Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Юлия Германовна Петрова

Использование современных образовательных технологий:

1. Здоровьесберегающая технология.  

2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

3. Информационно-коммуникативная технология.

4. Игровая технология.

5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_gribochki.docx107.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №74 присмотра и оздоровления
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию  " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:

1. Здоровьесберегающая технология.  

2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

3. Информационно-коммуникативная технология.

4. Игровая технология.

5. Нетрадиционные методы (ТРИЗ).

                        Составитель: воспитатель

                        Узюмова Юлия Германовна
                                                           

Санкт-Петербург

2014год

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию
" Грибы-грибочки ".

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
  • учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
  • учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
  • закреплять употребление предлогов;
  • побудить детей к активному диалогу;
  •   пополнить и активизировать словарь по теме.
  • Развивающие:
  • развивать зрительную и фонематическую память;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к жизни леса;
  • воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: пнята, опнята, желчный (гриб), шершавая, "воротничок", грибница, в крапинку.

Оборудование: магнитофон, запись "Голос леса", корзинки для детей, муляжи грибов, мягкие подушечки (пеньки), плакат "Съедобные, несъедобные грибы", плакат "Ядовитые грибы", разрезные картинки, карточки-схемы (ТРИЗ), карточки с изображением строения гриба, слайды "Осеннего леса".

Предварительная работа: чтение р.н.с "Война грибов", "Война грибов с ягодами", В.Катаев "Грибы", "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".


Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?

- Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Для этого нам понадобятся корзинки.

- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.

- За грибами мы поедем на электричке до станции " Лесная ".

( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )

" Чух-чух-чух ",

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,-

" Тороплюсь ",- гудит:

" У-У-У ..."

( Дети " приезжают " в лес). Слайд осеннего леса.

- Вот мы и приехали на станцию " Лесная ". Посмотрите, какие деревья в лесу вы видите. ( Ёлки, берёзы, сосны, дубы и т.д.)

- Как называют такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный.)

- В нашем лесу растёт много грибов, давайте соберём полные корзинки.

( У ребят в руках корзинки, дети собирают грибы – муляжи).

- Много грибов вы собрали. А как называют тех, кто собирает, любит собирать грибы? ( Грибники)

- Давайте присядем на " пеньки " (мягкие подушечки в виде шляпок грибов), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.

3. Д/и " Почему так названы ".

В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.

- В красной шляпке словно гном,

 Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)

- Кто догадался, что это за гриб, вынимайте его из своей корзины (кладут рядом).

- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)

- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.

- Этот гриб весьма хорош

 На опавший лист похож. (Подберёзовик)

- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)

- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)

Кладут подберёзовик рядом с подосиновиком (также с остальными грибами )

- В глухом бору стоять привык

  На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб)

- Опишите его, какой он. ( Круглая,  коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)

- Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)

- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)

- Грибы букетом

 Стоят на пеньке

 Найдётся им место

 В твоём кузовке. ( Опята)

- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")

- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").Раньше в деревнях их называли пнятами, опнятыми.

- Говорят, что эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы?          ( Сыроежки). Шляпки могут быть красного, жёлтого, зелёного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. Сырыми их есть нельзя, а назвали их так потому, что сыроежки готовятся быстрее всех остальных грибов.

- Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение.

- А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)

- Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")

- Давайте положим " съедобные " грибы в корзинки.

4. Работа по плакатам " Съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.

- Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти два гриба?           ( Мухомор, бледная поганка). Почему они выделены на плакате красными треугольниками? ( Их нельзя есть)

- Как называются такие грибы? Почему их нельзя есть? ( Ядовитые, отравимся, можно умереть)

- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый " воротничок ")

- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)

- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)

- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.

- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? ( Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )

- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )

- Я очень рада, что никто из вас не положил в свои корзинки ядовитые грибы. Мухомор и бледную поганку нам есть нельзя, а надо ли их уничтожать? Почему? ( Нет, не надо. Мухомор едят лоси, с его помощью избавляются от мух. Из бледной поганки изготавливают лекарства)

- Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. Например, у опят - ложные опята, у белого гриба- желчный гриб, у лисичек- ложные лисички ( показываю на плакате ) и многие другие.

Существует важное правило сбора грибов:

  •  Если гриб вам не знаком, что делать? ( Спрошу у того, кто знает или не буду брать и даже трогать руками) Это первое правило.

- Если внимательно посмотрите на плакаты, то увидите, что у всех грибов есть что-то общее. Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница. )

- Грибы вырастают из грибницы - это корень гриба, который живёт несколько лет ( показываю картинку с изображением строения гриба. ) На этом же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. Если мы вырвем гриб из земли, то повредим грибницу, гриб в этом месте уже расти не будет.

  •   Поэтому второе правило сбора грибов:

- Грибы надо срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить корешки (грибницу ) или выкручивать. Этим мы бережом лес, природу.

5.  Д/и "Найди шляпку к ножке".

- Ребята, кто-то разрезал все картинки на кусочки, давайте соберём их. (Работа по группам, детям предлагается несколько вариантов грибов, разрезанных на несколько частей)

- Что можно сделать с грибами? ( Срезать, выкрутить, сварить, пожарить, заморозить, засушить, засолить, замариновать)

- Какие блюда можно приготовить? ( Ответы детей)

- Молодцы, вы все справились с этим заданием. Грибники из вас получились хорошие, все грибы знаете, ядовитые в корзинки не положили, как собирать рассказали. Давайте немного отдохнём.

6. Физминутка.

Все зверушки на опушке    ( идут в хороводе )

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали                  ( скачут вприсядку )

Рыжики искали.                                                        

Лисичка бежала                   ( бегут )

Лисички собирала.          

Скакали зайчатки                ( скачут стоя )

Искали опятки.
Медведь ходил                    ( идут, изображая медведя )

Мухомор раздавил.

7.  Составление описательного рассказа о грибах с использованием ТРИЗ.

- Отдохнули, а сейчас давайте составим рассказ о грибах ( дети присаживаются на полянку на " пеньки "). Работа по схеме, воспитатель показывает.

  1.  "?" ( что это за гриб – название)
  2. лес (где растёт, под каким деревом )
  3. два гриба (съедобный, несъедобный, один из них в красном треугольнике)
  4. шляпка, ножка, грибница (из чего состоит, внешний вид, цвет)
  5.  корзинка ( зачем грибы нужны человеку, что с ними делать - приготовить )
  6. рука (как нужно собирать грибы)
    Привожу примерный рассказ о грибах.

- Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он растёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.

- А теперь вы расскажите, выбрав любой понравившийся вам гриб из вашей корзины. (2-3 воспитанника)

8. Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке? Что больше запомнилось? Что нового вы узнали?

- Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ... (отмечаю каждого ребёнка).

- Всем спасибо! Пора возвращаться, берите свои корзинки с грибами. Сейчас выйдем из леса, дойдём до станции " Лесная ", сядем в электричку, скоро будем в детском саду.

Воспитанники имитируют движение электрички.

Источники: Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы". Изд.: АЙРИК-пресс, 2006

Т.А.Шорыгина "Грибы. Какие они?" Изд.: Гном и Д, 2013

И.В.Дурова "Развитие речи. Мир растений и грибов: фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья. Тематический словарь в картинках. Для занятий с детьми 5-7 лет". Изд.: Школьная книга, 2012.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: Грибы.

Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах.Моя задача состояла в том, что бы познакомит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ка...