деятельности……………………………………10

Заключение……………………………………………………………………..12

Приложения

Введение.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:  информационно – исследовательская.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения:  краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

 Сроки исполнения проекта: с 09.01. по 09.02.2017 г.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители (законные представители).

Цели проекта:

Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.
 Задачи проекта:

- Углублять и конкретизировать представление о животном и      растительном мире родного края.
-  Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.
  - Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
   - Создать ручной работы «Красную книгу»  из рисунков детей, родителей, воспитателей.
   - Воспитывать интерес и любовь к природе.

 Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • беседы;
  • оснащение предметно-пространственной среды .
  • работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

  • создание экологического альбома «Красная книга Башкортостана».
  • выставка рисунков  «Сохраним наш лес», «Редкие птицы Башкортостана», «Такой незаметный ушастый ёж».
  • подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы все друзья и защитники природы»
  • создание демонстрационного материала (лепбук).

Актуальность 
      Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. 
      Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет!
     Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.
      В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП)  была впервые издана Красная книга. 

 Обследуя детей подготовительной  группы  (20 детей) были выявлены следующие результаты на начало проекта:

низкий уровень- 20 % (4 ребенка);

средний уровень –75 % (15 детей);

высокий уровень – 5 % (1 ребенок).

Дети затрудняются:

-  Объяснить, что такое «Красная книга»?

- Назвать растения и животных, занесенных в Красную Книгу Башкортостана.

- Назвать причины загрязнения природы и исчезновения животных, птиц и растений.

Проанализировав данные диагностического опроса, выявилась проблема: у детей нет четкого представления об экологических проблемах всей планеты, нашей страны и нашей республики Башкортостан.

Поэтому возникла идея дать  более углубленные знания об экологической проблеме нашего края  совместно «воспитатель и родитель». Воспитатель дает знания об экологических проблемах Республики Башкортостан, затем ведет целенаправленную работу на освоение информации, родители дома закрепляют знания детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон по усвоению знаний.

        План реализации проекта.

1.1.Подготовительный этап.

Срок реализации: 2 недели. С 09.01 – 20.01.2017г.

Мероприятие.

Ответственные.

Сроки.

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель.

2 недели

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Воспитатель.

2 недели

3

Составление календарных планов.

Воспитатель.

2 недели

4

Проведение диагностического опроса детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель.

2 недели

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Воспитатель.

2 недели

6

 Проведение родительского собрания (информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и воспитателями по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.)

Воспитатель.

2 недели

7

Составление плана основного этапа.

Воспитатель.

2 недели

           

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта .

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Составили календарные планы.
  • Создали наглядно-дидактический материал
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Обработали результаты диагностического опроса детей.
  • Составили план основного этапа проекта.

1.2. Этап реализации проекта.

Срок реализации: с 23.01 - 08.02.2017г.

Мероприятие.

Участники

Ответственные.

Сроки.

1

Проведение НОД  способствующей расширению знаний экологических проблемах планеты и нашей страны.

Дети, воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

  • Проведение НОД  способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий,
  • направленных на развитие познавательной деятельности.

Дети, воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители, дети, воспитатели.

Воспитатель

В течение реализации проекта.

4

Совместная деятельность с детьми.

Дети, воспитатели

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

5

Самостоятельная деятельность детей.

Дети, воспитатели

Воспитатель

Ежедневно.

6

Создание «Красной Книги Республики Башкортостан»

Родители, дети, воспитатели

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

7

Выставка рисунков

«Редкие птицы Башкортостана», «Такой незаметный и редкий ушастый ёж».

Родители, дети, воспитатели

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования

8

Консультации для родителей «Красная книга – сигнал опасности»

Родители, воспитатели

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

9

Экскурсия в птичью столовую.

Дети, воспитатели

Промежуточный отчет основного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение трех недель. За истекший срок  были проведены следующие мероприятия:

Для детей:

  • НОД способствующей расширению знаний экологических проблемах планеты и нашей страны.
  • НОД, способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности.
  • Во время совместной деятельности с детьми  проводились игры и упражнения: загадки, стихи, дидактические, подвижные игры, направленные на изучение и закрепление знаний о природе, ее охране.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали картинки, театр, дидактический материал.

Работа с родителями велась на индивидуальных и  групповых консультациях.

На индивидуальных консультациях  с воспитателем родители получали советы по формированию простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности, получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

 Родители приняли активное участие в проекте. Совместно с родителями была создана «Красная Книга Башкортостана», подготовлена выставка;   демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им  выполнять  творческие задания педагогов.

1.3.Заключительный этап.

Срок реализации: с 08.02. – 14.02.2017г.

Мероприятие.

Участники.

Ответственные.

Сроки.

1

Обобщающая игровая НОД «Природа – наш общий дом»

Дети

Воспитатель.

08.02.2017

2

Диагностический опрос в конце проекта, обработка результатов диагностики в конце проекта.

Дети.

Воспитатель.

09.02 – 10.02.2017г.

3

Подготовка отчета о проделанной работе.

Воспитатель.

10.02 – 14.02.2017

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение двух недель. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:

  • Провели обобщающую игровую НОД «Природа – наш дом родной».
  • Диагностический опрос в конце проекта, обработали результаты диагностики в конце проекта
  • Соотнесли цели и результаты проекта.
  • Подготовили отчет о проделанной работе.

II. Ожидаемые результаты.

  • Дети больше узнали о жизни животных, птиц и растений из «Красной книги».
  • Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.
  • Сформированы  основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.
  • Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность.
  • Создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений.

III. Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

  1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Антонова А.В. / Веракса Н. Е. / Гербова В.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Авторы-составители: Сертакова Н. М. Издательство: Учитель, 2014.
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/
  5. http://pedportal.net/
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/
  7. http://uchportfolio.ru/

Материально - техническое:

  1. Иллюстрации, картинки, книги.
  2. Красная книга.

Заключение:

       Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Воспитатели: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе домашнего обучения,  расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: проведение НОД с детьми, консультирование родителей.

Дети: участвуют в НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий воспитателя.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • расширили свои знания об экологических проблемах нашей  планеты и нашей родины.
  • получили   знания о «Красной Книге», редких растениях, птицах и животных Башкортостана;
  • расширили свои знания о способах охраны окружающей среды;
  • повысили коммуникативные, творческие способности;
  • расширили и активизировали словарный запас.

      Родители:

  •  повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при обучении в домашних условиях.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Календарно – перспективное планирование в рамках проекта «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность»
«Красная книга республики Башкортостан».

Месяц.

Число.

Образовательная область.

Тема.

Цели.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Январь

Февраль

23.01.17

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

«Красная Книга – сигнал экологической опасности»

  1. вызвать у детей желание заботится об окружающей среде;
  2. познакомить с наукой экологией и экологическими проблемами нашей планеты и нашего родного края;

  3.  рассказать о Красной Книге.

Иллюстрации с видами природы, изображения экологических проблем природы (свалки мусора, загрязнение водоемов, задымление воздуха и т.п.)

Иллюстрации Красной Книги;

Глобус, карта Башкортостана..

Дети знают: «что такое экология», называют экологические проблемы планеты и нашего родного края, знают: что такое «Красная Книга».

24.01.17.

Беседа с детьми .

«Природа Башкортостана»

  1. познакомить с особенностями природы Башкортостана;
  2. учить находить на карте  России Республику Башкортостан.

Демонстрационный материал «природа Башкортостана», Карта России и Башкортостана.

Дети умеют находить республику Башкортостан на карте России, знают особенности климате, животного и растительного мира Башкортостана.

25.01.17.

Дидактическая игра.

«Береги природу»,

« Природа и человек».

закреплять знания об охране объектов природы.

Картинки, иллюстрации.

Дети  умеют объяснять важность всех природных объектов для гармоничной жизни.

26.01.17.

Коммуникативное развитие.

Чтение стихотворений  «Живой букварь» В. Орлова.

Учить  детей  эмоционально  воспринимать  стихотворения,  замечать  выразительные  средства, развивать  образность  речи;  отвечать на вопросы к тексту.

Картинки, иллюстрации природы.

Дети эмоционально воспринимают стихотворение, проникновенно отзываются о защите и сохранении природы.

27.01.17.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Редкие птицы Башкортостана»

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю.

Альбомные листы, акварель, кисти разного размера, непроливайка, простой карандаш

Дети знают и могут изобразить редких птиц республики Башкортостан.

30.01.17.

Беседа с детьми

«Растения, занесенные в Красную Книгу Республики Башкортостан»

Закреплять знания о Красной Книге, познакомить с растениями, занесенными в Красную Книгу Башкортостана

Иллюстрации, Красная книга.

Дети могут назвать несколько видов редких растений республики Башкортостан.

31.01.17

  Дидактическая игра.

«Что было бы, если из леса исчезли…», «Живое – неживое».

закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Картинки, иллюстрации природы.

Дети  умеют объяснять важность всех природных объектов для гармоничной жизни.

01.02.17.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Такой незаметный и редкий ушастый ёж».

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю.

Альбомные листы, акварель, кисти разного размера, непроливайка, простой карандаш

Умеют изображать ежа в природе, знают, что в Башкортостане это редкое животное.

02.02.17.

Беседа с детьми.

«Редкие животные и птицы Башкортостана»

Познакомить с редкими птицами и животными Башкортостана.

Красная Книга Башкортостана, карта Республики Башкортостан.

Дети могут назвать несколько редких птиц и животных Башкортостана, назвать причины их вымирания.

03.02.17.

Экскурсия.

«Птичья столовая»

Приобщать детей к заботе об окружающей природе, помогать птицам пережить зиму

Корм для птиц.

Дети осознанно помогают птицам.

06.02.17

Беседа с детьми.

«Сохраним природу родного края»

Приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.

Демонстрационный материал.

Дети приводят примеры защиты и восстановления окружающей среды.

07.01.17.

Беседа с детьми.

«Красная Книга Башкортостана»

Познакомить с Красной Книгой Республики Башкортостан.

Демонстрационный материал.

Дети могут назвать редких животных, птиц и растения республики Башкортостан

08.01.17.

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира).Развлечение.

«Природа – наш общий дом»

Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.

Смайлики, музыкальный центр, запись игры «У оленя дом большой», «Звуки природы».

Дети знают, как и зачем оберегать природу.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Диагностика детей подготовительной к школе группы для выявления знаний об экологических проблемах родного края, о «Красной Книге Башкортостана».

Ребенку были заданы вопросы:

  1. Что такое «Красная Книга»?
  2. Каких животных и птиц, занесенных в Красную книгу, ты знаешь?
  3. Какие редкие растения ты можешь назвать?
  4. Почему эти растения, птицы и животные стали редкими?
  5. Что можно сделать для сохранения этих животных?

Группу детей составили 20 дошкольник ( 5-7 лет).

  1. Балл «3»- называет, балл «2»- называет с помощью наводящих вопросов, балл «1»- не называет.
  2. Балл «3» - называет 5-6 животных и птиц, балл «2»- называет 3-4,балл «1» - 1-2, балл «0» - не называет.
  3. Балл «3» - называет 4-5 растений , балл «2»- называет 3-4,балл «1» - 1-2, балл «0» - не называет..
  4. Балл «3» - правильный развернутый ответ, балл «2»- отвечает с помощью взрослого, балл «1» - не отвечает.
  5. Балл «3» - правильный развернутый ответ, балл «2»- отвечает с помощью взрослого, балл «1» - не отвечает.

Уровни:

Высокий- 11-15 баллов

Средний- 6-10 баллов.

Низкий- 0-5 баллов.

№ п/п

Имя ребенка.

Начало проекта

Конец пректа

Балл

Балл

Камиль

8

10

Милана

5

7

Ильназ

9

10

Кирилл В.

8

10

Ева

6

8

Булат

9

11

Карина Х.

12

13

Самира Я.

8

10

Амелия

6

8

Михаил

7

9

Аиша

10

12

Нонна

10

11

Самира С.

4

5

Милена

6

7

Кирилл Ч.

9

10

Динар

9

12

Руслан

9

11

Николь

4

5

Карина Ч.

7

8

София

3

5

У детей достигших малых результатов, имеются проблемы в усваивании новой информации и проблемы в развитии речи.

Диаграмма результатов диагностического опроса.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Консультация для родителей.

Тема: «Красная книга – сигнал опасности.

        Мировая природа наделена множеством различных творений. Отдельное место отведено растениям и животным. Увы, ничего вечного не бывает, многие виды, как животных, так и растений постепенно скрываются с лица земли. Поэтому, чтобы хоть как-то сохранить память об исчезающих живых чудесах мира, люди создали «Красную книгу», в которую постепенно записывают, и по сей день, редких животных и растений. Почему ее именно так назвали? Почему «Красная книга» – красная (ведь она на самом деле уже долгое время издается с красной обложкой), а не синяя или зеленая?

История создания Красной книги

       Официальным основанием для создания Красной книги Российской Федерации сейчас являются Закон «О животном мире» и Постановление Правительства РФ №158. В нем, в частности, декларируется, что Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видов животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Сейчас органом, отвечающим за ведение и издание Красной книги России, является Госкоэкология РФ, научное обеспечение возложено на Всероссийский научно - исследовательский институт охраны природы (ВНИИ природа). Большую роль в подготовке нового издания сыграла организованная в 1992 г. Комиссия по редким и исчезающим видам животных и растений, в которой работают специалисты Института проблем экологии и эволюции.

        Началось все с того, что в 1948 году в небольшом городке, находящемся рядом с Парижем, проходила международная конференция, на которой и решили создать Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который до сих пор является издателем международной Красной книги. После создания этого союза по всему миру начался сбор необходимой информации о редчайших растениях, насекомых и животных, которые находились под угрозой исчезновения. В 1966 году появились первые тома «Красной книги», в которых было подробно описаны беды флоры и фауны нашей планеты. К великому сожалению, список исчезающих видов увеличивается с каждым днем, а это говорит о том, что природа так и продолжает находиться в смертельной опасности.

О главном: почему Красная книга – красная?

        Название и цвет обложки книги как бы кричит: «Люди, остановитесь! Не губите природу!» Красный цвет считается сигналом тревоги, это своеобразный сигнал к бедствию, сигнал о помощи, который пытаются донести до нашего разума животные и растения нашей природы. Именно поэтому книгу так назвали и обрядили в красную обложку, а также для того, чтобы обратить внимание общества на окружающие проблемы и попытаться остановить зверское уничтожение живой природы.

     

  Красная книга – это не закон об охране природы, она всего лишь собрала в себе множество фактов ученых о мировой флоре и фауне. Ее цвет указывает на надвигающуюся опасность и является предостережением того, что за последствия, приведшие к гибели целых видов растений и животных, придется отвечать всем нам. В эту книгу заносятся те растения и животные, которые были созданы несколько тысяч лет назад, а теперь, из-за человеческой глупости, они оказывается перед проблемой полного исчезновения с лица земли. К сожалению, природа никогда не сможет сотворить то, что уже когда-то создавала…

     Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные.

    Красные страницы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.

     На белых страницах оказались – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.

    Жёлтые страницы занимают – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.

    На зелёных страницах – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.

     В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

     Красная книга – это книга, которая постоянно изменяется, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг – природа.

Всё, что нужно год от года

Нам даёт сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Беседа   для детей подготовительной к школе группы «Природа родного края».

Природа, животные и растения Башкортостана.

Природа Башкортостана богата и разнообразна. Республика лежит в зоне умеренного и континентального климата, в ней протекает 12 тысяч рек, находится около 2700 озер. Сразу несколько природных зон располагается в Башкирии: более 40% территории занимают леса, сосново-лиственные, смешанные, березовые и даже тайга. Остальная территория — это лесостепи, луга, степи. Вертикальное зонирование в горах представлено хвойными лесами и лугами.

Богата живая природа Башкортостана, здесь встречаются многие виды флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу, есть и эндемики — виды, встречающиеся только здесь.

Растительный мир Башкортостана.

Из-за многообразия природных зон растительный мир Башкортостана исключительно богат. В лесной зоне произрастают сосна, дуб, клен, липа. Здесь встречается брусника и многообразные мхи, характерные для хвойных лесов.

Лесостепная зона протянулась на территории Предуралья. В небольших лесах этой зоны растут только широколиственные деревья, такие как дуб и клен, а также такие растения, как ландыш майский, купена, сныть обыкновенная, фиалка удивительная.

На открытых участках степей растут разнообразные злаки, например, овсяница и мятлик.

Степная зона находится на юге Башкортостана, также степи протянулись на склонах гор. Здесь растет ковыль, клевер, люцерна, таволга, тимьян, наперстянка.

В горах самое большое разнообразие растений из-за вертикального зонирования. Сосновые, хвойно-березовые, широколиственные леса, тайга, высокогорные луга сменяют друг друга. Среди характерных для гор растений можно назвать такие как дриада восьмилепестная, горец живородящий, аркотус альпийский, горицвет сибирский.Многие растения Башкортостана являются эндемиками, то есть встречаются только здесь: овсяница Игошиной, родиола иремельская, манжетка, пижма уральская.

Животный мир Башкортостана.

Природные зоны Башкортостана определяют богатство фауны республики, большинство видов встречаются в аналогичных зонах Европы и Сибири. На его территории обитает 76 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 47 видов рыб, 10 видов пресмыкающихся и 10 видов земноводных.

В лесах республики обитают бурые медведи, рыси, косули, бурундуки, белки, волки. Из птиц здесь встречаются кукушки, совы, дятлы, голуби. Также в лесах живут некоторые виды змей и ящериц.

В степной зоне встречаются волки, зайцы, сурки, тушканчики, хомяки, хорьки, степная гоадюка, дрофы, стрепеты.

Особенно богат животный мир водных объектов. В водах и на берегах рек и озер Башкирии живут бобры, ондатры, водяные крысы, выдры, гагары, чайки, журавли, гуси, лягушки, жабы, болотные черепахи, десятки видов рыбы и 121 вид моллюсков.

В Башкортостане обитает множество видов редких животных: марал, ушастый еж, выхухоль, сапсан, черный гриф, орлан-долгохвост, серая куропатка, гребенчатый тритон, прудовая лягушка, безногая ящерица, серый уж, болотная черепаха.

Степная гадюка и узорчатый полоз — животные, которые встречаются только на территории южной части Башкортостана.

Климат в

Башкортостане.

Башкортостан относится к умеренному поясу с чередованием четырех видов времен года. Зима здесь умеренно холодная, а лето — жаркое. Большая часть осадков выпадает в теплое время года.

В середине октября — начале ноябре устанавливается снежный покров, температура опускается ниже нуля. Ветер в это время года дует преимущественно с востока и юго-запада.

Весна с устойчивым повышением температуры выше нуля начинается в начале апреля. Постепенно температура повышается, летний максимум — +42 градуса, в среднем - +20 градусов. Ветер в летнее время дует с севера и северо-запада.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Дидактические игры по экологии.

Береги природу.

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Что было бы, если из леса исчезли…

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Я знаю.

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Узнай птицу по силуэту.

Дидактическая задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое.

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Природа и человек.

Дидактическая  задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход

Прилетели птицы.

Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Звери, птицы, рыбы.

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Беседа об охране природы в подготовительной группе «Сохраним природу родного края».

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.). Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Развивающие задачи:

Развивать речь, мышление детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Словарная работа:

Активизация словаря: водоем, заповедник, лесники, Красная книга.

Оборудование:

Картинки и фотографии с изображением заповедных уголков Башкортостана, отражающие заботу человека о природе, о животных и растениях, подлежащих особой охране.

Ход занятия:

- Ребята, за что мы любим лес? Парк? Речку?

Да, правильно. Мы любим лес, парк, речку потому, что они украшают нашу улицу, город, нашу землю. В лесу растут различные деревья, травы, грибы, ягоды. В лесу тихо, воздух чист и прозрачен. В парке тоже растут деревья, кусты, цветы, травы. Их посадили люди, ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. Речку мы любим за то, что у нее чистая, прозрачная вода, что она поит водой деревья, кустарники и травы, растущие по берегам. Дети, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? Да, чтобы хорошо растения росли нужен и свет, тепло, влага, питание.

- Кто живет в лесу?

Правильно. В лесу живут звери, птицы, насекомые, лягушки змеи.

- А что растет в лесу?

В лесу растут разные породы деревьев и трав. Среди них много лекарственных.

- Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют растения, а воспитатель показывает иллюстрации)

Правильно: пижма, мать-и-мачеха, подорожник, малина, липа и др.

- А какие вы знаете деревья? (Ответы детей)

В лесу растут такие породы деревьев: осина, клен, ель, липа, дуб.

- Для чего людям нужен лес?

Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?

Правильно, мы должны охранять его.

- Ребята, а кто смотрит за лесом, бережет его?

- Да, охраной леса занимаются лесники.

- Как они ухаживают за лесом?

Лесники следят за тем, чтобы лес был здоровым, уничтожают вредителей, срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров.

- Как дети и взрослые заботятся о лесе?

Да, лес друг человека. Не зря в народе говорят: Много леса - береги, мало леса - посади!" Люди охраняют лес от пожаров, расчищают от погибших деревьев, сажают новые молодые деревья. Дети тоже заботятся о лесе: собирают семена деревьев, ухаживают за молодыми саженцами, следят, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал и не рубил деревья, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу, следят чтобы никто не засорял родники, озера, речки.

- Как вы должны вести себя в лесу?

Да, ребята, весной когда птицы выводят птенцов, нельзя кричать, нельзя разорять гнезда, муравейники, ломать ветки деревьев, рвать большое количество цветов, нельзя разводить костер в сухом лесу, в парках.

- Как вы должны вести себя в поле?

да, в поле растет хлеб. Поэтому по полю ходить нельзя, иначе вытопчешь колосья хлеба. затоптанные растения не будут расти.

- Около речки, родника, озера мы должны как себя вести?

- Да, не засорять водоемы, не пугать рыб криком.

Физкультминутка

Лебеди, лебеди крыльями машут.

Наклонились над водой, покачали головой.

Гордо и упрямо умеют держаться

И тихо на воду садятся.

- Послушайте рассказ.

На севере в холодном Белом море много островов. Жили на этих островах красивые птицы - гаги. Из гагачьего пуха изготовляли теплые пушистые вещи. А поэтому за ними охотились. Птиц становилось все меньше и меньше. Тогда люди решили: нельзя больше стрелять гагу, надо беречь эту полезную и красивую птицу, нельзя допустить, чтобы она совсем не исчезла. На островах был создан заповедник. Назвали его "Семь островов". В нем живут гаги, и теперь их там стало очень много, даже сосчитать невозможно. Так люди сохранили эту прекрасную птицу.

Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.

- Кто знает, что такое заповедник?

В заповедниках живут и размножаются животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.

У нас в Башкирии тоже есть заповедник. Природа нашей республики очень красивая и в заповеднике ее бережно охраняют, а также охраняют и зверей, и птиц, и насекомых, луга, леса и водоемы.

- Ребята, почему природа требует бережного отношения?

Природа - это богатство нашей Родины, а его надо охранять, чтобы не исчезли с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки.

- Как мы должны относиться к деревьям, кустарникам, цветам на участке нашего детского сада? (Рассказы детей)

- Сейчас мы поиграем в игру "Что дает нам природа?" Я назову например слово "лес", а вы должны перечислить, что люди получают от леса.

"Лес" - грибы, древесину, ягоды, орехи, лекарственные травы.

"Поле" - пшеницу, овес, рожь, кукурузу.

"Река" - воду, рыбу, песок.

"Земля" - питание для растений, полезные ископаемые, глину.

- Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

З. Александрова

РОДИНА

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!



Предварительный просмотр:

Приложение 7.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.

Итоговое мероприятие. Развлечение.

Тема: «Природа — наш общий дом».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.

Задачи :

«Здоровье». Развивать   у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.

«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.

«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.

«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;

«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, стихи, физкультминутка.

Предварительная работа:

1. Беседы о природе.

2 .Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам.

3.Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний».

4 .Проведение подвижных игр.

5 .Игровые ситуации по правилам обращения с природой.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Релаксация: «Звуки леса».

Образовательные ресурсы: Программа « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! А вы знаете, что есть Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами живем на  прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями (показать картинку моря...), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая   вода, чистая земля, чистый воздух. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.

Беседа с просмотром иллюстраций.

 (Охрана окружающей среды; Животные; Природные явления)

Дальнейшее наше занятие с вами будит проходить на участке нашего детского сада (собираемся на улицу).

Воспитатель: Давайте с вами встанем в полукруг.

Ребята, скажите, как называется наша планета? ( Дети отвечают: Земля). А какую форму она имеет?(шар).Верно форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его нужно много месяцев.  

Наш дом родной, наш общий дом, 
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. Вы согласны принять участие в игре?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я буду ведущая. А вы участники игры. Перед началом игры мы разделимся на две команды, и позволим вам придумать название своей команды, связанное с природой, выбрать капитана. И, конечно же,  познакомимся с правилами:

  1. Нельзя выкрикивать с места.
  2. Ответы принимаются по очереди. За правильный ответ команда получает смайлик.
  3. В конце игры подсчитываем смайлики. Побеждает тот, у кого будет больше смайликов.

Ну конечно тема игры – «Природа»

Первая команда  «Ёжики», вторая «Беркуты».

Все готовы начать нашу игру.

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание

Задание №1

1. Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным и растениям) 

2. Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).

3. Назовите редких птиц нашей республики (аист, лебедь, степной орел, беркут, дрофа, филин, серая куропатка).

4.Назовите редких животных нашей республики (ёж, сурок, тушканчик, выдра, норка, летяга)

5. Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле).

6. Что необходимо для роста и развития растений? (земля, вода, свет, воздух, тепло).

7. Как нужно беречь воду? (Экономить воду, не загрязнять).

 Задание №2

1 команда «Ёжики»

Почему животных называют дикими?

( ответы детей)

-сами добывают корм;

-строят жилище;

-приспосабливаются к окружающей среде

-спасают от врагов.

2 команда «Беркуты»

Почему животных называют домашними?

( ответы детей)

-о них заботится человек;

-они не заботятся о корме;

-живут в готовых жилищах.

 Задание №3

Воспитатель:

Как мы должны заботиться о птицах?

Каждая команда должна отвечать поочередно, ответы должны быть полными, развёрнутыми. (Мы должны вешать кормушки. Нельзя кормушки разорять. Не забывать кормить птиц.)

Задание №4

Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки, чья команда быстрей ответит. Не выкрикиваем, а подымаем руку.

     1. Наши «младшие братья», живущие в лесу (ЗВЕРИ)

     2. Обитатель леса шустрый, своровал листок капустный.

        У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички?(ЗАЯЦ)

     3. На овчарку он похож,

        Что ни зуб-то острый нож,

        Он бежит оскалив пасть,

        На овцу готов напасть (ВОЛК)

     4. Не мышь, не птица

        В лесу резвится,

        На деревьях живет

        И орешки грызет. (БЕЛКА)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 Воспитатель: Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут тогда молчать.

(ЯБЛОНЯ,ГРУША,МАЛИНА,АПЕЛЬСИН,ЕЛЬ,СОСНА,КАШТАН,БЕРЕЗА,ВИШНЯ,КОКОС,СЛИВА,ДУБ,ЛИМОН,КОФЕ)

Задание №5

 Изобразить животное в движении

1 команда «Ёжики» изобразит нам (ежа и аиста)

2 команда «Беркуты» изобразит нам (беркута и лягушку).

Воспитатель: Молодцы на этом наша игра завершается, давайте с вами подсчитаем смайлики.

(воспитатель вместе с детьми подсчитывает смайлики).

И так ребята какая - же у нас команда победила?

Дети: Дружба (медали «Защитник природы»)

Воспитатель: Конечно же дружба. Ребята вы меня очень порадовали своими ответами, МОЛОДЦЫ, а сейчас музыкальная пауза.

Веселая музыкальная игра.

«У оленя дом большой»

Воспитатель:

  Повторим правила поведения в лесу:

  • НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ.
  • НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКИ.
  • НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ.
  • НЕ БЕРИ ЖИВОТНЫХ ДОМОЙ.
  • НЕ ШУМИ И НЕ ВКЛЮЧАЙ ГРОМКО МУЗЫКУ В ЛЕСУ.
  • НЕ МУСОРИ В ЛЕСУ.

 Мы думаем, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю — наш огромный общий дом.

                                Не обижай ни птахи, ни сверчка!

                                Не покупай для бабочки сачка!

                               Люби цветы, леса, простор полей -

                               Все то, что зовется Родиной твоей!

Возвращение в группу. Прослушивание релаксирующей музыки «Пение птиц в лесу».



Предварительный просмотр:

Приложение 8.

Экскурсия по экологической тропе « Птичья столовая».

Цель: Приобщать детей к заботе об окружающей природе, помогать птицам пережить зиму.

Задачи:

  1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.
  2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуации, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  3. Развивать любознательность детей, кругозор, учить делать выводы.
  4. Расширять знания детей о зимующих птицах, обогащать словарный запас загадками о пернатых, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Интеграция областей:  познавательная, речевая, социально – коммуникативная область.

Предварительная работа с детьми:

Беседы о зимующих птицах, чтение художественной литературы,  рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, наблюдения в природе, изготовление кормушек.

Ход совместной деятельности.

Воспитатель вместе с детьми выходит на участок.

Нам оставили письмо.

 «Дорогие мои друзья! Я хозяин волшебной тропинки, Лесовичок, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно выполнить задания. А куда идти, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

« Стволы белеют, шапочки зеленеют, стоят в белой одежке, свесив сережки»

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель:

- Правильно, это березы. У березки стройный ствол с белой корой, длинные тонкие ветки, на концах которых висят сережки.

Давайте посмотрим, где у нас растут березы.

И так в путь? Пойдем искать сюрприз от Лесовичка?

Дети с воспитателем идут к березам, находят письмо на березе.

Воспитатель:

- Если мы нашли письмо, значит дали правильный ответ.

Письмо от березы.

«Я большая,  старая береза, очень рада вашему приходу, так как люблю гостей. Я вам приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то я укажу вам путь к сюрпризу».

Воспитатель:

- Послушайте загадки и отгадайте что это за птицы.

1.Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как ее зовут? (Синичка).

2.Уличный мальчишка в сером армячишке.

По двору гуляет, крошки собирает. (Воробей).

3.Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко — красный галстук мой. (Снегирь).

4.Все я вижу, все я знаю, а не знаю — так узнаю.

Не узнаю — не беда, можно выдумать всегда.

Что творится в лесу — на хвосте принесу. (Сорока).

Воспитатель:

- А теперь давайте поиграем.

У меня есть волшебная палочка, с помощью которого я буду делать волшебные превращения. Буду превращать в птиц. ( Сначала превращаю в птиц 3 детей, надевают таблички и  птицы летят в свои домики).

А остальных ребят я тоже превращу в птиц. В каких птиц я превращу, в тот домик вы и полетите, вас там ждет подружка.

(Играем три раза.)

Воспитатель:

-Все загадки отгадали, поиграли, куда идти дальше?

( обращаю внимание на тропинку, где лежат красивые снежинки.)

Воспитатель:

 - Березка указала нам путь.

(Идем по тропинке, рассматриваем птичьи следы)

 Воспитатель:

-Чьи следы? Одинаковые они или разные? Как вы думаете, почему?

(Большие следы принадлежат большим птицам, маленькие – маленьким)

- Почему здесь их много? (ответы детей)

Воспитатель:

- Птичьи следы привели нас птичьей столовой.

Мы приготовили птицам  вкусное угощенье.

 (Беседуем, что любят синички, снегири,

другие птицы. Раскладываем угощения по кормушкам).

Чтение стихотворения Яшина « Накормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель:

- А сейчас я опять возьму волшебную палочку и

«Покрутись, повернись

  и  в снежинку превратись…»

Снежинки летят, кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю,

образуя большой сугроб.

(обращаю внимание на сугроб, который находится рядом)

- Посмотрите, какие красивые снежинки на сугробе. Наверно это знак Лесовичка, давайте посмотрим, нет ли тут ничего интересного.

(Находим в сугробе сюрприз: корзинка со словами благодарности).

Возвращаемся на участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально - нравственное воспитание детей через художественно - творческую деятельность"

Сегодня социально - нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, направленная на понимание его роли, его личности в окружающем мире. В основу моей р...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

презентация "Красная книга Республики Башкортостан"

Данную презентацию создала на занятие по рисованию на тему "Красная книга Республики Башкортостан" для ознакомления с исчезающими видами растений- цветов. Можно  эту презентацию использ...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.

    Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...

Красная книга Республики Башкортостан

материал для воспитателей по ознакомлению детей с животными красной книги...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к...