Конспект СОД по экспериментированию в средней группе "Какая, ты водичка?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Баранова Ирина Геннадьевна

Экспериментирование в средней группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu_v_sredney_gruppe.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект СОД по экспериментированию
«Какая, ты водичка?».

Провела: Баранова И.Г.

Возраст: 4-5 лет
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)

Задачи:
1. Образовательные: формировать и систематизировать знания детей о воде, её назначении, для чего ее используют;

 активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов; обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

2. Развивающие: развивать представления о свойствах воды; учить формулировать вывод, в ходе совершения практических действий; развивать наблюдательность.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками.

Предварительная работа: беседы о воде, просмотр мультфильмов «Приключение Капитошки», чтение стихов, загадок, потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой; практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций.

Материал и оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Кому нужна вода»; одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар, соль, бутылка с водой, камешки, молоко, сок лимона, салфетки; запись музыки: «журчание воды», гром, капли дождя, звук льющейся воды; картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей, воронка для опыта.

Используемые технологии: ИКТ, ЭОР, технология детского экспериментирования, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии.

1. Вводная часть

Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко светит. Ой!!!
Что это, ребята? Какая большая туча над нашим солнышком.
(Раздается звук грома и шум дождя. Воспитатель с детьми входят в группу и слышат шум дождя, раскрывают зонтик).

Воспитатель: Спрячемся под зонтом, чтобы не намокнуть. Сильный дождик, капельки так и падают со всех сторон.
Зонтик буду я держать
И стараться их считать,
1, 2, 3, 4, 5,
Что же падает опять?

Дети: Капли.
(Ставит зонтик на пол, дети трогают его.)

Воспитатель: Каким стал наш зонтик после дождя, ребята?
Дети: Мокрым, сырым.

Капитошка: Это мы его намочили — я и мои подружки. Мы живем в тучке, и когда нам становится тесно, мы падаем на землю. Летом, осенью и весной мы падаем дождем, а зимой – снегом.
(Песенка Капитошки)

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто к нам в гости пришел? Кто ты?
Капитошка: Вы сможете узнать, кто я, если отгадаете загадки.

Если пить мы захотим,                                                                                         Мы с ней очень крепко дружим,
То ее мы вскипятим.                                                                                        Утром моемся под душем.
(Вода)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).

Капитошка: Вы правы, я капелька воды — Капитошка.

Воспитатель: Как вы думаете, как она к нам попала?                                     Дети: Из водички. Из тучки.                                                                                Воспитатель: А кому нужна водичка?                                                             Дети: Всем!

Воспитатель:  Ребята скажите, а зачем нужна вода людям? (ответы детей ) Какие вы молодцы!!

Воспитатель: Капитошка. А зачем ты к нам пришла?
Капитошка:

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?

Воспитатель: Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие ее вопросы.

Капитошка: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда?
Воспитатель: Ребята давайте поможем Капитошке найти её сестричек. (Путешествуют – поиск капелек по группе: там, где живут капельки, мы отметим эмблемками капли).
1. Подходят к графину с водой (вода нужна, чтобы ее пить.)
2. К умывальной комнате (мыть руки, умываться, мыть игрушки, быть чистоплотными)
3. Около мойки (для мытья посуды.)
4. К цветам.

Воспитатель: Вот видишь, капелька, как вода важна, как много твоих подружек в нашей группе. Давайте, расскажем капельке, кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, человеку.
— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная, а еще воду нужно беречь. Но иногда – вода может изменить свои свойства.

Капитошка: 

Я маленькая капелька
Живу среди воды.
Сегодня приглашаю вас
В чудесный мир воды.

Воспитатель: Ребята, у Капитошки есть своя волшебная Лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыта с водой. Она приглашает нас туда узнать, как вода может изменяться. Но чтобы туда попасть, Капитошка приготовила нам сюрприз.
Воспитатель: Давайте превратимся в ручеек из маленьких капелек и    отправимся в наше путешествие в страну «Волшебной воды».

(Одеваем на голову капельки. Звучит музыка ручейка).

2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем сотрудниками «Волшебной лаборатории».

Опыт: «Вода»
Перед каждым ребенком 2 стакана с водой. Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, вода какая?
Дети: Жидкая.

Опыт: «Какую форму имеет вода?»
Воспитатель: Ребята посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налейте воду в стакан. Обратите внимание, вода приняла форму стакана. Скажите вода имеет форму? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вода принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Опыт: «Вода – не имеет вкуса и запаха»

Воспитатель: В стакан добавляем сок лимона. Скажите, она имеет запах? Дети: Да.                                                                                        

Опыт: «Вода – растворитель». (сладкая, соленная).
Воспитатель: Ребята, возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Скажите, она имеет вкус?                                                                                                 Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь возьмите сахар, добавьте в стакан и размешайте. В другой стакан добавьте соль. Скажите, а теперь вкус у воды есть?                 Дети: Да.

Воспитатель: Правильно, вода принимает вкус того вещества, которое в него добавили.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем!

Физкультминутка
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывем по теплой речке (плавательные движения)
В небе тучки как овечки.
Разбежались, кто куда (потягивание – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (садятся)

Опыт: «Вода – прозрачная»

Воспитатель: Какого цвета вода? Ребята, скажите у воды есть цвет?                      Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь возьмите камушек и бросьте в стакан с молоком. Вы его видите?                                                                                                         Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, мы делаем заключение, что вода прозрачная.

Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!

Пальчиковая игра «Облака»


Маленькое облако (округлить руки, пальцы сцепить в «замок»)
По небу плывет. (качать руками влево и вправо)
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако (поднять сцепленные руки и потянуться вверх)
На утес могучий,
Превращает облако (развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши, и   изобразить дождик)

В грозовую тучу.

                   

Опыт: «Грязная и чистая вода» (очистка воды.)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду?                                                                                                            Дети: Она грязная.
Воспитатель: Существуют разные способы очистки воды.
Ребята посмотрите перед вами две емкости с грязной водой. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с  чистой водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.

Воспитатель: Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?
Дети: Вот эту.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей ваткой?
Дети: Ватка стала грязной.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?
Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.


Где водится грязь, там лягушки живут
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.
Воспитатель: Ну вот, Капитошка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства?

Перечислите:
1. Вода не имеет формы.
2. Вода не имеет запаха и вкуса.
3. Вода – растворитель.
4. Воду можно очистить.

Капитошка: Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде?

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду – зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.


Воспитатель: А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много и её можно было пить. Чтобы в речке была вода, и можно было в ней купаться.

Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря не выпускай,
Закрывай покрепче кран!

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение «Вы, слыхали о воде?»

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда! 


Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

 Путешествует всегда

Ваша спутница – вода!

Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить вас живительной силой.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка!
Капитошка: И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Капитошка: А теперь, чтобы капелька не грустила, давайте возьмем ее подружек и сделаем лужицу. Пусть они веселятся и водят хоровод.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Сегодня вы узнали много нового. Узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить и как бережно относиться к ней.
Вы стали настоящими экспериментаторами. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Освобождение бусинок из ледяного плена".

Сформировать у детей экологические представления организованные на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Провести опыт со льдом. Развивать мелкую моторику рук....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

Конспект занятия по экспериментированию В средней группе Тема: «Фокусы с магнитами». Составлен воспитателем Овечко Г. Н. Дата проведения: март 2014 г.

Конспект занятия по экспериментированиюВ средней группеТема: «Фокусы с магнитами».Составлен  воспитателем Овечко Г. Н.Дата проведения: март 2014 г....

Цветочный город. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе.

Занятие по экспериментированию в средней группе...

«Волшебник — воздух». Конспект занятия по экспериментированию в средней логопедической группе

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: «Волшебник – воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...