НОД для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию «Обитатели воды — рыбы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Концаренко Наталья Валериевна

Задачи: Уточнить и расширить представление детей о рыбах;

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения. Материалы к занятию: Прозрачный сосуд с водой кусочек пластилина, иллюстрации с изображением рыб.

Ход: Воспитатель : Дети мы сегодня с вами совершим путешествие в мир, а в какой, вы узнаете, отгадав загадку:

– Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть, а не летаю.

Воспитатель : Правильно, это рыбы. Мы сегодня совершим путешествие в мир рыб. Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением рыб: щука, карась, окунь, налим, осетр и др. - Посмотрите, какие разные рыбы на картинках. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются. (дети проговаривают вместе с воспитателем) - А теперь поиграем в игру “Какой рыбы не стало? ” (дети закрывают глаза, убирается одна картинка, дети угадывают, какой рыбы не стало.)

Воспитатель : Чем все рыбы похожи? Дети : (есть плавники, голова, два глаза, хвост, овальное туловище) Воспитатель : Все рыбы очень интересные и такие разные, но какой одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет? Дети : (они живут в воде, тело покрыто чешуей, у рыб есть жабры) Воспитатель : Чем рыбы отличаются от зверей? (варианты ответов детей) -Рыба живое существо? (ответы детей) - Почему вы так думаете? Докажите. Дети : (рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают, вырастают большие и т. д.)

Воспитатель: Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде. А вот мы сейчас и выясним какие рыбы где живут. Игра «Речка или море» Воспитатель : Как появляются детеныши у рыб? (из икры)

Воспитатель : Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Например так появляются маленькие рыбки у гуппи и меченосцев в аквариуме. Воспитатель : Почему детеныши рыб называются мальки? (потому что маленькие, крошечные, их плохо видно) - А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (ответы детей) - Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили? (на пластилине пузырьки) - Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух и рыбы им дышат.

Воспитатель : Рыбки отличные пловцы. А вы умеете плавать? Давайте немного поплаваем в реке.

ФИЗМИНУТКА «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, Шагаем на месте.

Наклонились и умылись. Наклоны вперед, руки на поясе.

Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.

Вот так славно освежились. Встряхиваем руками.

Делать так руками нужно: Круги двумя руками вперед.

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль. Круги руками вперед поочередно.

Все, как один, плывем как дельфин. Прыжки на месте.

Вышли на берег крутой Шагаем на месте.

Но не отправимся домой.

Воспитатель : Ребята, а по форме какую геометрическую фигуру напоминают рыбки. Дети: (на капельку, на листочек, на ложку, на овал – картинки помогают детям сделать выбор)

Воспитатель : А теперь попробуем с помощью геометрических форм определить форму рыб: выполните задание на листочках, соедините карандашом геометрическую фигуру и рыбку, которая на нее похожа.

(дети выполняют задание самостоятельно)

Воспитатель : Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб? (плавать, плавать на лодках, кораблях)

Воспитатель : Какую пользу приносят рыбы человеку?

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Поиграем в игру “Скажи правильно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

Воспитатель : Ребята понравилось вам наше путешествие? Что понравилось вам больше всего? (ответы детей) Мы с вами еще не раз встретимся с прекрасными рыбками, а сейчас нам пора завершить наше путешествие. О ком мы сегодня говорили?Что нового мы узнали о рыбах?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obiteteli_vodoemov.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию «Обитатели воды — рыбы»

Задачи: Уточнить и расширить представление детей о рыбах;

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения. Материалы к занятию: Прозрачный сосуд с водой кусочек пластилина, иллюстрации с изображением рыб.

Ход: Воспитатель : Дети мы сегодня с вами совершим путешествие в мир, а в какой, вы узнаете, отгадав загадку:

– Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть, а не летаю.

Воспитатель : Правильно, это рыбы. Мы сегодня совершим путешествие в мир рыб. Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением рыб: щука, карась, окунь, налим, осетр и др. - Посмотрите, какие разные рыбы на картинках. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются. (дети проговаривают вместе с воспитателем) - А теперь поиграем в игру “Какой рыбы не стало? ” (дети закрывают глаза, убирается одна картинка, дети угадывают, какой рыбы не стало.)

Воспитатель : Чем все рыбы похожи? Дети : (есть плавники, голова, два глаза, хвост, овальное туловище) Воспитатель : Все рыбы очень интересные и такие разные, но какой одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет? Дети : (они живут в воде, тело покрыто чешуей, у рыб есть жабры) Воспитатель : Чем рыбы отличаются от зверей? (варианты ответов детей) -Рыба живое существо? (ответы детей) - Почему вы так думаете? Докажите. Дети : (рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают, вырастают большие и т. д.)

Воспитатель: Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде. А вот мы сейчас и выясним какие рыбы где живут. Игра «Речка или море» Воспитатель : Как появляются детеныши у рыб? (из икры)

Воспитатель : Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Например так появляются маленькие рыбки у гуппи и меченосцев в аквариуме. Воспитатель : Почему детеныши рыб называются мальки? (потому что маленькие, крошечные, их плохо видно) - А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (ответы детей) - Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили? (на пластилине пузырьки) - Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух и рыбы им дышат.

Воспитатель : Рыбки отличные пловцы. А вы умеете плавать? Давайте немного поплаваем в реке.

ФИЗМИНУТКА «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, Шагаем на месте.

Наклонились и умылись. Наклоны вперед, руки на поясе.

Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.

Вот так славно освежились. Встряхиваем руками.

Делать так руками нужно: Круги двумя руками вперед.

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль. Круги руками вперед поочередно.

Все, как один, плывем как дельфин. Прыжки на месте.

Вышли на берег крутой Шагаем на месте.

Но не отправимся домой.

Воспитатель : Ребята, а по форме какую геометрическую фигуру напоминают рыбки. Дети: (на капельку, на листочек, на ложку, на овал – картинки помогают детям сделать выбор)

Воспитатель : А теперь попробуем с помощью геометрических форм определить форму рыб: выполните задание на листочках, соедините карандашом геометрическую фигуру и рыбку, которая на нее похожа.

(дети выполняют задание самостоятельно)

Воспитатель : Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб? (плавать, плавать на лодках, кораблях)

Воспитатель : Какую пользу приносят рыбы человеку?

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Поиграем в игру “Скажи правильно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

Воспитатель : Ребята понравилось вам наше путешествие? Что понравилось вам больше всего? (ответы детей) Мы с вами еще не раз встретимся с прекрасными рыбками, а сейчас нам пора завершить наше путешествие. О ком мы сегодня говорили?Что нового мы узнали о рыбах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология.  2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игр...

Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе по познавательно - речевому развитию Тема: «Дружат дети всей земли»

Основная образовательная деятельность:  познавательная деятельностьИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие, физическое развитие.Цель: Формировать...

Презентация для детей старшей группы по познавательно- речевому развитию "ВОДА"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "ВОДА"...

Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группе Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»

Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Программное содержание. Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая...